: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».
статья
Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Организация образовательной деятельности при формировании
элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».
Подготовила: воспитатель Чернова А. В.
Смоленск 2019
Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Живой квест, не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками. Это стимулирует общение и служит хорошим способом сплочения играющих.
В квестах всегда присутствует элемент соревнования, неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Все это способствует развитию аналитических способностей, фантазии и творчества, так как участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов дает возможность ухода от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Чтобы квест действительно был увлекательным и одновременно, обучающим, чтобы были задействованы все участники и давалась возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм. Он выражается в плане подготовки такой игры и в ходе ее проведения.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотная их реализация. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, с учетом возраста участников, пространства, где будет проходить игра и написанием сценария. Самое главное и трудоемкое, это заинтересовать участников.
Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, который осуществляется в процессе игровой деятельности.
Общая игровая цель известна участникам изначально и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Общая цель представляет собой особый, «внутренний мотиватор программы».
В каждом квесте обязательно совмещены элементы обучения и отдыха. Обучение процесс незаметный, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, в ходе которого формируются новые знания
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, так как предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.
Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены)
- загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать)
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены
записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции)
- Карта (схематическое изображение маршрута)
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как
выполнят задание на станции (от организатора, ответ на задание и есть название следующей станции, нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории).
Принципы организации квестов:
- все игры и задания должны быть безопасными
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям
- ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка
- в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психологовозрастным особенностям, не могут
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого)
- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес
- роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
В дошкольном учреждении квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная уже со второй младшей группы. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже присутствуют навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования и вложения денежных средств. Главное - это желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, иначе говоря, педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста являются его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
Условия, необходимые для организации и реализации квест -
технологии на занятиях по формированию элементарных
математических представлений в старшем дошкольном возрасте
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно - насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
1. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.
Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.»
В материале предлагаются формы работы по организации деятельности по ФЭМП...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...
Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...

«Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....

Отчет о проделанной работе в младшей группе по годовой задаче "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Отчет о работе с детьми в младшей группе по развитию логического мышления...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".
Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...