Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
методическая разработка

Холмова Юлия Владимировна

Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zadanie_master-klass.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап

Всероссийского профессионального конкурса

«Воспитатель года России» в 2019 году

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МАСТЕР - КЛАСС»

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»

Холмова Юлия Владимировна,

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок»

г. Переславль-Залесский, 2018г.

Мастер – класс с воспитателями

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей

Цель. Развитие начальной компетенции у взрослых исследовательских способностей и умений. Создание условий для овладения педагогами теоретическими знаниями и практическими умениями по реализации системно - деятельностного подхода в работе с дошкольниками.

Задачи. 

  • Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности и  алгоритмом сбора информации.
  • Познакомить с методическими приёмами применения квест- технологии в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Подготовка к занятию. Карточки с символическими изображением «методов исследования» (билетики), халаты для исследователей, коллекция бумаги, лупа, прозрачная ёмкость с водой, образцы бумаги для опытов и экспериментов, детская энциклопедия, ноутбук, тематический лепбук «Все о бумаге» ручки, листочки бумаги, мультимедийная презентация.

Словарная работа. Исследование, исследователи, доклад.

Ход мастер-класса

Слайд 2

«Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».

Антуан де Сент-Экзюпери

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

На сегодня основой образования становится системно - деятельностный подход на всех ступенях, в том числе и дошкольного образования. Главная цель которого  состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Одной из важнейших задач современного образования - это развитие исследовательских способностей ребенка, где основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса и находится рядом с ребёнком, вместе проживая каждый миг.

Слайд 3

При организации познавательно-исследовательской деятельности и осуществлении системно - деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов.

- А как увлечь ребёнка, как замотивировать его на самостоятельный поиск информации? (Мне на помощь всегда приходит квест-технология).  Обычно экспериментальная деятельность в ДОУ проводится в специально организованных мини-лабораториях, что для детей уже становится обыденным,

Слайд 4  а благодаря квест-технологии воспитанники могут побывать в разных игровых ситуациях: в космосе, в сказке и в любом месте по выбору детей, что позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Одним словом, это игра-путешествие, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.

Слайд 5

Квесты помогают нам активизировать познавательную деятельность детей. Это игра, в ходе которой задействуются и развиваются все познавательные процессы, происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.

Слайд 6

Выбор темы исследования и сюжета квеста происходит заблаговременно по запросам и потребностям детей, которые определяются в ходе режимных моментов, бесед, случайных ситуаций. Продолжительность квеста не ограничивается по времени: это может быть как регламентированное по времени путешествие, так и долгосрочные (в течение всего дня или даже нескольких дней, в зависимости от выбранной темы исследования).

Квест может быть организован как с целой группой детей, так и по подгруппам, но уже для детей более старшего возраста.

Для того, что бы показать, как работают эти технологии в совокупности, и демонстрацию этапов познавательно-исследовательской деятельности я приглашаю фокус-группу.  

Слайд 7 (ларец)

- Коллеги, посмотрите какой красивый ларец, и рядом с ним лежит записка! Давайте ее прочитаем:

Кто найдёт этот ларец,

Будет просто молодец!

Чтоб узнать, что в нём лежит,

Нужно нам его открыть.

А ключом будет отгадка

На такую вот загадку:

Я белая как снег

Дружу с карандашом

Где он пройдет –

Заметочку на мне кладет. (Бумага)

-Давайте попробуем открыть. Получилось! Ларец открылся! Ой, а кто же это в нем спрятался? (это герои мультфильма «Бумажки»)

- А здесь и послание от них лежит.

«Мы: лось Аристотель и дятел Тюк-тюк из Бумажного королевства! Мы хотим услышать, что вы знаете о бумаге? А хотите ещё больше узнать?

-А если хотите узнать ещё больше о бумаге, то мы приглашаем в путешествие в Бумажное королевство, по дороге к которому вы найдёте много интересной информации о бумаге. Дарим вам билеты, которые каждому из вас укажут свой путь. До встречи в Бумажном королевстве! Ждём вас с полученной информацией ».

Слайд 8 (станции)

-Вот вам билетик до станции «Вопросительная». Там вы проведете опрос о бумаге.

- Вот вам билетик до станции «Книжная», там вам нужно будет узнать из книг, откуда появилась бумага.

- Вот вам билетик до станции «Наблюдательная», где вам нужно будет познакомиться с видами бумаги и узнать о некоторых её свойствах.

- Вот вам билетик до станции «Экспериментальная», там вы проведёте эксперименты с бумагой и узнаете о ее свойствах.

- Вот вам билетик до станции «Интерактивная», там вам нужно будет узнать в интернете о техниках работы с бумагой.

Слайд 9  (заставка мультик)

педагоги расходятся по станциям и выполняют задания.

Слайд 10        (алгоритмы и схемы)

В совокупности с квест - технологией, занятия по познавательному развитию проходят более динамично и увлекательнее. Ребёнок погружается в атмосферу игры – путешествия, тем самым происходит ненавязчивое усвоение материала, повышается мотивация к поиску информации.

Посмотрите, как увлечены наши педагоги.

- Давайте посмотрим, что они там делают (пройти по станциям).

Название станции

Деятельность педагогов

Оборудование

Сейчас мы находимся на

Станции Книжная

- Можно поинтересоваться, что вы делаете?

- И откуда же она появилась?

- За вашу эрудицию вы получаете вот такую книжку-малышку об истории возникновения бумаги.

- На станции Книжной я просмотрела справочную литературу и узнала откуда и когда появилась бумага.

-Из Китая

Энциклопедия

Выдержка из книги

Листок и ручка

Книжка  об истории возникновения бумаги

(книжка-малышка)

-Давайте заглянем на станцию

Наблюдательная

-Спасибо вам за вашу наблюдательность, за это вы получаете коллекцию бумаги.

На станции Наблюдательной

я провожу наблюдения  над бумагой и узнала, что бумага бывает разная.

По плотности: бумага бывает тонкая и толстая

По цвету бумага бывает белая, разноцветная, тонкая бумага может просвечивается..

Поверхность у нее может быть гладкая, шероховатая, бархатная

Бумага бывает без запаха, но бывает и ароматизированная

(повесить халат)

Коллекция бумаги,

сенсорные эталоны

Лупа

Образцы бумаги для опыта

коллекцию бумаги.

Интересно работа кипит на Станции Экспериментальная

Расскажите нам, чем вы тут занимаетесь?

-За ваши старания  вы получаете картотеку опытов с бумагой

Я провожу эксперименты с бумагой и узнала о свойствах бумаги

1.        Бумагу можно смять (салфетка хорошо, картон плохо)

2.        Бумагу можно согнуть и отрезать (фольга сгибается и режется  хорошо, картон тяжело)

3.        Одна бумага может плавать, а другая сразу тонет.

 (опустить в блюдце кусочек белой бумаги и салфетку, белая плавает, салфетка сразу утонула)

(повесить халат)

Образцы на тарелочках:

Салфетка и картон

Фольга, картон, ножницы

Белая бумага, салфетка, прозрачная миска с водой

картотека опытов с бумагой

А сейчас мы перейдём на станцию Интерактивная.

Посмотрите сколько здесь всего интересного!

-За ваше творчество я дарю вам картотеку схем по изготовлению поделок в технике оригами.

На станции Интерактивной,

просматривая интернет-ресурсы, я  узнала много интересного о технике «Бумагопластика». Оказывается, бумага - превосходный материал для творчества. Из нее можно сделать разные поделки и элементы декора.(показывает)

Ее можно накрутить, сложить гармошкой, по разному согнуть.

Ноутбук или планшет

Готовые поделки и элементы декора

Картотека схем по изготовлению поделок в технике оригами.

И наконец, мы подошли к Станции Вопросительная

- Смотрю вы только подошли, чем вы были заняты?

За  вашу любознательность вам полагается книжка-малышка с загадками о бумаге.

на станции Вопросительная. Я провела  опрос и узнала, что бумага бывает писчая, газетная, обёрточная

С бумагой можно делать мять, сгибать, она может гореть

 Из бумаги можно сделать…книги, тетради, коробки, обёртки для конфет

Лист опросник, планшет, ручка.

Книжка с загадками о бумаге

(книжка-малышка)

- Сейчас каждый педагог распределён на одной станции, но предполагается прохождение квеста всеми детьми по заданному маршруту. И станции могут располагаться по всему образовательному пространству.

- Коллеги, я вижу что все отлично поработали, давайте расскажем нашим героям  какую информацию о бумаге мы раздобыли. Подходите поближе.

Слайд 11

- Уважаемая Аристотель и Тюк- Тюк, посмотрите, сколько интересного мы узнали о бумаге! Мы выяснили, что бумагу изобрели в Китае. Она бывает разная по качеству, фактуре и цвету. На ней можно писать, её можно сгибать, мять, резать. Из неё можно делать тетради, книги, газеты, поделки, коробки и многое другое.

-  Наши герои довольны вами и дарит вам этот лэпбук. Посмотрите, а кармашки то в нём пустые, чем же их можно заполнить? (у нас есть подарки для вас)

Давайте заполним его нашими подарками. Посмотрите, какой он стал полный информацией!

- А я благодарю вас за работу. Мы возвращаемся из путешествия с полным багажом знаний, можете занять свои места.

С  детьми, более младшего возраста, полученную информацию обобщает воспитатель, дети только повторяют за ним. Старшим дошкольникам уже можно поручить обобщить информацию самим с опорой на схемы и отразить в индивидуальных дневниках наблюдений.

Слайд 12

А ещё можно изготовить вместе с ними тематический лэпбук, который можно использовать как в групповой и индивидуальной работе с целью закрепления полученных знаний, так и для самостоятельной деятельности.
Слайд 13

Таким образом в квест-технологии объединены все формы организации ПИД, что положительно сказывается на результативности.

Слайд 14

В результате использования  квест-техологии в организации ПИД:

- дети усвоили методы исследовательской деятельности, алгоритм сбора информации, то есть у них развивается способность к исследовательскому типу мышления

- воспитанники стали более инициативны, самостоятельны, любознательны, повысилась познавательная активность детей

- Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского-взрослого коллектива.

Организация форм совместной образовательной деятельности, взаимосотрудничества с детьми для педагога трудоемко, сложно, но вполне оправданно.  Очень важно именно на этапе дошкольного детства научить ребят самостоятельно получать нужную информацию из различных источников, систематизировать, соотносить с личным опытом и правильно использовать ее при необходимости в учебных и жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...

Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности  детей дошкольного возраста...

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Физическое и духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии

В статье представлен опыт работы по теме"Физическое и духовно-нравственное развитие  детей старшего дошкольного возраста  посредством квест-технологии"...

Самообразование на 2022-2023 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

Самообразование на 2022-2023 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»...