Консультация для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности
консультация

Олимова Наталья Викторовна

Консультация по познавательно - исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konsultatsi_po_p-i_d.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка «Детский сад № 32»

Г. Яровое Алтайского края

Консультация для педагогов

« Технология организации познавательно – исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ»

Подготовила:

 воспитатель I квалификационной категории

Игезбаева Н.В.

2018г.

        Деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему  развивается и сама деятельность.        

    В соответствии с ФГОС в ДОУ организуется 9 видов детской деятельности:

1. Игровая, включая сюжетно – ролевую игру,  игру с правилами и другие виды игр.

2. Коммуникативная – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

3. Познавательно – исследовательская – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ним.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора.

5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).

6. Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный материал и иной материал.

7. Изобразительная – рисование, лепка, аппликация.

8. Музыкальная – восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах.

9.  Двигательная форма активности ребенка – овладение основными движениями.

             Каждый вид деятельности обладает богатейшими развивающими возможностями, однако продуктивно их организовать педагогам ДОУ не всегда удается.

Причины:

  • Сложность самого вида деятельности.
  • Отсутствие необходимой предметно – развивающей среды.
  • Низкий уровень владения педагогами интересными методами и приемами организации.

Любая деятельность включает в себя 6 компонентов:

  1. Цель – получить знания, добыть информацию, почувствовать вкус к открытию нового знания, который в последствии  превратится в любознательность.
  2. Мотив – определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла, получение интересующей информации, изучения устройства объекта и т.д.).
  3. Способы – познавательные умения (анализировать, сравнивать, проводить аналогии, высказывать идеи и т.д.) и разнообразные способы практических действий.
  4. Средства деятельности – инструменты для осуществления различных видов работ с разными материалами.
  5. Условия – предметно – развивающая среда, способствующая достижению цели, а также психологически комфортное взаимодействие: свобода мнений, право на ошибку, отсутствии критики, поддержка любых идей, возможность свободного перемещения и общения детей. Подведение итогов познавательной деятельности необходимо начинать до появления  признаков утомления у детей.
  6. Результат – новое знание или умение.

 

         

         Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», то есть знание усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

           Принцип организации познавательной деятельности дошкольников – принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

                      Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое экспериментирование с вещами. В период дошкольного детства  «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Присоединяющиеся к действию образ – символ и слово позволяет ребенку перейти от внешнего «действенного» экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о  возможных связях и отношениях вещей.

Организация познавательно – исследовательской деятельности идет по 4 взаимосвязанным направлениям:

  1. Живая природа: характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно – климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
  2. Неживая природа: почва, песок, глина, камни, воздух, вода, небесные тела.
  3. Физические явления: магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, инерция, давление, свет и др.
  4. Рукотворный мир: предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.

              Схема развития любого вида деятельности в дошкольном детстве: совместная деятельность со взрослыми – совместная деятельность со сверстниками – самостоятельная деятельность. 

Где можно организовать познавательно – исследовательскую деятельность:

  • Непосредственно образовательная деятельность (ведущая роль у педагога)
  • Совместная деятельность со взрослым (наблюдения, экскурсии, экспериментирование, дидактические игры с правилами, разработка проекта, решение проблемных ситуаций)
  • Совместная деятельность ребенка со взрослым во время режимных моментов (правила одевания-раздевания, культура питания, поведение во время сон-часа, прогулки, игры)
  • Через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной деятельности: создание богатой предметно – развивающей среды, уголков конструирования, экспериментирование, чтения, природной зоны, игровой хоны.

              В дошкольном возрасте познание окружающего мира напрямую зависит от окружающей среды. Что ребенок видит, слышит, с чем взаимодействует, то и познает.

2  - 3 года-  дети во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы должны быть представлены в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно – действенного мышления, координации руки и глаза, развитие моторики.( мозаики, доски-вкладыши с основными формами -квадрат,круг,треугольник, предметы-головоломки, музыкальные игрушки и т.д.). Игры с песком и водой, манкой, фасолью дают большое поле для исследования.

3 – 4 года – объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, образно – символический материал начинает занимать большее место (наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, установлению ременных последовательностей, пространственных отношений). Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.

4 -5 лет – плюс к выше изложенному могут вводиться простейшие элементы нормативно – знакового материала (буквы, цифры, алфавитные таблицы) т.е. материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи и начальной математики.

5 -7 лет -  представлены все типы материалов с более сложным содержанием. В этом возрасте внедряется проектная деятельность.

Виды проектов:

  • Исследовательско – творческие – осуществляется исследовательский поиск, результаты оформляется в виде какого – либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотека опытов и пр.)
  • Ролево – игровые – проект с элементами творческих игр, когда дети входят в обрз персонажей сказки и по – своему решают поставленные проблемы.
  • Информационно – практико – ориентированные – дети собирают информацию о каком –то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.
  • Творческие – не имеют проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, альбома и т.д.

                Для учебного познания накопленного опыта применяется множество методов и приемов, все они укладываются в 5 общедидактических методов обучения:

  • Объяснительно – иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Метод проблемного изложения
  • Эвристический
  • Исследовательский

                 Под исследовательским понимается такой метод обучения, при котором:

- ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

- познавательная деятельность состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, то есть дети не накапливают знания, а отдают их, развиваясь через самоотдачу.

- основные составляющие процесса исследования: выявление проблем - выработка и постановка гипотез - наблюдения – опыты – эксперименты -  суждения и умозаключения.

               Независимо от возраста детей при организации познавательно – исследовательской деятельности центральным моментом является – проблемная ситуация. Проблемная ситуация является основой метода проблемного изложения материала, широко используемого в современной школе, а также исследовательского метода обучения.

        При создании проблемных ситуации Селевко Г.К. предлагает следующие методические приемы:

  • Взрослый подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  • Предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций (командира, космонавта, врача, повара и т.д.).
  • Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
  • Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения).
  • Ставит проблемные задачи (с неопределенностью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения, с недостаточным или избыточными исходными  данными).

                   Организуя исследовательскую деятельность для детей необходимо помнить:

  1. Критика – враг интереса и творчества.
  2. Проявлять действительный интерес к любой активности ребенка, уметь видеть активную работу мысли.
  3. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех  оценку («Я знаю, что вы догадаетесь!» «Если вы захотите, то с этим заданием легко справитесь!», «Ты правильно думаешь!»).
  4. Воспитывать у детей настойчивость в выполнении задания и доведении исследования до конца.
  5. Заканчивать исследование и обсуждение по решаемой проблеме до проявления признаков потери интереса к ней.
  6. Подводить итоги исследования. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами сформулировать начальную проблему, сформулировать правильный вывод. На этом этапе дети должны объяснить: зачем детям нужна информация, полученная  в данном исследовании, людям каких профессий могут понадобиться подобные сведения, для чего необходимо владеть этой информацией людям той или иной профессии, если бы людям вообще не были известны данные сведения, что могло бы произойти.
  7. Учитывать эмоциональное отношение детей к предлагаемым заданиям. («Что было самым трудным? Что легко получалось? Почему?»)

               Опыт исследовательской деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

1 этап – от детей требуется наименьшая самостоятельность. Педагог сам ставит проблему, сам высказывает гипотезы, сам ведет рассуждения и делает выводы. Дети включаются в деятельность с целью освоить логику исследовательской деятельности, в итоге возникает мотивация к новому поиску.

2 этап – педагог сам ставит проблему, сам высказывает гипотезу, включая детей с помощью вопросов в процесс рассуждения, приводящего к определению искомого.

3 этап – поставив проблему, педагог дает детям возможность самим попытаться решить ее на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что для достижения цели их явно не достает. Педагог сознательно заостряет конфликт, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения. Здесь возможен групповой, коллективный поиск. Если дети зашли в тупик, то педагог оказывает минимальную помощь.

Личностные качества, актуализирующиеся на каждом этапе исследовательской деятельности

Этапы исследовательской деятельности

Личностные черты, которые развиваются на данном этапе познавательно – исследовательской деятельности

Наблюдение и изучение фактов и явлений

  • Наблюдательность.
  • Умение видеть необычное в привычной ситуации.
  • Любознательность.
  • Эмоциональность.

Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы)

  Анализ полученной информации

Выделение данных и искомого

  • Умение анализировать и классифицировать, имеющуюся информацию.
  • Самостоятельность.
  • Точность, скорость мышления.
  • Развитие речи и коммуникативных умений.

Выдвижение гипотез

  • Поисковая активность.
  • Находчивость.
  • Прогнозирование событий, результата деятельности.
  • Умение выдвигать идеи.
  • Умение договариваться.
  • Умение доказывать свою точку зрения, настойчивость.
  • Умение выслушать мнение другого человека.
  • Бесконфликтное разрешение разногласий.
  • Умение принимать окончательное решение.
  • Способность к решению проблем.
  • Уверенность в себе.
  • Смелость.
  • Самостоятельность.
  • Развитие речи.
  • Умение работать в команде.

Построение плана исследования

  • Умение планировать деятельность.
  • Различные виды инициатив.
  • Умение работать в команде.
  • Умение распределять обязанности.
  • Умение распоряжаться.
  • Целеустремленность.
  • Умение формулировать и предлагать идеи.
  • Умение активизировать других.
  • Эмоциональность.
  • Самостоятельность.
  • Способность анализировать имеющуюся информацию.
  • Самооценка.
  • Развитие речи.
  • Коммуникативные умения.
  • Организаторские способности.

Осуществление плана исследования

  • Умение работать в команде.
  • Последовательность действий.
  • Ответственность.
  • Самоконтроль, самооценка.
  • Наблюдательность.
  • Целеустремленность.
  • Аккуратность.
  • Уверенность.
  • Способность возглавить дело.
  • Взаимопомощь.
  • Умение ориентироваться в непредвиденных обстоятельствах
  • Умение вносить коррективы в процессе деятельности.
  • Развитие речи.

Формулирование решения

  • Умение обобщать.
  • Самокритичность.
  • Способность анализировать полученную информацию.
  • Умение принимать окончательное решение.
  • Самостоятельность.
  • Эмоциональность.
  • Развитие речи.
  • Повышение уровня общей осведомленности.

Проверка решения

  • Самокритичность.
  • Самоконтроль.
  • Самостоятельность.
  • Коммуникативные умения.
  • Эмоциональность.
  • Уверенность в способности решать проблемы.
  • Развитие речи.

Выводы о применении добытых знаний

  • Поисковая активность.
  • Умение применять полученные знания в разных ситуациях, сферах деятельности.
  • Находчивость.
  • Повышение уровня общей осведомленности.

     Вывод. Познавательно – исследовательская деятельность интересна, многогранна и сложна, и именно поэтому она обладает неисчерпаемым развивающим потенциалом и позволяет сформировать у детей все ключевые компетенции, необходимые для успешного функционирования в настоящем и будущем пространстве.

- социальная – в ходе опытов, наблюдений дети накапливают опыт взаимодействия друг с другом;

- коммуникативная – все речевые умения совершенствуются в процессе проговаривания идей, обсуждений;

- информационная – через опыты, наблюдения дети уточняют и получают знания;

- здоровьесберегающая – через беседы о вреде и пользе объектов живой и неживой природы, а также деятельности человека;

-  деятельностная – накопление опыта самостоятельной практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Консультация для педагогов «Проектная познавательно- исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: разработать рекомендации для воспитателей по проведению опытов по экологии....

Консультация для педагогов «Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ».

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.      А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.    ...

Консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Консультация для педагогов «Организация познавательно исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Познавательно - исследовательская деятенльность с детьми старшего дошкольного возраста...

Консультация для молодых педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками посредством экспериментирования»

Консультация поможет систематизировать знания педагогов по развитию познавательно- исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....