Семинар- практикум «Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Свинцова Евгения Леонидовна

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

устойчивых знаний о природе, а также взаимосвязей в ней;

бережного отношения к природе;

правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»;

эмоциональной отзывчивости к живой природе;

положительных эстетических ощущений от любования самой природой;

умений познавать особенности окружающего мира.

Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - это экологические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_konsultatsiya.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум

«Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

устойчивых знаний о природе, а также взаимосвязей в ней;

бережного отношения к природе;

правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»;

эмоциональной отзывчивости к живой природе;

положительных эстетических ощущений от любования самой природой;

умений познавать особенности окружающего мира.

Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - это экологические игры. 

Через игровую деятельность, направленную на экологическое воспитание, решаются следующие задачи:

• углублять и расширять у детей экологические знания;

•прививать начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;

•развивать познавательную, творческую активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности;

• воспитывать у дошкольников чувство бережного отношения к природе

Экологические игры бывают:

Сюжетно-ролевые;

дидактические;

имитационные;

соревновательные;

игры-путешествия.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Успешно применяются в практике экологическом воспитании детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое», «Птицы-рыбы-звери».

Различные ботанические, зоологические - лото, пазлы, демонстрационные картины – учат детей закреплять знания, систематизации объектов, формируя навык пользования моделями.

Игры учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Что третье?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

Дидактические игры. Игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся представления в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);

 - настольно - печатные игры;

 - словесные игры.

 В играх с предметами используются реальные  объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Я организую такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. («Вершки - корешки», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси жёлтый листок»).

 Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

 «Отгадай, какую картинку спрятали?»  Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Цветут цветы».. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Деревья», «Ягоды», «Четыре времени года».

В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Дремучий лес», «Цветочный сад», «Воздух, земля, вода»,  «Подводное царство»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий , познают экологический мир.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

 Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 3 группы.

 В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Когда это бывает?», «Цветочный магазин», «Чьи детки на этой ветке». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Угадай, что где растет?»  «Нужно-не нужно», «Кто летает, бегает, прыгает».  Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови одним словом».

Особое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет сюжетно-ролевая игра– это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении.. Сюжетно – ролевую игру можно организовывать с детьми не только в повседневной жизни, но и привносить её в непрерывно образовательную деятельность. Включение в содержание непрерывно образовательной деятельности, различных элементов сюжетно-ролевой игры (обыгрывание игрушек, разыгрывание сюжета, выполнение ролевых действий) будет способствовать развитию содержания последующих детских игр, сформирует умение самостоятельно осуществлять игровой замысел.

Используя в работе по экологическому воспитанию сюжетно – ролевую игру, нельзя не сказать о такой форме, как игровая обучающая ситуация. Игровая обучающая ситуация – это специально организованная сюжетно – ролевая игра («Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Прогулка в лес», «Пух пришёл к обеду», «Магазин» (организовать отделы «Семена», «Овощи – фрукты», «Цветы»), «Семья» (расширить сюжет: семья едет в лес, сажает огород, отправляется в путешествие на море и т.п.), «Зоопарк», «Ветлечебница «Айболит» и другие.

Подвижные игры.

Они основаны на развёртывании особой игровой деятельности участников и стимулируют высокий уровень мотивации и интереса к природе; связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.

Требования к играм экологического содержания

•Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. (Игры по возрастам.)

•Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

•Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

•Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. (Игры по сезонам.)

Перед началом игры обязательно нужно вспомнить её содержание, цель и правила. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. («Дед Мазай и зайцы», «Кукушка», «Не намочи крылья», «Ястребы и ласточки», «Воздух, земля, вода, огонь», «Гуси», «Птичка и кошка», «Птичка на дереве», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Голодный зверь»).

 Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.

Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.

Театрализованные игры. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки). В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.

Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов. 

В целях эффективности обучения детей актуальны такое  пособие, как: лэпбук . 

Это методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Наполняя папку материалом экологического содержания, не следует забывать о возрастном принципе. Мной разработаны лэпбуки по следующим темам «Весна красна», «Редкие животные», «Времена года», «В гости к лету», «Растительный и животный мир области». Игровое пособие может использоваться как для самостоятельной игры детей, так и в ходе проведения игровых занятий. В группе оформляется Сезонное дерево, на котором ребята совместно с воспитателем фиксируют сезонные изменения, тем самым выделяют и анализируют основные признаки сезонных изменений.

Сенсорные игры. Игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает жёлтым?», «Мягкий, колючий» и др.

Игры - экспериментированиеС использованием природного материала связаны игры - экспериментирование с разными материалами: игры с водой, льдом, снегом «Очистим воду», «Вырастим кристаллы», «Волшебная соль», «Царство цветных льдинок»; со светом «Пускаем солнечные зайчики»; с магнитами, стеклом, резинкой «Испытание магнита», «Попрыгунчики»; с увеличительными стеклами «Сыщики», «Мир в цветном стекле».

Таким образом, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Словесные экологические игры

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Поле чудес «Цветик –многоцветик»

Экологическая игра

Цели и задачи игры:

-активизировать  познавательный  интерес к экологическим проблемам;

- выявить степень знаний,  кругозора  ребят  по теме  знаний об охране природы;

- формирование ответственности за сохранение природы своего края.

Правила игры

1.На круге, разделённом на восемь частей, в центре-юла со стрелкой.

   Зелёный цвет – два сектора(10,20 баллов).

   Синий цвет - два сектора(10,20 баллов).

   Желтый цвет - два сектора(10,20 баллов).

   Красный цвет –два сектора(10, 20 баллов).

2. В игре участвуют по 3 человека  4 раунда.

3. Затем участники игры крутят по очереди волчок.

Ведущий объявляет цвет сектора и цену ответа на вопрос. Время на обдумывание ответа – 30 секунд.

4.  Супер игра –это 4 раунд, в котором играют набравшие наибольшее количество баллов за раунды.

Вопросы секторов зелёного цвета

(по теме «Растения»)

1. Природная зона, находящаяся под особой охраной. (10б. – заповедник)

2. Садовый цветок, считающийся королевой цветов (10б.- Роза)

3.Это дерево считается символом России. Его почки и листья используются как желчегонное средство (10 б. – берёза).

4. За сутки это растение может вырасти на метр (20 б.- бамбук).

5.В повести Рэя Брэдбери из этого растения делали вино, у нас из его  цветов варят варенье (20 б.- одуванчик).

6. Это растение узнает даже слепой ( 20 б. – крапива)

Вопросы секторов синего цвета

(по теме «Птицы»)

1.Какая птица является единственным гнездовым паразитом? (10 б.- кукушка)

2. Самая большая птица, не умеет плавать, бегает быстрее всех? (10 б. – страус)

3. Какую птицу называют «птица мира»? (10 б. – голубь)

4. Каких птиц называют «санитарами леса»? (20 б.- дятел,)

5.Эти быстрокрылые птицы  способны перелететь пустыню Сахару без посадки за 12 часов (20 б. – стриж).

6. Какая птица гнездится и выводит потомство зимой? (20 б. – клёст)

Вопросы секторов желтого цвета

(по теме «Насекомые»)

1. Насекомое, производитель вкусного лакомства (10 б. – пчела) 

2. Насекомое, ловящее свою добычу паутиной (10 б. – паук)

3.Это паукообразное с помощью хвоста, вооруженного ядовитым жалом, легко расправляется с мелкими млекопитающими и ящерицами

(10 б.- скорпион).

4.Какое насекомое слышит ногами? ( 20 б.- кузнечик)

5. Чем питается куколка бабочки капустницы? (20 б.- на стадии куколки бабочки не питаются)

 6. Какое насекомое является самым опасным для человека?

(20 б.- полагают, что за всю историю человечества комары явились причиной половины всех смертей людей )

Вопросы секторов красного цвета

(по теме «Млекопитающие»)

1. Самое высокое животное (10 б. – жираф)

2. Лесное животное, спит с открытыми глазами (10 б. – заяц)

3. носит детенышей в сумке (10 б. – кенгуру)

4.Самое крупное морское млекопитающее (20 б. – в Черном море –малый полосатик(кит), ).

5.Это млекопитающее без вреда для себя ест ядовитых змей (20 б.- ёж).

6. Какое животное изображено на картине И. Шишкина «Утро в лесу»?

( 20 б. – медведь)

Суперигра

Вопросы для зелёного сектора:

1. Это популярное лекарственное растение называют «травой от 99 болезней». Из этой травы получен антибиотик новоиманин (50 б.- зверобой).

2.Масло какого дерева использовали художники для добавления в краски, чтобы защитить их от разрушений? (один  сектор- 100 б.- орех грецкий)

Вопросы для синего сектора:

1. Человек, который изучает птиц ( 50 б.- орнитолог)

2. Как называется самая крупная птица Омской области, занесенная в Красную книгу? (один сектор- 100 б. – Лебедь-шипун)

Вопросы для жёлтого сектора:

1. Сколько ног у паука? ( 50 б. – 8)

2. Самая крупная бабочка Омской области? (100 б.- Махаон)

Вопросы для красного сектора:

1.Эти животные плавают со скоростью поездов, обладают очень тонким слухом (один  сектор-50 б.-  дельфины)

2.Как называется аналитический контроль и диагностика состояния окружающей среды? (один сектор- 100 б.- экологический мониторинг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...

Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка.

Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка....

Семинар-практикум "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"

Семинар-практикум "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"...

Семинар – практикум на тему: «Значение экологического воспитания дошкольников»

К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».Цел...

Семинар-практикум для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему «Путешествие в экологию»

Цель: показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей.Задачи:- выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей;- повысить интерес родителей...