Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Егер Анастасия Викторовна

Возрастная группа: старшая группа

Форма организации воспитанников: подгрупповая.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.

Цель непосредственно образовательной деятельности: сформировать представление о целом числе. Учить детей делить целое на части.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

 

Подготовила:

Мозгина Анастасия Викторовна,

воспитатель

Рубцовск, 2017

Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности

Доминирующая образовательная область:  Познание (развитие математических представлений).  

Тема: «Космическое путешествие».

Возрастная группа: старшая группа

Форма организации воспитанников: подгрупповая.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.

Цель непосредственно образовательной деятельности: сформировать представление о целом числе. Учить детей делить целое на части.

Задачи:

Образовательные: актуализировать усвоенные ранее знаний – закрепить представления о геометрических фигурах, навыки прямого и обратного счета в пределах 10, умение называть числа по порядку; сформировать представление детей о делении целого на части и зависимости между количеством и размером частей, отражать в речи действия и результат; уточнить представление детей о планетах космоса.

Развивающие: развивать ассоциативное и логическое  мышление, образную память и воображение; развивать речевую активность; развивать умения устанавливать причинно следственные связи, умение производить сравнительный анализ при выполнении заданий; формировать коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, желание действовать сообща со своими ровесниками; формировать навыки общения внутри группы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгрупп, воспитывать готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Методы и приемы:  словесные  (беседа, пояснение, инструкция – прямая, косвенная),  наглядные  (показ), игровые (сюрпризный момент), практические,  сравнение, зрительное соотнесение, решение простейших математических задач, проверка проделанной работы,  самостоятельное подведение итога непосредственно образовательной деятельности.

Предварительная работа: цикл познавательных бесед о космосе, сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос», рассматривание иллюстраций о космосе, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок по теме «Счет и геометрические фигуры»; дидактические игры «Считай, не зевай»,  «Составление геометрических фигур», «По порядку стройся в ряд», «Где твое место?» и др.

Словарная работа: пассивный словарь  (метеориты), активный словарь (части, целое, количество).

Оборудование: демонстрационный материал - мультимедийная техника, магнитофон, магнитная доска, пустая емкость (бак); раздаточный материал - геометрические фигуры — эмблемы (по количеству детей), плоские геометрические фигуры - треугольники, 10 стаканов  с водой, цифровой ряд от 0 до 10.

        

Структура непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

2. Основная часть:

 2.1. Выявление знаний детей по теме.

      2.2. Сообщение темы непосредственно образовательной деятельности.

      2.3. Сообщение нового материала, его первичное закрепление.

      2.4. Динамическая пауза (физкультминутка).

      2.5. Закрепление полученных знаний в практической деятельности.

      3. Итог непосредственно образовательной деятельности.

      4. Окончание непосредственно образовательной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя; создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Воспитанники стоят произвольно около воспитателя, включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

У детей создана мотивация на учебную деятельность. Дети отгадывают загадку.

- Внимание, внимание! Всем кто любит приключения и фантастику! Только сегодня есть возможность совершить увлекательное путешествие. Вы согласны? А вот на чем мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Чудо птица, алый хвост

Полетела в стаю звезд (Ракета).

Правильно, молодцы, в космическое путешествие мы полетим на ракете.

 

2. Основная часть

2.1. Выявление знаний детей по теме

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети  проявляют интерес к процессу деятельности, рассматривают карточки с геометрическими фигурами, называют их,   находят свои места за столами ( в космическом корабле)  согласно заданию воспитателя. Выкладывают цифровой ряд от 0 до 10.

   

- На любом космическом корабле есть целый экипаж, который состоит из разных специалистов. Мы создадим свою команду и узнаем, кто кем будет на корабле. Для этого выберите себе карточку с геометрическими фигурами, назовите их. Теперь найдите на столах картинку специалиста экипажа, составленную из этих фигур. (Воспитатель просит детей занять свои места и называет специальности экипажа: связист, пилот, радист, повар, врач, штурман, исследователь и т.д.).

- Внимание, приготовились к запуску корабля. Выложить пульт управления на стол в виде цифрового ряда от 0 до 10. Начинаем обратный счет: 10,9,8,7…пуск!

.

Звучит аудиозапись шума взлетающей ракеты

  1. Сообщение темы непосредственно образовательной деятельности

Цель: вовлечение воспитанников в процесс постановки целей и задач деятельности.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети с интересом отвечают на вопросы педагога, включаются в процесс постановки цели и задач деятельности, обсуждают возможные решения проблемы.

- Посмотрите в иллюминатор, какие созвездия вы видите? (Малая медведица).

-Сосчитайте сколько в этом созвездии звезд? (Семь).

-Можно сказать, что созвездие Малая медведица состоит из 7 звезд.

-А как называется это созвездие? (Орион).

-Сколько звезд в этом созвездие?   Давайте сосчитаем вместе (восемь).

- Как еще можно сказать? (Созвездие Орион состоит из 8 звезд).

-Что можно сказать о созвездиях? (Все созвездия состоят из звезд).

-Ребята, вы слышите сигнал sos? Внимание на монитор, перед нами планета Сатурн. Она просит о помощи. В нее попал метеорит, и целая планета  раскололась на части. Части разлетелись в космосе. Внимание, задание экипажу: собрать планету Сатурн.

На экране появляются созвездия:  Малая медведица,  Орион. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости  свою версию.

 Звучит сигнал бедствия. На экране появляется планета Сатурн, разделяется на равные части.

  1. Сообщение нового материала, его первичное закрепление

Цель: уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей;

обеспечение позитивной мотивации детей через создание игровых и проблемных  ситуаций, словесное поощрение воспитанников.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети ищут части планеты и с ними подходят к воспитателю. Свободно выражают свои мысли, аргументируют точку зрения.

Дети поочередно выкладывают на магнитной доске по одной части планеты, называя каждую часть.

Дети переливают в пустую емкость 10 стаканов жидкости, комментируя свои действия и называя каждую часть.   считают.

 - Можно ли  назвать ваши находки целой планетой? (Нет).

-А что это? (ответы детей).

-Сколько вы нашли частей планеты? (Десять).

-На сколько частей раскололась планета Сатурн? (Она раскололась на 10 частей).

-Что нужно сделать, чтобы Сатурн снова стала целой планетой? (Чтобы получить целое надо объединить все найденные части).

-Если мы возьмем одну из  десяти частей, это будет одна десятая часть планеты, а если 2 части? (ответы детей)  и т.д.  

-Как мы получили целую планету Сатурн? (Мы сложили все ее части).

-Молодцы ребята, мы вместе справились с заданием и спали планету. Но нам надо спешить дальше. Прошу экипаж занять свои места. Внимание взлет. (Воспитатель показывает пустую емкость)

-В нашем баке закончилось топливо.  Нам надо срочно заправить его. В грузовом отсеке  есть канистры с горючем.

Одна канистра составляет 1/10 часть бака.

Сколько надо залить топливо в бак, чтоб он был полон? (Десять).

-Давайте проверим,  правильно ли мы решили задачу.

- Молодцы, ребята, мы  справились и с этой задачей. Продолжаем наше космическое путешествие.

В групповой комнате расположены части планеты Сатурн

Звучит сигнальная сирена, оповещая, что в топливном баке закончилось горючее.

  1. Динамическая пауза (физкультминутка)

Цель:  выполнение ритмических движений под музыку, коррекция общей моторики, профилактика  психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

  Дети выполняют ритмические движения под музыку.

Дети поднимают руки сначала вперёд, вверх;

дети соединяют пальцы над головой, изображая ракету;

бегут с высоким подниманием колена;

 дети встают в две колонны, прыжками   ноги врозь руки на поясе;

 делают наклоны в стороны;

делают наклон вперёд;

прыжки на двух ногах, руки вверху соединены;

приседают на корточки, затем поднимаются.

-        Все готово для полёта?

-        Ждут ракеты всех ребят!

-        Мало времени для взлёта,

-        Космонавты встали в ряд,

 -       Наклонившись вправо, влево,

 -       Отдадим земной поклон

-        Вот ракеты полетели

 -        Опустел наш космодром!

Звучит музыка «Спейс». Дети встают врассыпную по залу. Проводится музыкально - ритмическая композиция «Все вместе».

2.5. Закрепление полученных знаний в практической деятельности

Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поощрение инициативы воспитанников, коррекция мелкой моторики пальцев рук, перенос приобретенного навыка (показанного способа действия) на аналогичное задание.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети сидят на ковре, проявляют интерес к процессу деятельности, действуют в соответствии со словесной инструкцией воспитателя.

 

-Посмотрите в иллюминатор. Да это ведь метеоритный дождь! А что такое метеориты? (Ответы детей).

- На что похожи части метеорита? (Ответы детей).

- А на какую геометрическую фигуру похож этот  метеорит? (Треугольник).

- Как интересно, а ведь метеориты бывают разные по форме.  Предлагаю вам изменить форму метеоритов. Возьмите два треугольника и из этих двух фигур выложите один ромб. (Дети выкладывают ромб).

- Молодцы! А сейчас из трех треугольников должен получиться трапеция.  (Дети выкладывают трапецию).

- Теперь из четырех треугольников должен получиться один прямоугольник. (Дети выкладывают прямоугольник).

- Молодцы, все справились с заданием. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Начинаем  спуск и отсчет времени. (Дети проговаривают обратный счет от 10 до 1). Ракета совершила мягкую посадку благодаря слаженной работе экипажа.

- Ну, вот мы снова  в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

 На экране метеоритный  дождь. Дидактическая игра «Составление геометрических фигур (ромба,  прямоугольника, трапеции) из треугольников».

  1. Итог непосредственно образовательной деятельности

Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности,  выявление причины успехов и неудач.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети обсуждают результаты, оценивает действия свои и других детей. 

- Ребята, понравилось вам путешествовать?  А где мы с вами были? Что мы делали в космосе? Все ли у нас получилось? А что запомнилось больше всего?

- С каким новым математическим понятием вы познакомились? (Части и целое).

   

  1. Окончание непосредственно образовательной деятельности

Цель: восстановление психологического равновесия, формирование умения занимать себя игрой, поощрение участия детей в совместных играх.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

- Ребята, постарайтесь  найти в нашей игровой комнате один предмет, состоящий из нескольких частей.

  Непосредственно образовательная деятельность переходит в самостоятельную (индивидуальную, совместную) деятельность воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа. Тема: «Поможем Королеве цветов».

Закрепление цифры 7, дней недели, цвета спектра; закрепление названий геометрических фигур....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ " БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

На этом занятии дети закрепляют  умение считать в пределах 10 (прямой и обратный счет); навыки ориентирования  на листе бумаги; знания детей о геометрических фигурах;  учатся  восп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе

Конспект занятия к Дню космонавтики с использованием презеньтации...

Занятие по формированию элементарных математических представленийв старшей группе Викторина «Что? Где? Когда?»

Занимательная  викторина "Что? Где? Когда?" по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....

Формирование элементарных математических представлений в первой младшей группе на тему "Космическое путешествие."

Формирование элементарных математических представлений.Тема: "Космическое путешествие"Цель: развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом рас...