План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»
рабочая программа (подготовительная группа)

Анастасия Александровна Матвеева

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

 Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.

Задачи:

- Развивать  интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок;

- способствовать развитию  мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания, мышления, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира на примере конкретного сказочного сюжета;

-учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Предполагаемый результат

  • Создание в группе математического уголка;
  • Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
  • Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью сказок;

Методы и приемы работы с детьми

  • Сказки математической направленности;
  • Задачи шутки;
  • Дидактические игры;
  • Игры –головоломки (Танграм, Колумбово яйцо, палочки Кюизенера);
  • Развивающие игры и упражнения;
  • Лепка;
  • Конструирование;
  • Рисование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное,

пр-д Жуковский, д. 35

План работы

по самообразованию на 2023-2024 год

Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Воспитатель: Матвеева А.А.

г. Видное, 2023 год

Ф.И.О. педагога: Матвеева Анастасия Александровна

Дата рождения:

Образование (когда и какое учебное заведение окончил): высшее, курсы профессиональной переподготовки

Специальность по диплому: «Экономика и управление на предприятии АПК», экономист-менеджер

Занимаемая должность: воспитатель

Общий стаж трудовой деятельности: 14 лет 6 месяцев

Педагогический стаж: 5 лет 6 месяцев

Квалификационная категория, дата присвоения: высшая, #1075;.

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным

Б. Паскаль

Актуальность темы

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с семи лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала сказку, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью сказок и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Сказки, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Постановка проблемы

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать сказки.

Новизна плана

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих сказок с математическим содержанием.

В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в сказках, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же сказки. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольн6ого возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми.

Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, делает обучение детей интересным детей и, содержательным, ненавязчивым.

Цель: формирование математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.

Задачи:

- Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок;

- способствовать развитию мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания, мышления, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира на примере конкретного сказочного сюжета;

-учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Предполагаемый результат

  • Создание в группе математического уголка;
  • Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
  • Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью сказок;

Методы и приемы работы с детьми

  • Сказки математической направленности;
  • Задачи шутки;
  • Дидактические игры;
  • Игры –головоломки (Танграм, Колумбово яйцо, палочки Кюизенера);
  • Развивающие игры и упражнения;
  • Лепка;
  • Конструирование;
  • Рисование.

Формы и методы работы с родителями

  • Индивидуальные беседы;
  • Анкетирование « Математика для развития вашего ребёнка»;

Консультации: «Роль сказки в формировании элементарных количественных представлений у дошкольников», «Математические игры в домашних условиях», «Моделирование сказки в формировании математических представлений»;

  • Родительское собрание «Сказка – в мире математики»;
  • Фотовыставка «Учимся дома»;
  • Изготовление папки – передвижки «Математика для дошкольников»;
  • Памятка «Математика в играх дома»;
  • Творческая мастерская « Сочини математическую сказку».

Формы и методы работы с педагогами

  • Мастер – класс для педагогов «Математический досуг на основе сказки»;
  • Консультация «Игры и упражнения на основе сказок, как часть НОД в математическом развитии детей»
  • Оформление буклетов, памяток для педагогов по данной теме;
  • Выставки дидактических игр по теме самообразования;
  • Выставка сказок с творческой мастерской «Сочини математическую сказку»

Ожидаемые результаты для детей

  • У детей расширяются математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентировке в пространстве, времени;
  • Интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • Образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
  • Произвольное внимание;
  • Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;
  • Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников

  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников формирование элементарных математических представлений.

Методическое сопровождение

  • Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений (уголок математики)
  • Разработка картотеки математических сказок
  • Разработка картотеки дидактических игр
  • Консультационный материал для родителей
  • Консультационный материал для педагогов

Этапы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы, проведение мониторинга по теме.

сентябрь, 2023

Курсы повышения квалификации.

Изучение психолого-педагогической литературы

1. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
3. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
4. «Играем в числа» — серия пособий.

Прогностический

Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составление плана работы по данной теме.

Прогнозирование результатов.

сентябрь-май 2023-2024 уч.г.

Участие в семинарах, педагогических советах.

Проведение итогового занятия.

Проведение мастер-классов.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

в течение года

Работа над планом;

работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

работа с педагогами;

работа с родителями.

Участие в открытых занятиях по теме.

Участие в конкурсах и др. мероприятиях.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

май, 2024

Проведение итогового занятия «Математика вместе с Машей»

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты ( повторное анкетирование, мониторинг).

Участие и результаты в конкурсах и олимпиадах (региональных, всероссийских).

Консультации с педагогами, учащимися, родителями.

Внедренческий

Распространение опыта работы

год

Участие в конкурсах, сайт, выступление и др.

Перспективный план работы по теме самообразования

«Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр» на 2023-2024 учебный год.

Этап работы

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

I

Сентябрь

- Выбор и определение темы самообразования;

- Планирование работы по теме самообразования;

- Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой,

изучение опыта педагогов на интернет сайтах.

- Выбор диагностики знаний и умений детей в данной области;

- Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста;

- Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;

- Создание картотеки сказок для работы с детьми;

- Изучение методической литературы по данной теме;

- Подготовка и проведение родительского собрания.

- Проведение педагогической диагностики по ФЭМП

- Анкетирование «Математика для развития вашего ребёнка»;

Октябрь

-Чтение сказки «Три медведя»;

- Рисование на тему: «Дорисуй предмет»

-Консультация «Математические игры в домашних условиях».

- Создание библиотеки математических сказок.

- Консультация «Игры и упражнения на основе сказок, как часть НОД в математическом развитии детей»

Ноябрь

- НОД « Колобок на новый лад»

- Графический диктант

- Родительское собрание: «Сказка – в мире математики»;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими играми.

- Оформление буклетов для педагогов по данной теме.

Декабрь

-Создание картотеки математических сказок;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими играми.

- Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

- «Штриховка геометрических фигур»

- Фотовыставка «Учимся дома»;

Январь

- Подготовка и проведение Мастер-класса для педагогов;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими играми.

- НОД «Стоит в поле Теремок»

-«Выложи геометрическую фигуру из счетных палочек»

-Творческая мастерская «Сочини математическую сказку».

- Мастер – класс для педагогов «Математический досуг на основе сказки»

Февраль

- Подбор материала для консультации;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими играми.

- Чтение сказки «Козленок, который умел считать до 10»;

- «Рисуем по точкам»

- Консультации: «Роль сказки в формировании элементарных количественных представлений у дошкольников»

- Выставка сказок с творческой мастерской «Сочини математическую сказку»

Март

- Оформление папок-передвижек;

- пополнение картотеки ФЭМП;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими играми.

- НОД « Маша и гуси – лебеди»

- «Нарисуй по заданию»

- Папка-передвижка -«Математика для дошкольников»

- Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира».

- Проведение открытого занятия;

- Оформление памятки для педагогов по данной теме.

Апрель

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими играми.

- Чтение сказки «Цветик - Семицветик»;

- Лепка « Моя любимая цифра»

- Памятка «Математика в играх дома»

- Консультация для родителей «Моделирование сказки в формировании математических представлений».

- Выставка дидактических игр по теме самообразования.

Май

Самоанализ плана самообразования.

- Проведение педагогической диагностики по ФЭМП

-Фотоотчет о проделанной работе за год.

- Отчет по теме самообразования в виде презентации.

Литература:

1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.»

3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

4. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

5. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005.

6. В.Волина «Веселая математика» - Москва,2005г.

7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»

8. Сайты , ., ,

Вывод:

В заключение можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Мой план позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентировке в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в плане родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними.

Проведенная работа позволила сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Сказки математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный план и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Роль взрослого – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Сайты публикации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Курсовая работа "Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентиро­ваться в ситуациях, упоряд...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...

ИОМ "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр"

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

Отчет по самообразованию за 2023-2024 уч.год "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...