семинар-практикум по КП «Совместная игра взрослых и детей»
консультация (старшая группа)

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть социоигровыми и коммуникативными навыками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через проведение культурной практики

«Совместная игра взрослых и детей»

Актуальность: В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть социоигровыми и коммуникативными навыками.

Проблема: у детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником, затруднено общение в игре.

Трудности в общении вызваны:

- недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков;

- неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т.д.);

- отсутствием умения управлять своим поведением, наличием отрицательных мотивов общения (преобладание у ребенка) эгоистических мотивов, стремление к абсолютному самоутверждению).

Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи детей через совместную со взрослым игру в соответствии с ФГОС.

Задачи:

  • Активизировать деятельность  педагогов при реализации  программных задач по программе «От рождения до школы».
  • Познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей.
  • Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
  • Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

        Методы и приемы: мозговой штурм, обмен опытом, деловая игра, игровые упражнения, словесная игра, сюрпризный момент.

        Материал: кукла, мяч, картинки с эмоциями, игрушки, коробка, орехи фундук.

Ход семинара

                                 «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений –  одна из важных задач воспитания  

личности ребенка дошкольного возраста»                                                                                                                    В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникация.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Коммуникативная функция является основной и первоначальной - назначение речи быть средством общения.

Игровое упражнениес педагогами

Назовите синонимы к слову «общение» (беседа, разговор, диалог, переговоры, собеседование, коммуникация и др.)

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям. Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.

Правильно организованное общение:

обогащает детей впечатлениями;

является источником разнообразных эмоций;

учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;

помогает преодолеть робость либо агрессивность;

способствует становлению личности;

формирует представление о другом человеке — ровеснике;

начинает развивать способность понимать других людей;

подготавливает к последующему общению со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет несколько этапов.

Эмоционально-практическое общение (2-4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе — локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.

Ситуативно-деловое общение (4-6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения — деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.
Внеситуативно-деловое (6-7лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы.

Формирование навыков общения друг с другом и со взрослыми у детей дошкольного возраста происходит в основном через игру.

Игровая деятельность выполняет определенные функции.

Задание для педагогов: назовите их.

Ответ:

1) развлекательную (развлечь, пробудить интерес),

2) самореализация, самопознание в игре,

3) игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности),

4) коммуникативную (освоение общения),

5) диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения),

6) коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей),

7) межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей),

8) социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Итак, игра как средство общения и познания социального мира одновременно является и средством его моделирования. В игре ребенок конструирует самого себя, учится быть лучше. В процессе организации игры и совместных мероприятий со взрослыми у детей развиваются организаторские умения и навыки. Речь их совершенствуется, становится ярче, формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе.

Речь, а также жесты, мимика помогают ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции. Но также в игре естественные потребности ребенка к общению со сверстниками часто наталкиваются на неумение контактировать, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Успешность «втягивания» детей в мир игры зависит от многого, и в частности – от поведения взрослого во время игры.

Воспитатель чаще всего выступает в роли «учителя» - требует, задает, оценивает. В совместной игре позиция меняется на «игрового партнера», с которым ребенок чувствует (должен чувствовать) себя на равных.

Задание для педагогов – продолжить фразу.

Можно сделать вывод: воспитатель должен играть с детьми для того, чтобы… они овладели игровыми умениями. Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада зависит еще и от того, сумеет ли он развернуть совместную игру со сверстниками. Дети должны обговаривать свои действия, момент принятия той или иной роли, обговаривать события.

Игры содержат условия, которые способствуют полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. Необходимо, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Деловая (словесная) игра для педагогов

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) /Яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) /Шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников…

Вопрос: Назовите их, кратко охарактеризуйте.

Ответ:

- сюжетно-ролевые,

- театрализованные,

- подвижные,

- дидактические.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать.

Сюжетно-ролевые игры. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Театрализованные игры.  Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе,

Вопрос: Какие виды общения существуют в игре?

Ответ: игровое, реальное.

Вопрос: С какого момента надо учить детей общаться?

Ответ. Детей нужно учить общаться тогда, когда начнет проявляться интерес друг к другу. Внимание ребенка к другим детям обычно совмещается с отношением его к сверстникам как к интересным объектам. Главная роль в этом процессе принадлежит взрослому.

Ситуация. Два малыша 2-3-х лет радостно общаются друг с другом. Как могут повести себя дети, если взрослый поместит между ними игрушку (например, машинку)?

Решение. Общение в данной ситуации прекратится, поскольку игрушка выступит в роли яблока раздора, нарушит гармонию взаимоотношений. Появление игрушки провоцирует ситуацию борьбы между детьми за привлекательную вещь.

Ситуация. Дети 3-4-х лет, общаясь друг с другом, часто ссорятся, жалуются друг на друга. Каковы возможные причины ссор? Определите предполагаемую тактику поведения взрослого.

Решение. Детские ссоры могут возникать в связи с тем, что:

- дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с другом;

- они не умеют выразить свое состояние словами;

- они не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.

Чтобы свести к минимуму риск возникновения спорных ситуаций, должно быть достаточное количество одинаковых игрушек. Расположить эти игрушки необходимо так, чтобы дети смогли их видеть. Также желательно, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Важно приучать ребенка выражать свои мысли словами, показывать ему примеры совместных действий. Если кто-то из малышей плачет, то следует привлечь к нему внимание всех детей, выразить сочувствие на словах и действиями, успокоить малыша легким поглаживанием, пошептать ему на ушко ласковые слова, привлечь его внимание к другим игрушкам.

Вопрос: Какие ценностные представления можно сформировать в игре?

Ответ: Когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки, чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Когда чувства становятся устойчивыми, формируются высшие чувства, а затем моральные, нравственные и эстетические. Появляется сострадание, сочувствие, забота о близких и т.д. Ребенок понимает не только свои чувства, но и переживания других.

Ценностные представления:

- нравственные (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость)

- интеллектуальные (истина, знание, творчество)

- эстетические (красота, гармония)

- социальные (семья, отечество)

- валеологические (жизнь, здоровье)

Например, в игре «Семья» отражаются: общение с родителями, близкими людьми – социальный опыт, нравственные чувства, валеологические ценности (здоровый образ жизни), возможно – интеллектуальные – творчество.

Словесная игра для педагогов «Будь внимателен!»

Педагог сообщает о чем-нибудь хорошем или неприятном для него. Тот, кому он бросит мяч, должен быстро ответить на его сообщение так, чтобы поддержать его радость или посочувствовать ему.

- Я еду в гости. - Я победила в конкурсе воспитателей.

- У меня сегодня очень сильно болит голова. - Я потеряла свой любимый шарфик.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

Вопрос: что такое «игровые и практические ситуации»?

Ответ: Ситуации заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Игровая ситуация - задание для педагога

Вы - неговорящий маленький ребенок. Можете использовать при моделировании игровой ситуации ТОЛЬКО жесты, мимику, простейшие звуки "ам-ам".

Вы нашли игрушку в группе - куклу. Вы посадили ее за стол на стульчик и стали кормить ее воображаемой ложкой воображаемой кашей.

Игровые действия у ребенка всегда реальны: «мама» (ребенок) из ложечки кормит «дочку» (куклу) кашей. И ложка, и каша – воображаемые, но действия ребенка настолько выразительны, что зритель как будто видит эту ложку, которую ребенок осторожно подносит к губам куклы и на которую он дует, чтобы каша стала теплой, а не горячей.

Примеры игровых ситуаций:

- «Инсценировка с игрушками – готовое решение» (настольный, кукольный театр) - «Как Оленька бабушке помогала», «Как Саша и Маша игрушками делились»

- «Инсценировка с игрушками» – подскажи решение (персонажи обращаются к детям с вопросами)

- «Поможем нашим игрушкам» - воспитатель организует ситуации, требующие активного сочувствия, помощи, заботы. Построить домик для ежика. Подобрать теплую одежду для зайчика и т.д.

Практические ситуации

Направлены на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

1. Создание затруднений «Игрушки рассыпались (запылились)» - дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем.

2. «Наша забота нужна всем» («Украшаем группу/детсад к празднику», «Мы ремонтируем книги») Цель: увлечь детей содержанием предстоящего дела, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим. Практические ситуации гуманистического выбора ставят перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие (Н-р: оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику.)

3. «Как быть, что делать» (ситуации, в которых дети проявляют инициативу, самостоятельность, сообразительность, готовность искать правильное решение. Например: отсутствуют краски (коричневая, зеленая), перепутаны детские варежки. Воспитатель не спешит давать ответы, дети сами ищут решение.

4. «Научи своего друга, что умеешь сам» (внимание друг к другу, взаимопомощь, сотрудничество).

Что необходимо учитывать при организации ситуаций

1. Заинтересовать проблемой. Что произошло? Что случилось? Почему возникло затруднение?

2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций. Какие чувства испытывают? Кому хорошо, кому плохо?

3. Побудить к поиску возможных вариантов разрешения.                      Что может произойти? Как помочь?

4. Включить детей в конкретное практическое действие (проявить заботу, утешить, помочь разрешить конфликт) и помочь пережить чувство удовлетворения от успешного разрешения проблемы.

Вопрос: Игрушки полезны для развития общения ребенка?

Ответ: Ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом, ребенок усваивает, что существует мир постоянных вещей. Открывает для себя полифункциональные предметы: предметы­-заместители. Овладение действиями замещения освобождают ребенка от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета в мире постоянных предметов: он начинает обретать свободу действий с предметами. Полифункциональность предметов природного материала развивает воображение ребенка. Куклы и изображения животных выступают как объекты для эмоционального общения.

Вопрос: Как влияет расширение круга общения детей на развитие речи?

Ответ: От ребенка требуется полноценное овладение средствами общения, основным из которого является речь, поэтому происходят активное словообразование и словоизменения.

Перестраивает ситуативную речь на речь, более понятную слушателям.

Вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, глаголы, которые вносят определенную ясность в общении.

Вопрос: Как общаются между собой в игре мальчики и девочки?

Ответ:

В игре в соответствии с полом выбирают роли.

Часто группируются в игры по признаку пола.

Обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.

Нередко играют просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию (не могут постоянно помнить друг о друге, что одни – мальчики, а другие – девочки).

Упражнение «Портрет идеального воспитанника»

Задание для педагогов: составьте идеальный портрет воспитанника ДОУ.

(Активный ребенок, с хорошим настроением и в течение дня оно почти не меняется, у него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться, работать без отвлечений, деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих, когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения, когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес, когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие, он не жалуется на недомогания или боли где-либо.)

Итак, подведем некоторый итог: игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его деятельности. Главным условием полноценной игры являются - эмоциональное состояние ребенка, его умения: наблюдать, веселиться либо грустить, прощать, любить, видеть достоинства товарищей и свои. Ребенка изменить нельзя: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому.

Ввозникает вопрос: Зачем педагогу взаимодействовать с играющими воспитанниками?

Прежде всего педагог делает это, чтобы содействовать развитию детской игры, разных ее видов (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, дидактических, игр-драматизаций, игры-забавы и др.). Педагог стремится, используя различные виды игр, к установлению доверительных, открытых отношений малышей со взрослыми и сверстниками.

Вступая во взаимодействие с более старшими своими воспитанниками, педагог стремится поддержать, развить их интерес к играм, содействует широкому их использованию в детской самостоятельной жизнедеятельности, обогащению содержания игр, проявлению своей индивидуальности, творческих способностей, стремится сформировать также готовность детей к школе, поддержать интерес к ней.. Во время взаимодействия с детьми в игре педагог способствует развитию личности, формированию нравственных качеств своих воспитанников.

В «поле» забот педагога и взаимоотношения дошкольников. Общаясь с ними в игре, воспитатель содействует оптимизации этих отношений, укреплению психологического здоровья детей (эмоционального благополучия, душевного комфорта, обретению чувства защищенности каждого).

Взаимодействие педагога с ребенком в игре, наблюдение за играющими детьми — прекрасная возможность познать их внутренний мир, интересы, способности, нереализованные, но значимые для каждого из них потребности. Полученную таким путем ценную информацию можно использовать при планировании своей педагогической деятельности, в коррекционной работе.

Важно при этом наличие у педагога «игровой позиции» (особое отношение педагога к детям, которое проявляется при помощи игровых приемов).

Вопрос: назовите виды игровых позиций педагога.

Ответ: Сформированная игровая позиция педагога обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие. Какую конкретно игровую позицию избирает педагог (позиция «партнера», «режиссера», «соигрока», «координатора», «консультанта»), определяется рядом факторов, причин. Во многом это обусловлено и целью решаемой им задачи своего включения в детскую игру.

Пример. ■ На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошадках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выставленная па участке. Катались, как и договорились с детьми, по очереди: сначала девочки, затем мальчики. Вот очередь дошла и до Коли. Но Люда продолжала кататься, уступать лошадку ему не собиралась. «Это моя лошадка. Я буду на ней кататься», — резко ответила она на просьбу мальчика. Коля в ответ дернул ее за косички, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице.

Как должен поступить педагог в данной ситуации?

Педагог, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. И сейчас лошадка, наверное, уже устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и напоим, погладим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя.

Словесная, театрализованная игры. Предлагаю поиграть. Общение очень тесно связано с речевым развитием, поэтому вспомните, пожалуйста, художественное произведение либо народное творчество и расскажите, продекламируйте его сообразно выбранной вами эмоции (c обидой, грустно, весело и т.д.). У каждой игрушки - свое задание: зайчик - потешка, лошадка - стих, волк - детская песенка, медведь - небылица, лиса - пословица, загадка, муравей - басня, слон - считалка, птица - рассказ, дракон - сказка, мышка - скороговорка.  

Игра-сюрприз "Волшебные орехи (конфеты)". Ведущий показывает коробочку, закрытую крышкой, можно потрясти ее, педагоги должны определить на слух, либо с помощью игры с вопросами "Да-нет" (педагоги задают вопросы, ведущий отвечает либо "да", либо "нет") - что там.

- Уважаемые педагоги, на самом деле это орехи (конфеты). Но они совсем не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Угощайтесь... Итак, что вы можете пожелать всем людям, которые живут на земле, в том числе вашим коллегам...

Примеры высказывания:

• пусть они избавятся от болезней                • пусть все долго живут

• пусть у всех будут дом, семья                • пусть все будут счастливы

• пусть у всех будет большая зарплата или пенсия

Пожелания всем педагогам – играйте вместе с детьми, живите с ними одной семьей, учите добру через игру! Пусть вам по зубам будут любые педагогические технологии и ситуации!

Литература:

Азбука общения. Шипицына Л.М. и др. Санкт-Петербург, 2007

Радуга. Под редакцией Либет Л.Я. М., 1976

Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы и др.

Приложение

Я медведя поймал!

Так веди сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Заинька, войди в сад!

Серенький, войди в сад!

Зайка, зайка, войди в сад!

Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет!

Серенький, сорви цвет!

Зайка, зайка, сорви цвет!

Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок!

Серенький, свей венок!

Зайка, зайка, свей венок!

Серый, серый, свей венок!

Заинька, попляши!

Серенький, попляши!

Зайка, зайка, попляши!

Серый, серый, попляши!

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Машу не буди!

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон,

Кто не верит, выйди вон!

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

две мыши поплоше несли по два гроша.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей Тема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте»

Семинар - практикум для родителейТема: «Детские и взрослые трудности обучения грамоте» Цель: вооружить родителей практическими приёмами звукового анализа слова, качественной характеристикой...

Семинар - практикум «Здоровье - дело престижное или игры для взрослых в борьбе за собственное здоровье»

В своей практике мы часто обращаемся к проблемам физического воспитания дошкольников. Но задумывались ли Вы, что нередко самочувствие детей, их настроение зависит и от здоровья воспитателей. Об этом м...

Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)

Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»

Коспект семинара на тему «Дидактические игры  в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов «Что должен знать взрослый для эффективного общения с ребенком»

Семинар-практикум для педагогов«Что должен знать взрослый для эффективного общения с ребенком?»...