Самообразование на тему "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
методическая разработка (старшая группа)

Хабибуллина Лейсан Рамиловна

Перспективное планирование по данной теме на 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2019.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2019-2024 год

Воспитателя Хабибуллиной Лейсан Рамиловны

тема: «Художественная литература как средство

всестороннего развития дошкольника»

Актуальность темы.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель работы по теме самообразования:   Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

Этапы самообразования:

  1. Установочный;
  2. Обучающий;
  3. Практический;
  4. Теоретический;
  5. Итогово – контрольный.

                                          План работы на год 2019-2020 годы.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьей

Сентябрь

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Январь

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Апрель

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педсовете.

Февраль

Доклад и презентация по теме: «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

План работы на 2020-2021годы.

Сентябрь 

1. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).

2. Написание плана на год.

3. Планирование пополнения предметно-развивающей среды.

4. Проведение род. собрания на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста ».

5. Этические беседы «Зачем говорят “ Здравствуй “ »,

«Вежливая просьба ».

6. Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания.

Октябрь

1. Взаимодействие с родителями и педагогом театральной деятельности .

2. Чтение произведений авторов :А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко » и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.

3. Этические беседы «Секрет вежливости », «Воспитанность и вежливость».

Ноябрь

1. Подготовка к инсценировки по сказке В. Сутеева «Яблоко ». Изготовление атрибутов. Взаимодействие с педагогами доп. образования, родителями.

2. Создание мультимедийной презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

3. Инсценировка и показ сказки «Яблоко » для групп младшего дошкольного возраста.

Декабрь 

1. Создание наглядного пособия «Цветок нравственности », взаимодействие с родителями.

2. Познакомить детей с чтением художественной литературы через диафильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений

3. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка », «Карасик » и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла.

4. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе ».

5. «Круглый стол » для родителей «Ребенок и книга».

Январь

1. Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости ».

2. Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка » - русская народная сказка (чтение книги, просмотр диафильма, рассматривание иллюстраций, репетиции)

3. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».

4. Выставка книг «Русские народные сказки ».

Февраль 

1. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей ; пересказ ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий) .

2. Создание наглядного пособия «Волшебная корзина » на определение положительных и отрицательных качеств человека. Взаимодействие с родителями.

3. Выставка книг «Мы писателями стали » для родителей и воспитателей др. групп.

4. Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литературы ».

Март

1. Продолжать создавать рассказы собственного сочинения. Взаимодействие с родителями, с музыкальным руководителем.

2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово ». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.

3. Выставка книг собственного сочинения

«Мы писателями стали» для детей среднего и старшего возраста.

Апрель

1. Этические беседы: «Береги книгу », «Надо вещи убирать-не придется их искать » (о бережливости) .

2. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе ».

3. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях

«дружба », «добро », «зло» и т.д.

Май 

1. Проведение родительского  собрания с использованием нетрадиционных методов (круглый стол). Просмотр  мультимедийной презентации «Наша дружная группа»

План работы на 2021-2022годы.

Сентябрь:

  • Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
  • Этические беседы: «Зачем говорят – Здравствуй», «Вежливая просьба».
  • Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».

Октябрь:

  • Чтение произведений авторов: А.Барто «Вовка – добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
  • Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость».

Ноябрь:

  • Подготовка инсценировки по сказке В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов.
  • Консультация для родителей «Выбор правильной книги».

Декабрь:

  • Беседа с детьми «Дружба, добро и зло».
  • Создание наглядного пособия «Цветок нравственности», взаимодействие с родителями.
  • Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, чтение произведений «лев и собачка». Обсуждение с детьми нравственного смысла.

Январь:

  • Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющих положительные и отрицательные качества людей; пересказ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним).
  • Анкетирование родителей «Как хорошо мы знаем своих детей»

Февраль:

  • Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка» - русская народная сказка (чтение книги, рассматривание иллюстраций).
  • Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Давай познакомимся», «Всем – всем, до свидания».

Март:

  • Чтение рассказа В.Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
  • Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: «Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».

Апрель:

  • Этические беседы: «Береги книгу», «Надо вещи убирать – не придется их искать» (о бережливости).
  • Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

Май:

  • Беседа с детьми о понятиях «дружба», «добро» и «зло».
  • Консультация для воспитателей младших групп «Нравственное воспитание, детей младшего дошкольного возраста, через игру с использованием малых фольклорных форм.

План работы 2022-2023годы.

Сентябрь 1. Проведение диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».

2. Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).

3. Создание плана на год.

Октябрь 1.  Планирование пополнения предметно-развивающей среды.

2. Проведение род. собрания на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста ».

3. Этические беседы «Зачем говорят  «Здравствуй?»,«Вежливая просьба ».

4. Выставка для родителей детских художественных литературных произведений морального содержания.

Ноябрь 1. Подготовка к инсценировки по сказки В. Сутеева «Яблоко ». Изготовление атрибутов. Взаимодействие с педагогами доп. образования, родителями, а также младшими группами детского сада.

2. Чтение доклада родителям на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста ».

 3. Чтение произведений авторов: А. Барто «Вовка- добрая душа», В. Сутеева «Яблоко » и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.

4. Этические беседы «Секрет вежливости », «Воспитанность и вежливость ».

Декабрь 1. Создание наглядного пособия «Цветок нравственности », взаимодействие с родителями.

2. Познакомить детей с чтением художественной литературы через диафильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений

3. Интервью с детьми «Дружба, добро и зло ».

4. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка », «Карасик » и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла. 1. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе », «Поучите вместе с нами».

Январь 1. Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей ; пересказ ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий) .

2. Создание наглядного пособия «Волшебная корзина » на определение положительных и отрицательных качеств человека. Взаимодействие с родителями. 1. Выставка книг «Мы писателями стали » для родителей и воспитателей др. групп.

3. Папка- передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литера - туры ».

Февраль 1. Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости ».

2. Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка » - русская народная сказка (чтение книги, просмотр диафильма, рассматривание иллюстраций, репетиции)

3. Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Давай поздороваемся », «Всем-всем, до свидания ».

4. Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура », «Свинопас ».

1. Показ кукольного театра русской народной сказки

«Заюшкина избушка » для групп старшего дошкольного возраста.

2. Выставка книг «Русские народные сказки ».

Март 1. Продолжать создавать рассказы собственного сочинения. Взаимодействие с родителями, с руководителем художественного творчества.

2. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.

1. Выставка книг собственного сочинения

«Мы писателями стали» для детей среднего и старшего возраста.

Апрель 1. Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях

«дружба », «добро », «зло».

2. Этические беседы: «Береги книгу », «Надо вещи убирать-не придется их искать » (о бережливости) .

3. Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе ».

Май 1. Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками».

2. Проведение род. собрания с использованием нетрадиционных методов (Круглый стол и чаепитие). Мультимедийная презентация для родителей по итогам года темы:  «Формирование культуры общения...»

План работы 2023-2024 годы.

Формы работы

Сроки

Создать альбом «Дружные ребята»;

Чтение с детьми художественной литературы, обсуждение поступков героев;

Пополнить развивающую предметно-пространственную среду книгами по программе.

Проведение акции «Подари ребёнку книжку», Выставка книг «Русские народные сказки».

Провести родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста »;

Проведение консультации для родителей «Ребёнок и книга»

Создание презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»;

Подготовить театрализацию  к сказке К. Чуковского «Муха - цокотуха».

Ноябрь

Ноябрь – Май

Ноябрь – Февраль

Февраль

Март

Апрель

Май

Используемая литература.

  1. Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.
  1. В.И. Петрова, Т.Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет»

- 2013.

  1. В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».

4.В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы ».- изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

Москва, 2013

5. Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста ».- изд. «Просвещение », Москва, 1968

6. http://www.maaam.ru/

7.  http://www.detskiysad.ru/

8.  http://knowledge.allbest.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...

Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телеви...

Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

План работы по самообразования  «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».         Воспитатель :Евдокимо...