Консультация для педагогов «Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ».
консультация

Воробьева Татьяна Викторовна

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. 

     А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  познавательная  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ».

Старший воспитатель: Воробьева Т.В.

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. 

     А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  познавательная  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

     Известно, что ознакомление  с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

   Каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Ранний возраст (1-3 года)

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы, предоставление свободы исследования, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

Возраст 3-4 года

К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребенок только пытается  установить взаимосвязи между представлениями.

  Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества) Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству, устанавливать отношения сходства и различия, осуществлять классификацию

Возраст 4-5 лет

В 4 года познавательное развитие переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Ребенок активно реагирует  на образную и вербальную информацию и может усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.

Возраст  5–6 лет

Старший дошкольник познает уже «большой мир». Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и взаимосвязи, расположение в пространстве и времени. Ребенок  учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать представления и понятия.

Возраст  6-7  лет

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации.  Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотез, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

В дошкольном возрасте ведущим способом познания мира является эксперимент,  он позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.

 Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

  1. Постановка проблемы (задачи).
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проведение опытов.
  4. Фиксация наблюдений.
  5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются  способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

Для повышения познавательной активности детей применяются следующие формы работы:

•организация проектной деятельности;

•мозговой штурм;

•специально организованная НОД, включающие  опыты, эксперименты;

•долговременные и кратковременные  эксперименты;

•экспериментальные игры (с водой, песком, воздухом, магнитом и.т.д.);

•действия с измерительными приборами, лупой, компасом и.т.д;

•организация коллекций, выставок;

•организация мини-музеев;

•чтение научной и художественной литературы;

•рассматривание тематических альбомов, иллюстраций;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Консультация для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности»

От того, кто и как будет воспитывать ребенка, зависит его будущее мировоззрение, вся его жизнь.            При правильной организации деятельност...

Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»

Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»...

Консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Консультация для педагогов «Организация познавательно исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Познавательно - исследовательская деятенльность с детьми старшего дошкольного возраста...

Консультация для молодых педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками посредством экспериментирования»

Консультация поможет систематизировать знания педагогов по развитию познавательно- исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....