Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
консультация на тему

Мамелина Юлия Викторовна

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Коротко описаны разделы программ. ВНа практической части семинара, педагогам были даны задания, далее анализ и обсуждение выполнених заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

         Экологическое воспитание дошкольников  - непрерывный процесс воспитания, обучения и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. 

        Нравственное воспитание дошкольников  определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. 

          Парциальные экологические программы:

      1. Программа «Семицветик»  (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)

         Решается задача  культурно-экологического образования детей дошкольного возраста - начального этапа становления духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия.

  2.Программа «Мы – земляне» А. Вересовой имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности (создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания - ценностное отношение к миру, система личностных смыслов).

Программа "Мы - земляне" исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре. 

В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный). 

Суть естественнонаучного подхода в том, что экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать "экологией выживания". И если система экологического воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим, что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают изучать биологию.      

Натуралистический подход в определенном смысле противостоит первому, рассматривая проблему как бы с другой стороны. Его можно было бы определить как "экологию среды", ибо в его основе - изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека.

        3. «Природа и художник» (Т. А. Копцева)

         Программа нацелена на формирование у детей четырех - шести лет целостных представлений о природе как живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Основные блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» содержат систему художественно-творческих заданий, которые способствуют передаче и накоплению у дошкольников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, приумножению опыта творческой деятельности, становлению умений и навыков изобразительной, декоративной и конструктивной деятельностей с учетом возрастных особенностей детей. 

  1. Программа «Наш дом – природа» разработана Н. А. Рыжовой. Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет).
  2. Программа «Ребенок открывает мир природы»

          В программе «Детство», созданной в Петербурге раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа  включает четыре содержательных блока для каждого возраста:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»;
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).

Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

  1. Программа «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова)

     Предусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и социальных явлений. Теоретической основой программы является концепция личностно-ориентированного образования, в центре которой - создание условий для развития личности ребенка. Предоставляет возможность ребенку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоционально-положительное, бережное и ответственное отношение детей к живой природе. Программа дополнена примерным тематическим планом занятий и организационно-методическими рекомендациями по ее реализации.

  1.  Программа «Юный эколог»  (С. Николаева) направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

      Программа состоит из 2-х подпрограмм:

  • «Экологическое воспитание дошкольников»;

«Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей».

  • Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. 
  1. Программа «Паутинка» (Ж. Л. Васякина-Новикова)

   Цель программы — формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей.

      Парциальные программы по нравственному воспитанию


      1.Программа «Я — человек» Автор С. А. Козлова. 
     Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям. 
Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. 

     2.Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева. 
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. 
     Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках. 

        Задача педагогов и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

       Практическая часть:

      Задания для педагогов.

      Составить план мероприятий по решению следующих проектов:

  1. Тема: «Украсим город цветами»

Цель: формирование основ экологической культуры, экологического самосознания у детей и взрослых, их воспитывающих.

Задачи:

Познакомить детей с особенностями жизни и развития растений.

Формировать представление о том, что растение – это живой организм и нуждается в уходе.

Способствовать у детей познавательной активности.

Помочь ребенку усвоить правила поведения и общения с миром природы.

Формирование трудовых навыков и умений, воспитание ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

  1. Тема: «Природа в опасности»

Цель: формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста .

Задачи:

Расширять и закреплять знания детей об охраняемых животных и растениях, занесенных в красную книгу.

Познакомить с правилами поведения в природе.

Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказании помощи природе.

Воспитывать бережное отношение к природе .

  1. Тема: «Человек друг природе».

Цель: формирование основ экологической культуры, экологического самосознания у детей и взрослых, их воспитывающих.

Задачи:

Закрепить и расширить знания детей о природе

Воспитывать заботливое отношение к родному краю

Разумно использовать дары природы

Развивать творческие способности детей

Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум " Компетентность педагога в экологическом воспитании"

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и прир...

Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка.

Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка....

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Семинар – практикум на тему: «Значение экологического воспитания дошкольников»

К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».Цел...

Семинар для педагогов На тему: Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формирует...

Семинар- практикум «Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:устойчивых знаний о пр...

Семинар-практикум для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему «Путешествие в экологию»

Цель: показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей.Задачи:- выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей;- повысить интерес родителей...