«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.»
учебно-методический материал по математике по теме

Трушина Светлана Алексеевна

В материале предлагаются формы работы по организации деятельности по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_formirovaniyu_emp.doc25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» г. Калачинска Омской области

«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

                                                         Подготовила:     воспитатель

                                                        Трушина Светлана Алексеевна

Калачинск

Реформирование системы дошкольного образования в связи с принятием Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы работы.

Сегодня не подвергается сомнению необходимость осуществления и систематического целенаправленного математического образования дошкольников. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом (целью) такого образования является формирование у детей основ математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе.

В рамках образовательной области «познание» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.

Интеграция математического развития  осуществляеться через следующие образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, труд, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность.

Сейчас, в рамках ФГТ понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке занятий по ФЭМП я стала интегрировать различные виды деятельности детей .

Интеграцию умственной и физической нагрузки  осуществляем в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, мы с инструктором по физ. воспитанию предлагая детям различные упражнения, учитываем не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем внимание на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения  не по образцу, а по устной инструкции. Также  используем различные плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.

Используем  математические составляющие и при выполнении различных упражнений, а именно формируем  количественные  представления «Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы» Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.  Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают .

В работе активно использую математические сказки.  В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере, даже самые трудные дети нашли эти соответствия. Еще именно на этом произведении мы начали моделировать, эта условность доступна не всем детям, но мы будем продолжать работу в этом направлении.

   Но просто читать сказки, этого мало для математики. И мы попробовали сочинять математические сказки сами. Ведь там, где есть место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственным участником, используя прием «вхождения» в сказку, в этот удивительный волшебный мир.

Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» -поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - цифры человечки.)

Возможность компьютера позволяет увеличивать и  дополнять объём материала предлагаемого для ознакомления детей. При этом  значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышает уровень  познавательных возможностей, за счёт высокой динамичности эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности детей.

Использование мультимедийных технологий на занятиях по математическому развитию способствует как более глубокому усвоению программного материала, так и развитию познавательных возможностей детей, расширению их математического уровня. Что является неотъемлемой частью при подготовке детей к школе.

    Презентация выполняет функции демонстрационного наглядного материала. Она  заменяет множество картинок, плакатов. Позволяет на большом  экране рассматривать снимки, изображения, рисунки, фотографии.

Ведь этот волшебный экран можно превратить в пульт управления космического корабля или машины времени. А может перенести нас на много лет назад или вперед, можно превратиться в героев сказки или мультфильма, которые помогают нам в создании мотивации, постановке целей, или служат сюрпризным моментом. Но открывая двери в сказочную страну, мы даем детям не только математические знания, здесь дети учатся доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, любознательности. Это и является методом решения задач образовательной области социализация.

Важной особенностью проведения НОД является вариативность заданий. В группе мы с детьми создали математический уголок . Его содержание это: математические логические, развивающие и интеллектуальные игры. Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям. Математические развлечения: загадки, задачи, шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

  Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).  Если вдруг ребенку становиться не интересно во время НОД, ему предлагаются задания из игротеки по собственному выбору. Но это бывает довольно редко.

   Я думаю, что перед всеми педагогами стоит вопрос:

как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение?

Мне в организации НОД на помощь приходят:

  1. Использование нетрадиционных  форм организации НОД (путешествие, КВН, математические досуги)
  2. Проблемность ситуации основанная на жизненном опыте детей (старших дошкольников больше привлекают ситуации из реальной жизни, помочь взрослому, малышам и т.д.)
  3. Смена наглядности (ее неповторимость), доступность. В этом нам помогают родители (это могут быть не дорогие покупные наглядности, а предметы, картинки  принесенные из дома, но для каждого ребенка. Они в группе у нас  гостят, а затем возвращаются домой)
  4. Участи детей в эксперементальной деятельности, в практических опытах (измерение сыпучих и жидких веществ, длинный, короткий)
  5. Трудовая деятельность для оказания помощи малышам. Мы ее назвали «Математическая мастерилка» дети охотно участвуют в деятельности по изготовления игр, наглядностей для младших дошкольников.
  6. Важным составляющим организации НОД является участие детей в подготовки к деятельности. Они выступают как ведущими игр, так помощниками воспитателя в работе с группой. ( проводим игры «Тайна числа»- на  состав числа, «Живая неделя», «Танцующие цифры» и др.)
  7. Во время НОД дети работают в подгруппах по 4-5 человек, парами. Это и взаимопомощь, и взаимопроверка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста

Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста «Спасатели приходят на помощь»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы (возраст детей 4-5 лет)

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича   с детьми средн...

Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Конструкт организации непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Цель: закрепить у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении &laq...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...