дидактические игры
статья (средняя группа)

Шарычева  Светлана Викторовна

 

Дидактическая игра - такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки , развитие умственных способностей .Дидактические игры - это игры , предназначенные для обучения Дидактические игры в педагогическом процессе , играют такую важную роль ,они являются методом обучения ,ещё самостоятельной игровой деятельностью .В качестве первого , они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим .С живой природой ,по ФЭМП ,развитие речи в целях обучения детей определённым способом. При этом содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятия.

 

В руководстве играми  следует выделить три этапа : подготовка , проведение , анализ результатов (мониторинг)

 

1.В подготовку к игре входит следующее : отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группе с учётов времени проведения.(в часы занятий или внеучебное время),места ,это может быть,групповое помещение,на участке,где производится прогулка,определение количества участников,это вся группа,подгруппа,один ребёнок.

 

В подготовку к игре входит также отбор необходимого дедактического материала(пособий,игрушек,картинок,природного материала)Воспитатель выбирает игру,предлогает детям поиграть ,начинает сама и приглашает детей.Младший возрас : наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослыми.

 

2. Если воспитатель тщательно подготовился к игре,то само её проведение не вызовет никаких затруднений.В любойдидактической игре должны быть , как игровые правила,так и игровые действия.Если одно из условий отсутствует  ,она превращается в дидактическое упражнение.

 

Воспитатель контролирует процесс игры ,закрепляет умение играть ,следит за выполнением правил , используя напоминания, дополнительное объяснения,вопросы и советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Значение дедактических игр в педагогическом процессе.

Дидактическая игра - такая деятельность,смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки , развитие умственных способностей.Дидактические игры - это игры , предназначенные для обучения.Дидактические игры в педагогическом процессе , играют такую важную роль ,они являются методом обучения ,ещё самостоятельной игровой деятельностью.В качестве первого , они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим.С живой природой ,по ФЭМП,развитие речи в целях обучения детей определённым способом. При этом содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам,выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятия.

В руководстве играми  следует выделить три этапа : подготовка , проведение , анализ результатов (мониторинг)

1.В подготовку к игре входит следующее : отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группе с учётов времени проведения.(в часы занятий или внеучебное время),места ,это может быть,групповое помещение,на участке,где производится прогулка,определение количества участников,это вся группа,подгруппа,один ребёнок.

В подготовку к игре входит также отбор необходимого дедактического материала(пособий,игрушек,картинок,природного материала)Воспитатель выбирает игру,предлогает детям поиграть ,начинает сама и приглашает детей.Младший возрас : наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослыми.

2. Если воспитатель тщательно подготовился к игре,то само её проведение не вызовет никаких затруднений.В любойдидактической игре должны быть , как игровые правила,так и игровые действия.Если одно из условий отсутствует  ,она превращается в дидактическое упражнение.

Воспитатель контролирует процесс игры ,закрепляет умение играть ,следит за выполнением правил , используя напоминания, дополнительное объяснения,вопросы и советы.

Младший возраст : воспитатель выполняет роль ведущего ,в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

3.Подведение итогов игры- ответственный момент.Воспитатель отмечает тех,кто хорошо справился с поставленной задачей в игре.Анализ игры должен быть напрвлен на выявление эффективных приёмов её проведения,а так же допущенных ошибок ( что не получилось и почему.)

Структурные элементы игры

Структура дидактической игры включает в себя : задачу ,действие,правило,результат и заключение игры.Задача в каждой дидиктической игре имеется точно усановленная задача,которая подчинена соответственно дидактической цели,детям предлагаются такие задачи ,решение которых требуют определённого интелектуального напряжения,умственной работы.Выполняя задачу в игре ,ребёнок активизирует своё мышление ,упражняет памать ,наблюдательность.

Задачи дидактических игр делятся на несколько видов:

1.Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым ,различающим или сходным признакам ( задача усложняется в соответствии с возрастом детей).

2. Классифицировать и распределить предметы или картинки ,дети кклассифицируют картинки или предметы по виду или по материалу,из которого они изготовлены.

3.Определять предмет по нескольким или только по одному признаку.Дети угадывают предметы по простому описанию или кто - нибудь из них описывает вещь ,а остальные угадывают.

4. Упражнять внимание и память.Дети должны запомнить какой либо факт или определённый состав предметов,группу игроков и прочие, и определить изменение ,которое произошло в их отсутствие.

Действие.В каждой дидактической игре задача выполняется действием,которое определяет и организует поведение каждого ребёнка и сплачивает детей в единый коллектив.Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должноотвечать двум основным условиям:

1.Обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

2. Быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать , что они чему нибудь учатся.Здесь деятельность должна в большей  или меньшей степени скрывать учебную , дидактическую цель игры.

Правило : Деятельность в дидактической игре строго связана с правилами.Они определяют как ребёнок должен вести себя во время игры,что он может и чего не должен делать.Важно,чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью.Поэтому она должна быть интересной , чтобы ребёнок охотно подчинился правилам.

Результат ,заключение игры : Результат игры- это решение поставленной задачи и выполнение правил.

Результат оценивается с двух точек зрения ; с точки зрения детей и точки зрения воспитателя.с точки зрения детей,мы учитываем ,какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям.Выполняя дидактические задачи ,дети проявляют сообразительность ,находчивость ,внимание,память.Всё это даёт детям моральное удовлетворение,повышает веру в свои силы,наполняет их чувством радости.

Воспитателю важно выполнена ли заданная задача , осуществлены ли предписанные действия , принесла ли она с этой стороны определённые результаты.В конце которых дидактических игр,нужно наградить ее участников ,похвалить детей либо поручить им роли в игре.

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучащему содержанию ,познавательной деятельности детей,игровым действиям и правилам,организации и взаимоотношениям детей , по роли воспитателя.

Дидактические игры можно раздлить натри основных вида:

Игры с предметами : для них необходимо подбирать предметы ,отличающейся по свойствам ; цвету,величине,назначению,использованию...

Настольно - печатные игры - это очень увлекательное занятие для детей.Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками,разрезными картинками и кубиками.При этом для детей младшего возраста должен быть изображен один или несколько предметов : игрушки,одежда или посуда.Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличия по признаку: величину,цвет,форму ,назначение.

Словесные игры: Они построены на сочетании слов и действий играющих.В таких играх требуется использовать ранее приобретённые знания в новых связях,в новых обстоятельствах.Поэтому в младших группах игры со словом направлены в основном развитие речи ,воспитание правильного звукопроизношения ,уточнения,закрепление и активизацию словаря,развитие правильной ориентировки в пространстве , формировании диалогической и монологической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...