Консультация для воспитателей на тему: «Роль пальчиковых игр в процессе речевого развития ребенка»
консультация (младшая группа)

Мичкасова Татьяна Сергеевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Роль пальчиковых игр в процессе речевого развития ребенка»

Мичкасова Татьяна

Тема: «Роль пальчиковых игр в процессе речевого развития ребенка» 

    «Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир релизации нереализуемого».

А. С. Спиваковская

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет пальчиковая игра. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Мной в начале года была поставлена цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для достижения поставленной цели, решались задачи.

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

3. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей.

При организации совместно-партнерской деятельности взрослого с детьми использую следующие формы организации детской деятельности: индивидуальная, групповая и подгрупповая.

С целью реализации системного подхода мной были классифицированы основные виды игр, заданий, упражнений:

1. Игры с использованием развивающих игрушек:

Игрушки-шнуровки, различные пирамидки, кубики, конструкторы, планшеты, кубы-сортёры, пазлы, мозаики, игры тренажёры – молоточки.

2. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

3. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

4. игры с нестандартным материалом. Также использую в своей работе игры со счётами, с прищепками, макаронами, мелкими игрушками, разнообразными болтиками, с пуговицами, крышечками, замочками, с застёжками — липучками.

5. Применяю экспериментирование с материалами и веществами.

6. Игры с природными материалами: с речными камешками, с шишками, с желудями, с фасолью, игры с песком.

7. Так же провожу работу по развитию движений пальцев и всей кисти во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром, на прогулке и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений.

8. Стараюсь также использовать разнообразные формы работы с родителями: индивидуальные беседы, консультации, рекомендации, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии и т. д.

Использую и нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как аквагимнастика для пальчиков. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

1. Прекрасным упражнением для развития мелкой моторики является следующее. Для его проведения потребуется небольшая пластмассовая миска и ложка. Задача ребенка будет состоять в том, чтобы с помощью ложки начерпать как можно больше воды в миску.

2. С помощью поролоновой губки можно провести следующую игру. Покажите малышу как с помощью нее можно набрать воду и затем перенести ее в какую-либо емкость.

3. Используйте пуговицы, небольшие ракушки, которые ребенок должен будет вылавливать из емкости. При этом задачей будет научить его брать мелкие предметы сначала тремя пальчиками, используя при этом так называемый щипковый захват, а затем и двумя – пинцетный.

Ожидаемые результаты к концу года:

1. Дети в процессе самостоятельной деятельности употребляют стишки и потешки.

2. Словарь детей расширился.

3. Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов;

4. Сформировалось умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.

5. Сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.

6. В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры.

7. Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.

8. Играя в игры дети стремятся к общению со взрослыми  и сверстниками, активно подражают им в движениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

Подготовила и провела консультацию на тему: " Роль потешки в речевом развитии младших  дошкольников" для педагогов - воспитателей в своём коллективе  9 человек....

Консультация для воспитателей по теме: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...

Презентация на тему "Роль детской художественной литературы в речевом развитии ребенка "

Задачи ознакомления детей с художественной литературой:*Воспитывать интерес к художественной литературе.*Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературе.*Воспитывать...

Презентация к консультации для воспитателей по теме "Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"

Презентация к консультации для воспитателей по теме "Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"...

Консультация для воспитателей на тему: «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями....

Консультация для воспитателей по теме: «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей по теме:«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Подготовила: музыкальный руководитель  Лещенко О.Л....

Консультации для родителей на тему: « Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка».

Консультации для родителей на тему: « Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка»....