Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
методическая разработка
Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnoe_zadanie_master-klass.docx | 53.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап
Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России» в 2019 году
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МАСТЕР - КЛАСС»
«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
Холмова Юлия Владимировна,
Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Переславль-Залесский, 2018г.
Мастер – класс с воспитателями
«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
"Нельзя чему-то научить человека, можно
только помочь ему сделать для себя открытие"
Галилео Галилей
Цель. Развитие начальной компетенции у взрослых исследовательских способностей и умений. Создание условий для овладения педагогами теоретическими знаниями и практическими умениями по реализации системно - деятельностного подхода в работе с дошкольниками.
Задачи.
- Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности и алгоритмом сбора информации.
- Познакомить с методическими приёмами применения квест- технологии в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Подготовка к занятию. Карточки с символическими изображением «методов исследования» (билетики), халаты для исследователей, коллекция бумаги, лупа, прозрачная ёмкость с водой, образцы бумаги для опытов и экспериментов, детская энциклопедия, ноутбук, тематический лепбук «Все о бумаге» ручки, листочки бумаги, мультимедийная презентация.
Словарная работа. Исследование, исследователи, доклад.
Ход мастер-класса
Слайд 2
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».
Антуан де Сент-Экзюпери
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
На сегодня основой образования становится системно - деятельностный подход на всех ступенях, в том числе и дошкольного образования. Главная цель которого состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.
Одной из важнейших задач современного образования - это развитие исследовательских способностей ребенка, где основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса и находится рядом с ребёнком, вместе проживая каждый миг.
Слайд 3
При организации познавательно-исследовательской деятельности и осуществлении системно - деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов.
- А как увлечь ребёнка, как замотивировать его на самостоятельный поиск информации? (Мне на помощь всегда приходит квест-технология). Обычно экспериментальная деятельность в ДОУ проводится в специально организованных мини-лабораториях, что для детей уже становится обыденным,
Слайд 4 а благодаря квест-технологии воспитанники могут побывать в разных игровых ситуациях: в космосе, в сказке и в любом месте по выбору детей, что позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Одним словом, это игра-путешествие, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.
Слайд 5
Квесты помогают нам активизировать познавательную деятельность детей. Это игра, в ходе которой задействуются и развиваются все познавательные процессы, происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
Слайд 6
Выбор темы исследования и сюжета квеста происходит заблаговременно по запросам и потребностям детей, которые определяются в ходе режимных моментов, бесед, случайных ситуаций. Продолжительность квеста не ограничивается по времени: это может быть как регламентированное по времени путешествие, так и долгосрочные (в течение всего дня или даже нескольких дней, в зависимости от выбранной темы исследования).
Квест может быть организован как с целой группой детей, так и по подгруппам, но уже для детей более старшего возраста.
Для того, что бы показать, как работают эти технологии в совокупности, и демонстрацию этапов познавательно-исследовательской деятельности я приглашаю фокус-группу.
Слайд 7 (ларец)
- Коллеги, посмотрите какой красивый ларец, и рядом с ним лежит записка! Давайте ее прочитаем:
Кто найдёт этот ларец,
Будет просто молодец!
Чтоб узнать, что в нём лежит,
Нужно нам его открыть.
А ключом будет отгадка
На такую вот загадку:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
-Давайте попробуем открыть. Получилось! Ларец открылся! Ой, а кто же это в нем спрятался? (это герои мультфильма «Бумажки»)
- А здесь и послание от них лежит.
«Мы: лось Аристотель и дятел Тюк-тюк из Бумажного королевства! Мы хотим услышать, что вы знаете о бумаге? А хотите ещё больше узнать?
-А если хотите узнать ещё больше о бумаге, то мы приглашаем в путешествие в Бумажное королевство, по дороге к которому вы найдёте много интересной информации о бумаге. Дарим вам билеты, которые каждому из вас укажут свой путь. До встречи в Бумажном королевстве! Ждём вас с полученной информацией ».
Слайд 8 (станции)
-Вот вам билетик до станции «Вопросительная». Там вы проведете опрос о бумаге.
- Вот вам билетик до станции «Книжная», там вам нужно будет узнать из книг, откуда появилась бумага.
- Вот вам билетик до станции «Наблюдательная», где вам нужно будет познакомиться с видами бумаги и узнать о некоторых её свойствах.
- Вот вам билетик до станции «Экспериментальная», там вы проведёте эксперименты с бумагой и узнаете о ее свойствах.
- Вот вам билетик до станции «Интерактивная», там вам нужно будет узнать в интернете о техниках работы с бумагой.
Слайд 9 (заставка мультик)
педагоги расходятся по станциям и выполняют задания.
Слайд 10 (алгоритмы и схемы)
В совокупности с квест - технологией, занятия по познавательному развитию проходят более динамично и увлекательнее. Ребёнок погружается в атмосферу игры – путешествия, тем самым происходит ненавязчивое усвоение материала, повышается мотивация к поиску информации.
Посмотрите, как увлечены наши педагоги.
- Давайте посмотрим, что они там делают (пройти по станциям).
Название станции | Деятельность педагогов | Оборудование |
Сейчас мы находимся на Станции Книжная - Можно поинтересоваться, что вы делаете? - И откуда же она появилась? - За вашу эрудицию вы получаете вот такую книжку-малышку об истории возникновения бумаги. | - На станции Книжной я просмотрела справочную литературу и узнала откуда и когда появилась бумага. -Из Китая | Энциклопедия Выдержка из книги Листок и ручка Книжка об истории возникновения бумаги (книжка-малышка) |
-Давайте заглянем на станцию Наблюдательная -Спасибо вам за вашу наблюдательность, за это вы получаете коллекцию бумаги. | На станции Наблюдательной я провожу наблюдения над бумагой и узнала, что бумага бывает разная. По плотности: бумага бывает тонкая и толстая По цвету бумага бывает белая, разноцветная, тонкая бумага может просвечивается.. Поверхность у нее может быть гладкая, шероховатая, бархатная Бумага бывает без запаха, но бывает и ароматизированная | (повесить халат) Коллекция бумаги, сенсорные эталоны Лупа Образцы бумаги для опыта коллекцию бумаги. |
Интересно работа кипит на Станции Экспериментальная Расскажите нам, чем вы тут занимаетесь? -За ваши старания вы получаете картотеку опытов с бумагой | Я провожу эксперименты с бумагой и узнала о свойствах бумаги 1. Бумагу можно смять (салфетка хорошо, картон плохо) 2. Бумагу можно согнуть и отрезать (фольга сгибается и режется хорошо, картон тяжело) 3. Одна бумага может плавать, а другая сразу тонет. (опустить в блюдце кусочек белой бумаги и салфетку, белая плавает, салфетка сразу утонула) | (повесить халат) Образцы на тарелочках: Салфетка и картон Фольга, картон, ножницы Белая бумага, салфетка, прозрачная миска с водой картотека опытов с бумагой |
А сейчас мы перейдём на станцию Интерактивная. Посмотрите сколько здесь всего интересного! -За ваше творчество я дарю вам картотеку схем по изготовлению поделок в технике оригами. | На станции Интерактивной, просматривая интернет-ресурсы, я узнала много интересного о технике «Бумагопластика». Оказывается, бумага - превосходный материал для творчества. Из нее можно сделать разные поделки и элементы декора.(показывает) Ее можно накрутить, сложить гармошкой, по разному согнуть. | Ноутбук или планшет Готовые поделки и элементы декора Картотека схем по изготовлению поделок в технике оригами. |
И наконец, мы подошли к Станции Вопросительная - Смотрю вы только подошли, чем вы были заняты? За вашу любознательность вам полагается книжка-малышка с загадками о бумаге. | на станции Вопросительная. Я провела опрос и узнала, что бумага бывает писчая, газетная, обёрточная С бумагой можно делать мять, сгибать, она может гореть Из бумаги можно сделать…книги, тетради, коробки, обёртки для конфет | Лист опросник, планшет, ручка. Книжка с загадками о бумаге (книжка-малышка) |
- Сейчас каждый педагог распределён на одной станции, но предполагается прохождение квеста всеми детьми по заданному маршруту. И станции могут располагаться по всему образовательному пространству.
- Коллеги, я вижу что все отлично поработали, давайте расскажем нашим героям какую информацию о бумаге мы раздобыли. Подходите поближе.
Слайд 11
- Уважаемая Аристотель и Тюк- Тюк, посмотрите, сколько интересного мы узнали о бумаге! Мы выяснили, что бумагу изобрели в Китае. Она бывает разная по качеству, фактуре и цвету. На ней можно писать, её можно сгибать, мять, резать. Из неё можно делать тетради, книги, газеты, поделки, коробки и многое другое.
- Наши герои довольны вами и дарит вам этот лэпбук. Посмотрите, а кармашки то в нём пустые, чем же их можно заполнить? (у нас есть подарки для вас)
Давайте заполним его нашими подарками. Посмотрите, какой он стал полный информацией!
- А я благодарю вас за работу. Мы возвращаемся из путешествия с полным багажом знаний, можете занять свои места.
С детьми, более младшего возраста, полученную информацию обобщает воспитатель, дети только повторяют за ним. Старшим дошкольникам уже можно поручить обобщить информацию самим с опорой на схемы и отразить в индивидуальных дневниках наблюдений.
Слайд 12
А ещё можно изготовить вместе с ними тематический лэпбук, который можно использовать как в групповой и индивидуальной работе с целью закрепления полученных знаний, так и для самостоятельной деятельности.
Слайд 13
Таким образом в квест-технологии объединены все формы организации ПИД, что положительно сказывается на результативности.
Слайд 14
В результате использования квест-техологии в организации ПИД:
- дети усвоили методы исследовательской деятельности, алгоритм сбора информации, то есть у них развивается способность к исследовательскому типу мышления
- воспитанники стали более инициативны, самостоятельны, любознательны, повысилась познавательная активность детей
- Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского-взрослого коллектива.
Организация форм совместной образовательной деятельности, взаимосотрудничества с детьми для педагога трудоемко, сложно, но вполне оправданно. Очень важно именно на этапе дошкольного детства научить ребят самостоятельно получать нужную информацию из различных источников, систематизировать, соотносить с личным опытом и правильно использовать ее при необходимости в учебных и жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...
Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Профессиональное мастерство педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста...
Мастер- класс для педагогов" Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
обучить участников мастер-класса навыкам...
: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».
Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...
Мастер -класс для педагогов «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения....
Физическое и духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии
В статье представлен опыт работы по теме"Физическое и духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии"...
Самообразование на 2022-2023 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
Самообразование на 2022-2023 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»...