Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»
материал по теме

Нурмухаметова Алия Сиреневна

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отзывчивый» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре- практикуме

«Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников »

по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отзывчивый» 

(Нурмухаметова А.С..- воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»)

 Февраль 2014г.

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство "видят" ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование. .

Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью, именно в этом возрасте они познают окружающий мир и задают очень много вопросов. В связи с этим очень важно развивать такие интегративные качества, как «любознательный», «активный». Рассматривая эти качества, необходимо учитывать ряд показателей:

а) интересуется ли ребёнок новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире);

б) задаёт ли вопросы взрослым, любит ли экспериментировать;

в) может ли самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности), а в случаях затруднений обращается ли за помощью к взрослому;

г) принимает ли живое, заинтересованное участие в образовательном процессе [2, с. 132].

д) Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).

По нашему мнению, формированию интегративных качеств личности ребёнка «любознательный», «активный» может способствовать такая дидактическая игра, как «Исследователь».

В этой игре ребёнку предлагается выбрать любой предмет. И ребёнок должен сказать, зачем он нужен, из чего сделан, на что похож, чем отличается от какого-то другого предмета, какой он на вкус, наощупь, какой формы, определить размер и цвет. Затем спросить, что случится с предметом, если бросить его в огонь, в воду, подбросить его и т. д. Можно назвать ребёнку пару предметов, например, стол и кастрюля, а ребёнок назовет, чем они похожи и чем отличаются между собой. Эта игра ориентирована на развитие способности самостоятельно действовать, а при затруднениях обращаться за помощью к взрослому.

  Большое внимание в воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях уделяется развитию эмоциональной сферы ребёнка. Нравственное развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Не случайно выделяется интегративное качество «эмоционально отзывчивый». Показателями сформированности данного интегративного качества являются:

 а) ребёнок откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживет персонажам сказок, историй, рассказов;

б) эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Мы предлагаем на примере сюжетно-ролевой игры «Дом» рассмотреть возможности формирования этого интегративного качества личности ребёнка. Девочки играют между собой. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой, внучкой, сестрой. Хотя бывает, что девочка исполняет папину роль. Тут необходимо научиться общаться друг с другом, понимать, доверять, сочувствовать, помогать.

Очень важны время и место действия. Как и в обыденной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагает, как правило, воспитатель, но в процессе игры что-то может измениться. Например, "мама" отводит "дочку" в садик или в школу, сама идёт на работу, дома хозяйничает "бабушка". Вечером они вместе собираются, пьют чай, беседуют. Потом "мама" садится за рукоделие, "дочь" идёт рисовать, а "бабушка" включает ненастоящий телевизор, где как будто показывают концерт. Поют, читают стихи сами дети. Когда концерт заканчивается, с работы приходит "папа". Он рассказывает о том, что с ним произошло, ужинает и предлагает "дочке" покатать её на машине – это у него велосипед. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей всё немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов.

В процессе игры ребёнок проигрывает жизненные ситуации, которые он видит в окружающей его действительности. Быт семьи. Мама, папа, дети. Детям в этом возрасте очень интересно проигрывать такие ситуации.

Таким образом, в процессе формирования интегративных качеств личности ребёнка актуально и целесообразно применение разных видов игр. Следует отметить, что при формировании отдельных интегративных качеств личности ребёнка не представляется возможным обращение к какому-либо одному виду игры.