: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».
статья

Чернова Анастасия Владимировна

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Организация образовательной деятельности при формировании

элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Подготовила: воспитатель Чернова А. В.

Смоленск 2019

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

Живой квест, не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками. Это стимулирует общение и служит хорошим способом сплочения  играющих.

В квестах всегда присутствует элемент соревнования, неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Все это способствует развитию аналитических способностей, фантазии и творчества, так как участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов дает возможность ухода от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Чтобы квест действительно был увлекательным и одновременно, обучающим, чтобы были задействованы все участники и давалась возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм. Он выражается в плане подготовки такой игры и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотная их  реализация. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, с учетом возраста участников, пространства, где будет проходить игра и написанием сценария. Самое главное и трудоемкое, это заинтересовать участников.

Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, который осуществляется в процессе игровой деятельности.

 Общая игровая цель известна участникам изначально и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Общая цель представляет собой особый,  «внутренний мотиватор программы».

 В каждом квесте обязательно совмещены элементы обучения и отдыха. Обучение процесс незаметный, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

 В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, в ходе которого формируются новые знания

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне

 - воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

 При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, так как предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.

Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

-  Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены)

-  загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать)

-  «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены

записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции)

- Карта (схематическое изображение маршрута)

- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как

выполнят задание на станции (от организатора, ответ на задание и есть название следующей станции,  нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории).

Принципы организации квестов:

- все игры и задания должны быть безопасными

 - задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям

- ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка

-  в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психологовозрастным особенностям, не могут

 - задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными

- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря

- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого)

- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес

- роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

В дошкольном учреждении квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная уже со второй младшей группы. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже присутствуют навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования и вложения денежных средств. Главное - это желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, иначе говоря, педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста являются его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

Условия, необходимые для организации и реализации квест -

технологии на занятиях по формированию элементарных

математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно - насыщенной

- трансформируемой

 - полифункциональной

- вариативной

- доступной

- безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

1. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Возможность самовыражения детей.

2.  Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3.  Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.

Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах  детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...

«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...