Сообщение на ГМО для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомления с природой"
методическая разработка

Антипова Алина Владимировна

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7 г. Фрязино М.О.

Сообщение из опыта работы на ГМО для воспитателей:

         « Развитие речи детей дошкольного возраста

        через ознакомление с природой»

        Подготовила:

        воспитатель первой категории

        Антипова А.В.

                                                                                        Проверила:

                                                      Зам.зав.по ВМР _______ Г.М. Кабанова

                                            2019г.

          Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

           Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день развитие речи в дошкольном воспитании, является одной из актуальных проблем. Слушая речь дошкольников, видно как им сложно выражать словами свое мнение, свою мысль, то что они видят и слышат. Именно  окружающий мир – это огромная кладовая  для интеллектуального, нравственного  и речевого развития ребенка. Сегодня свою работу выстраиваю в соответствии с программой «От рождения до школы» и парциальной программой « Юный эколог». В начале года я провела мониторинг развития речи детей в группах. Результаты мониторинга показали: что: в средней группе преобладает низкий уровень развития речи детей для своего возраста. То есть дети: не слышат указанный звук в слове и не могут определить его местоположение, трудно даётся составить описательный рассказ по картинке, не могут прочесть наизусть стихотворение, не понимают того, что от него требуется, словарный запас беден. На основании проведенных мониторинга выявили для себя цель работы: развитие речи дошкольников через ознакомление с природой, природными явлениями, через  положительное и гуманное отношение к природе.

В связи с этим наметила перед собой следующие задачи:

1. Развитие речи дошкольников (обогащение речи детей прилагательными, эпитетами, сравнениями; формирование умения правильно употреблять в речи слова; количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; воспитание у детей чуткости к смысловым оттенкам слова, учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы) .

2. Формирование экологических представлений (привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы,

В своей работе я использую следующие средства развития речи:

• общение взрослых и детей (беседы с детьми: «Когда овощи могут помочь, а когда навредить нашему здоровью?», «Что бы не болеть» и т. д.)

• культурная языковая среда (это то, как мы общаемся между собой, с детьми, с родителями –т. е. это повседневная обыденная речь) ;

• художественная литература: у нас функционирует мини-библиотека и уголок речетворчества, где дети рассматривают книги, что способствует развитию словаря, привитию любви и интереса к литературе о природе. Чтение сказок с экологическим содержанием (такие как, русские народные «Репка», «Вершки и корешки»; потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского, стихи) ;

Для повышения эффективности образовательного процесса в своей работе я использую следующие методы:

1)Метод наблюдения и исследовательской деятельности: На территории нашего детского сада и в группе я ежедневно провожу наблюдения за живой и неживой природой.

Выполнение трудовых поручений (в природе – полив, рыхление клумб и комнатных цветов, наблюдение из окна в различные временные отрезки: за состоянием неба в разные части суток (утром, днём и вечером) ; наблюдение за ростом и развитием комнатных растений) .

Так же я провожу наблюдения за сезонными изменениями

С чего же я начинаю наблюдения? Сначала прошу детей рассказать о том, что они видят, затем по наводящим вопросам «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делает?» и т. д., описываем объект или явление. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаем тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, листочек.

Например, наблюдение за березой осенью. Предлагаю найти березку на участке, обращаем внимание на их красоту.

Беседа по наводящим вопросам: Березка живая или нет? Почему? Как дышит березка? Для чего березке нужна кора?- От чего кора может защитить дерево?- Где еще находится кора кроме ствола? (на ветках).

В конце наблюдения мы с детьми обязательно делаем вывод.

В результате наблюдений словарь детей пополняется существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, дети активно подбирают слова со сходными значениями, развивается наблюдательность

2) Наглядный  и практический метод.

Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К ним можно отнести рассматривание разных натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

 Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов. Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной.

Таким образом, подводя итог выше  сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и практических методов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным. Работа, проведённая мною за этот небольшой период уже приносит  свои результаты. По итогам первого полугодия мы провели мониторинг развития речи детей в группе.

Результаты показали следующее: Низкий уровень повысился до среднего на 10%. У детей совершенствуется грамматический строй речи за счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно читать  стихи, а также составить небольшой описательный рассказ; совместно со взрослым могут сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.

Опыт работы над данной темой показал, что именно  речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас воспитанников, способствовало формирование грамматического строя речи  и развитию связной речи.

В дальнейшем я планирую продолжать работать в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для педагогов  «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....

"Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

quot;Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой" - доклад на педсовете...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

laquo;Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...