Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды в подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР в соответствии с ФГОС.
материал (подготовительная группа)

Иванова Марина Николаевна

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 33» (МБДОУ «Детский сад № 33»)

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды в подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР в соответствии с ФГОС.

Воспитатели: Иванова Марина Николаевна,

                        Хроменкова Екатерина Алексеевна.  

       Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в ДОО  в подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР № 10 «Детский сад №33» создана развивающая предметно - пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, использование образовательных технологий деятельностного подхода, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. Оборудование группы отвечает требованиям по безопасности, является здоровьесберегающим, эстетически привлекательным, доступным детям. Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе. Обстановка в группе приближена к домашней. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Пространство группы организуют в виде разграниченных центров оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.      

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При создании предметной среды   руководствовались следующими принципами, определенными ФГОС дошкольного образования:

  • полифункциональность - использование различных составляющих предметной среды: ширма, мягкие модули, маркеры игрового пространства, благодаря которым  воспитанники имеют возможность самостоятельно определить и обозначить пространство для игр, организовываться в небольшие         группы по интересам.
  • трансформируемость -  возможность изменений, позволяющих вынести на первый план  или иную функцию пространства, в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов детей.  Так, например, при организации коллективных сюжетных игр, требующих большого пространства, игровое место организуется за счет передвижения  мебели. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр помещены в коробки с маркером, обозначающим игру, что позволяет воспитанникам легко перенести коробку и развернуть игру в любой точке группы.
  • вариативность -  соблюдается за счет наличия в группе разнообразных центров,

             обеспечивающих организацию разных видов деятельности воспитанников –

             двигательную, познавательно-исследовательскую, экспериментальную,  

             проектную, игровую и другие.

  • доступность- среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.
  • безопасность среды - соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  •  речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  •  физическое развитие.  

Образовательная область: познавательное развитие

         На развитие ребенка дошкольного возраста с ОВЗ большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в группах компенсирующей направленности. Нерегламентированная рамками непосредственно образовательная деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности нами  организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
 «Экологический центр»: Данный центр содержит в себе: различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями, дидактические игры, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, календарь природы и погоды.

В центре «Юный исследователь» представлено многообразие  коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал,  для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные  стаканчики,  лейки, часы и т.д. Дети в данном центре превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты с водой, воздухом и другие.  

«Центр Познания»: это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Во-первых, это «мастерская» для занятий продуктивной деятельности, во – вторых, «место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий», в центре имеется: магнитная доска, набор картинок для сопоставление цифры и количества, набор кубиков с цифрами, кубики «Хамелеон», цветные счетные палочки Кюизенера, математический планшет, игры на развитие мелкой моторики, дидактические игры.

«Центр конструирования»: в этом центре в большом разнообразии представлены различные вид и формы конструкторов, центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжетные игры за его пределами. Это позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Вывод:  Таким образом, весь  материал, располагающийся в центрах доступен для воспитанников, полифункционален, мобилен и может использоваться как для организации совместной деятельности с воспитанниками, так и в самостоятельной игре детей, являются эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. 

Образовательная область: социально-личностного развития

       Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.  Центр сюжетно-ролевой игры: основной целью этого направления является позитивная социализация детей  дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры.

Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию. В группе создана среда и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Путешественники», «Почта», «Парикмахерская», «Хозяюшка», «Костюмерная» пользуются популярностью, как у мальчиков, так и у девочек.

 «Центр уединения». В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия - это уголок уединения, уголок уединения совмещает в себе уголок психологической разгрузки, который предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций который и тихим беседам. В нем размещены мягкие подушки, коврик «примирения», коробочка «мои секретики», «спрячь всё плохое», стаканчик «гнева и злости», зеркальце моего настроения. Этот центр трансформируется с центром «Мы юные актеры».

Центр «Дорожной безопасности»  в группе, немало внимания уделено  созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры.  Центр безопасности на дороге интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы с разметкой дорог и дорожными знаками, парковками, мостами, заправкой.  

Центр «Патриотического воспитания»: в центре дошкольники применяют на практике знания, которые они получают во время экскурсий по городу и при посещении краеведческого музея и детской библиотеки города, в центре имеется: портрет президента, Гимн России, Герб России, флаг России (изображение), Герб Ачинска, папка «История града Ачинска, атлас мира, демонстрационный материал «Народы мира», энциклопедии: Страны Мира, Планета Земля, книги-беседы о детях-героях (Т.А.Шорыгина). Правильно подобранный материал позволяет изучить обычаи и традиции народов.

Вывод: Образовательная область: социально-личностного развития: развивает активную и пассивную речь; помогает детям с ОВЗ разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения; связывает между собой различные представления; учит решению проблем; стимулирует творческое начало, креативность; развивает самооценку и самоуважение; учит способам выражения эмоций и чувств; развивает общую и тонкую моторику, развивает  речь, что особенно важно для детей с ОВЗ; пополняет словарный запас, развивает диалогическую речь, ведь в процессе своей работы дети задают вопросы и отвечают на них, пересказывают последовательность своих действий, развиваются социальные навыки, умения договариваться и решать различные возникающие проблемы.

Образовательная область:  физическое развитие  

   Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. С учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников группы компенсирующей направленности, созданы оптимальные условия для организации двигательной активности воспитанников.

Центр «Спортивный»: здесь находится спортивный инвентарь: (моталочки, мячи, султанчики, бубны, кегли, мешочки для метания, летающие тарелки, скакалки, ленточки с кольцами),  дидактические игры, приспособления для проведения физкультурно-оздоровительной работы для укрепления здоровья и физического развития детей (массажные дорожки, массажные следы, массажеры, бильбоки).

   Вывод: предметно-развивающая среда для организации самостоятельной двигательной деятельности и индивидуальной работы в группе компенсирующей направленности с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников, способствует стимулированию  приобретения опыта в следующих видах деятельности: двигательной активности, координацию движений, равновесия, координацию крупной и мелкой моторики.

Образовательная область: художественно-эстетического развития

«Центр Волшебная палитра»: приобщает к миру искусства, развивает представления о цвете и их оттенках, формах, величине. В центре изобразительного искусства воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей: альбом, цветная бумага, цветной картон, кисточки разных размеров, восковые мелки, акварель, фломастеры, карандаши, графитовый карандаш, пастель, самоклеющаяся бумага, бархатная бумага, акварельные краски, пластилин, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, палитра, баночка для воды, досточка для пластилина, цветной песок, цветной бисер, салфетки, образцы декоративного рисования, схемы рисования, образцы нетрадиционной техники рисования.

В центре «Музыкальная гостиная»: игры на приобщение детей к музыкальной культуре, музыкальные инструменты (шумовые, ударные, духовые, клавишные, музыкальные игрушки с фиксированным звуком); картинки (музыкальные инструменты, музыкальные профессии, портреты композиторов); фонотека (песни, музыкальные сказки, мелодии).

Центр «Юные актеры»: Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, теневой, костюмы, маски, элементы декораций для театрализации, куклы для драматизации, деревянный домик для настольного театра, игрушки для настольного театра, дидактические игры: «Путешествие по сказкам», «Узнай из какой сказки», «Лото по следам волшебства» и др.

Вывод: в результате, дети приобретают умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, улучшается восприятие, обогащается сенсорный опыт, приобретается способность замечать, понимать изображения знакомых предметов, явлений, проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности, используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.

Образовательная область: речевое развитие

     Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. На развитие ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в группах  компенсирующей направленности.  Нерегламентированная рамками непосредственно образовательная деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности   организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами:

Центр «Будем говорить правильно»: В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе, он представляет собой специально оборудованное пространство для игр, в него входят: открытый шкаф в нем карточки с картинками, логопедические карточки, тактильные дощечки, звуковые дорожки, звуковой домик;  дидактические игры: «Что к чему и почему?», «Найди место звука в слове», «Назови одним словом», «Играя, развиваем речь» и др.; игры на развитие речевого дыхания: «Загони мяч в ворота», «Подуй на перышко», «Я воздушный шарик», «Бабочка полетела на цветочек села», «Ветерок». Для артикуляционной гимнастики имеется картотека «артикуляционной гимнастики», зеркало большое, зеркальце маленькое, также здесь расположены пособия для развития мелкой моторики: настольный плакат (с крышками) «На полянке», магнитная доска с мелким конструктором на магнитах, цветные ленточки с прищепками, шнуровка разной сложности, цветные макароны и шнурки, бисер разных размеров, массажные мячика и картотека упражнений с массажными мячиками, счетные палочки и схемы изображений для работы с счетными палочками.

Центр «Здравствуй книжка!» здесь можно погрузится в волшебный мир книг, в центре расположены книги по возрасту детей, энциклопедии, детские журналы, фотографии, портреты писателей и поэтов, открытки и т.д.

Как говорится театр начинается с вешалки, а группа с раздевалки. И надо, чтобы ее оформление не только радовало глаз, но и давало родителям необходимую информацию для воспитания детей, в родительском уголке, родители могут узнать о возрастных особенностях детей группы, режиме дня, расписания НОД, темы занятий в текущей неделе, о правильном воспитании детей. Консультации по вопросам педагогики, психологии постоянно меняются и пополняются, оформлены  специализированные стенды: информационный уголок, уголок учителя-логопеда, уголок учителя-дефектолога, уголок педагога-психолога, уголок музыкального руководителя, уголок здоровья, выставка детских работ «Наш вернисаж». Дизайн приемной постоянно меняется, это еще одна форма работы с родителями. Чем больше открытости в работе детского сада, информации со стороны воспитателей, тем больше доброжелательности со стороны родителей, и тем выше их активность, заинтересованность!

Вывод: Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Развивающая предметно-пространственная среда выстроена в соответствии с требованиями ФГОС, она содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Таким образом, развивающая предметно-пространственная образовательная среда подготовительной группы компенсирующей направленности направлена на создание социальной ситуации развития для воспитанников и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

Дата: 24.05.2019г.

Заместитель заведующего по  ВОР:                       Березкина Н.В._________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды в младшей группе «Сказка» в соответствии с ФГОС.

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды в младшей группе «Сказка» в соответствии с ФГОС.  Воспитатели: Гумерова Назира МингалиевнаУсачева Наталья Анатольевна...

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды вподготовительной группе  в соответствии с ФГОС....

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды в младшей группе «Сказка» в соответствии с ФГОС.

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды в младшей группе «Сказка» в соответствии с ФГОС.  ...

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды во второй младшей группе комбинированной направленности в соответствии с ФГОС

Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды во второй младшей группе комбинированной направленности в соответствии с ФГОС...