Физическое и духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии
статья (старшая, подготовительная группа)

В статье представлен опыт работы по теме"Физическое и духовно-нравственное развитие  детей старшего дошкольного возраста  посредством квест-технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_kvestam.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Центр развития ребёнка «Солнышко»

г. Мирный Архангельской области

Физическое и духовно-нравственное развитие

детей старшего дошкольного возраста

посредством квест-технологии

инструктор по физической культуре

Артемьева М.А.

городской округ Мирный

2022 год


 «В здоровом теле – здоровый дух» - это не просто стандартное и уже распространенное выражение, это – констатация факта, говорящая о том, что человек, занимающийся физической культурой и спортом, приобретает благодаря данному занятию высокие моральные и нравственные качества.

Основной задачей инструктора по физической культуре в детском саду является охрана и укрепление здоровья дошкольников, формирование физических качеств, совершенствование двигательных умений, и подготовка детского организма к изменениям окружающей среды. Кроме того, инструктор по физической культуре являясь педагогом, влияет на формирование внутреннего мира дошкольника и его личность. Поэтому наравне с формированием физических качеств, перед ним стоит задача формировать и духовно-нравственные ценности у дошкольников, чтобы в дальнейшем у ребенка появится хорошая привычка «жить по совести».

Старший дошкольный возраст - очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм, дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств.

Как известно игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей и саморазвития. А для воспитывающего взрослого правильно организованная игра (содержательная, отвечающая интересам детей) – это эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные педагогические задачи.

В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые. Одной из таких технологий является квест-технология. Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной теме.

«Quest» по-английски означает «поиск», «искомый предмет». Созвучный глагол «to quest» переводится как «искать», «разыскивать». Выражаясь простыми словами, квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Кроме того, соревновательная деятельность в ходе квеста, обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. С помощью квест - игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Цель работы: создать условия для физического и духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии.

Задачи:

  • формировать навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в социуме;
  • обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию их физических и духовно-нравственных качеств личности;
  • привлечь педагогов, дошкольников и родителей к совместному спортивному досугу.

Множество опасностей таит наша повседневная жизнь. Обеспечение безопасности и себе и своим детям все актуальнее. Для решения этой проблемы в МБДОУ№2 стараемся научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь научившись бережно относится к своей жизни, они будут и чужую воспринимать как безусловную ценность. 

К.Д.Ушинский писал «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.»

С целью уметь действовать в опасных ситуациях МБДОУ №2 были реализованы такие квесты как «Путешествие со Светофорчиком», на закрепление знаний о правилах дорожного движения» и «В поисках средств пожаротушения» о знании правил пожаробезопасного поведения. 

Квест «Путешествие со Светофорчиком» проходил в спортивном зале детского сада. в нем приняли участие дети старшей возрастной группы. Они с удовольствием делились знаниями и показывали свои умения в ходе игры и по итогам игры получили удостоверение юного водителя.

А вот «В поисках средств пожаротушения» дети вместе с Забиякой (инструктором по физической культуре), которая, как всегда, натворила кучу бед, передвигались по помещениям детского сада. Чтобы потушить начавшийся неожиданно «пожар», организованный неаккуратной Забиякой, детям, превратившимся в пожарных, нужно было выйти в коридор и сложить разрезные картинки с изображением опасных ситуаций при пожаре. переместится в музыкальный зал, где с Петрушкой (музыкальный руководитель сада) поиграли в музыкальные подвижные игры, потом отправится в спортзал и принять участие в учениях и преодолеть полосу препятствий,  организованную Пожаркиным (воспитатель группы), а завершился квест в Технозоне, где «горели» игрушки, а дети-пожарные их спасали.  

Начавшиеся со спортзала и помещений детского сада, наши квесты вышли на территорию детского сада.  Так с детьми старшей группы прошел интерактивный квест «Азбука здоровья» о знании основ ЗОЖ, а в ходе квеста «Зимние забавы» мы вместе с детьми и их родителями отправились в парк Григорьева, с целью развития у детей и родителей интереса к зимним видам спорта.  

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников следует уделять и военно-патриотическому направлению, так как формирование физических качеств и двигательных навыков и умений тесно связано с развитием нравственно-волевых черт личности. Основным моментом военно-патриотического воспитания является празднование ежегодных дней воинской славы: 23 февраля - День Защитника Отечества, 4 ноября -День Народного Единства, 9 мая –День Победы. В этой тематике на территории МБДОУ №2 прошли квесты «Гонки героя» и «Они ковали Победу!». В «Гонках героя» дети всей группой, использую карту, двигались от станции к станции, выполняя задания физической направленности.

Квест «Они ковали Победу», посвященный Дню Победы, изучению данной темы и обеспечению самобезопасности в наше время, прошел на спортивной площадке детского сада. Эта игра была организованна с привлечением специалистов детского сада. Начался квест со срочного донесения «Сегодня начинаются боевые учения. Всем срочно прибыть в штаб». Звучит марш «День Победы», дети идут в «штаб» (выстраиваются на спортивной площадке по командам).

В «Штабее» командир (инструктор по физической культуре) объявляет: Бойцы, вы находитесь в штабе. Сюда стекается вся информация из военных частей и от разведчиков, ее отображают на карте. Но главная карта штаба пропала. Наша разведка смогла добыть маршрутные листы с указанием места, где находятся кусочки карты. Условные обозначения подсказывают, какие важные объекты находятся в этой местности. Итак, объявляются военные учения! Ваши задачи: совершить марш – бросок, показав свою физическую подготовку, оказать помощь раненым, если такие будут, не нарваться на мины, отразить воздушный налет, не забыть накормить голодных и отдохнуть на привале, вернуться в полном составе (без потерь) в расположение части и доставить в штаб кусочки карты.

Прослушайте важную информацию. В войну во время воздушных налетов гражданское население в городах извещали об опасности звуком сирены, чтобы люди укрылись в безопасном месте. Если во время учений вы услышите вой сирены и предупреждение: «Воздушная тревога», нужно быстро спрятаться в укрытии или лечь на землю, закрыв голову руками. Всем разойтись по объектам соответственно своим маршрутным листам!

Дети берут маршрутные листы и расходятся по объектам. Пройдя испытания и собрав кусочки карты, в штабе командиры команд составляют собранные части. Каждый в отдельности не справится, а вот собравшись вместе, соберут единую карту, перевернув ее увидят слово ПОБЕДА. В завершении квеста все вместе поют песню «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).

Ни для кого не секрет, что любовь к Родине у дошкольника начинается с любви к своей семье, к своему окружению, к своему детскому саду. Для того, чтобы развить в детях эти чувства, в нашем саду проходит уже третий год, ставший уже традиционным квест для детей и родителей Семейный турслет «Дружно, весело, играя – туризм внедряем, здоровье сохраняем». В ходе таких мероприятий у семей дошкольников развивается командный дух, чувство коллективизма, сплоченность, желание прийти на выручку. В этом квесте участвуют семейные команды, а по результатам игры получают медали «Самая меткая семья», «Самая ловкая», «Самая заботливая семья», «Самая внимательная семья», «Самая мудрая семья» и «Самая дружная семья», а еще море положительных эмоций и желание пройти еще раз.

Игра способствует тесному общению участников, установление контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию сильной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе жизни в обществе.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Духовно-нравственное воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России, который будет горд тем, что мы живёт в этой стране.

Здоровье нашего тела, отличные физические данные – это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души. Благодаря такому подходу к организации образовательной деятельности выпускники детского сада обладают социально-ценностными нравственными качествами, имеют развитый творческий потенциал и потребностью в здоровом образе жизни. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...