Главные вкладки

    РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья

    Балашова Екатерина Михайловна

    Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Балашова Е.М. , старший воспитатель

    ГБДОУ детский сад № 126 Невского района

    Санкт – Петербурга

    РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    По данным Российской ассоциации Управления Проектами «СОВНЕТ», около 40% целенаправленной общественно полезной деятельности, реализуется через различные проекты и программы и 25% мирового бюджета тратится на проекты.

    Вопрос: «Что такое Проект?»

    Проект от лат. projectus

    Прое́кт (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план.

    Проект – определение по DIN 69901

    Проект – это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели.

    Проект – определение по ГОСТ Р 54869-2011

    Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.

    Выделим признаки проекта:

    Наличие конкретной, четко определенной цели (у Бэгьюли – результата). 

    Постановка цели является первым и исходным этапом проекта.

    Крайне важно, чтобы цель была поставлена и были определены показатели ее достижения.

    Любой, самый мелкий или самый крупный проект, задумывается для достижения какого-либо результата. Все проекты имеют вполне определенные результаты, значит, если у проекта нет конкретной цели, он и не может быть проектом.

    Каждый проект – уникален

    Не существует двух одинаковых проектов. Каждый проект отличается от другого хотя бы временем, не временем, так местом.

    Вопрос: «В чем особенность проектной деятельности в ДОУ?»

    Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

    Вопрос: «Нужно ли привлекать родителей участвовать в проектной деятельности в ДОУ?»

    В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» и серьёзными изменениями в системе дошкольного образования, возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.

    Раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков.

    На данном этапе стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

    В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению и т.д.

    В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

    Основные принципы дошкольного образования:

    • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
    • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
    • сотрудничество Организации с семьёй;
    • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)

    п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Вовлечение  родителей  в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». 

    Проект – «брошенный вперед», это комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающийся реальным, практическим результатом.

    Тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

    Вопрос: «В чем заключается участие родителей в проектной деятельности в ДОУ?»

    Педагоги предлагают новые формы вовлечения родителей  в обучение и воспитание их собственных детей -  создание образовательных проектов совместно с семьей.

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.

    Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно: детский сад, семья, общественность.

    Реализация проектного метода в ДОУ невозможна без вовлечения в неё родителей.

    Направления работы с родителями:

    Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей); педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.

    Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей    в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении); совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

    Родители должны понять и оценить всю важность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.    

    Для включения родителей в проектную деятельность необходимо информировать родителей о проектах, реализуемых в группе.

    Информация, в которой родители привлекаются для сбора информации, может выставляться в родительский уголок.

    Таким образом, родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед воспитатель выясняет у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать. При этом необходимо поощрять проявление родителями инициативы и с радостью принимать от них любую помощь.  

    Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.  В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

    В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

    Вопрос: «Для чего необходимо привлекать родителей к участию в проектной деятельности?»

    Основная цель привлечения  родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство.

    Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

    Родителям это необходимо, для того, чтобы научиться понимать ребенка.

    ВЫВОД:

    Самый важный результат проектной деятельности с детьми – создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

     

    Используемая литература:

    1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2010г.

    2. А.А. Майер , О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2011г.

    3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » - Москва, 2011г.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

    При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

    Роль родителей в организации и осуществлении проектной деятельности детей дошкольного возраста.

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по осуществлению образовательной деятельности детей дошкольного возраста 1.5 - 3 лет на основе ПОП "ТЕРЕМОК"

    Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...