Консультации для педагогов.
консультация

Анисимова Людмила Владимировна
«Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний о социальном мире»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_pedagogov_stimul_aktivnosti.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9»

Консультация для педагогов

«Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний о социальном мире»

Подготовила: воспитатель

Анисимова Л.В.

2017 г.

При усвоении детьми знаний о социальном мире важна эмоциональная активность. Важна ли  эмоциональная активность ребенка при усвоении тех или иных знаний или ребенок, соприкасаясь с окружающим миром, впитывает все, как губка? Давайте попробуем в этом разобраться, а также в том, насколько мы можем помочь малышу в процессе приобщения к социальному миру и получения знаний из него.

Имея малый жизненный опыт и особенности развития психических процессов, дошкольник, естественно, видит окружающую его действительность по-своему. Грамотному родителю, как и педагогу, необходимо знать эти особенности и учитывать их в процессе общения с детьми.

Какие же они, наши дети?

1. Дети очень наблюдательны. Они часто замечают те «мелочи», которые мы, взрослые, пропускаем. Но дети замечают, как правило, внешние, яркие признаки, не внедряясь в суть предмета или явления.

2. Маленькие дети хотят все знать. Ярчайшее проявление этого – их непрекращающиеся вопросы. Характер вопросов с возрастом меняется. Если в 3 года это чаще всего «что?», то в 4 появляется «почему?», а позже «как это происходит?».

3. У детей своя логика. Их оценки могут быть адекватными (правильными) или неадекватными с точки зрения взрослого.

4. Дети всегда эмоциональны. Они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Поэтому необходимо помнить.

 Задачи развития интеллекта, чувств и нравственных основ личности необходимо решать в их триединстве, иначе время просто будет потрачено впустую!

Эффективность процесса приобщения ребенка к социальному миру во многом зависит от тех средств, которыми пользуется взрослый.

Какие средства развития важны?

Проанализируем их.

1. Социальная действительность, реальная жизнь. Важно подобрать и адекватно возрасту объяснить те явления и события, которые будут понятны ребенку, смогут затронуть его «за живое».

2. Предметы рукотворного мира. Их познание идет через общение со взрослым, который должен показать ребенку предмет и научить его действовать с ним. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка и ее разновидности (техническая, сюжетная, народная).

3. Художественная литература. Необходимо включать в жизнь ребенка произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи и т.д. Читайте детям!

4. Изобразительное искусство.

 

Все вышеперечисленные средства будут существенно влиять на социальное развитие ребенка только в том случае, если они будут отвечать следующим требованиям:

· доступность восприятию ребенка;

· адекватность возрастным возможностям;

· эмоциональная насыщенность.

 

Эмоциональная насыщенность информации о социальном мире и эмоциональная активность ребенка – это «две стороны одной медали».

Эмоциональная активность ребенка

 

Эмоциональная активность ребенка  это заинтересованное, эмоциональное восприятие окружающего мира, желание принять в нем участие, умение адекватно оценить его. Эмоционально активный ребенок не может остаться безучастным к переживаниям другого, к проявлениям жестокости. Эмоциональная активность способствует развитию потребности в общении, взаимодействии с окружающим миром и людьми.

 

Действенные приемы развития эмоциональной активности

Важно помнить, что познание ребенка происходит через чувствование, а развитие общения ребенка идет через мир фантазий и воображения. Поэтому один из важнейших приемов развития эмоциональной активности ребенка является воображаемая ситуация. Это волшебное «как будто бы» позволяет сделать процесс обучения ребенка естественным, раскрепощает его.

Доступной для ребенка и понятной для взрослого является сказка. Сочинение сказок на необходимую тему – захватывающее занятие, позволяющее ребенку почувствовать себя сильным и всемогущим. Тем более, что творческий потенциал приема придумывания сказки неисчерпаем и допускает любые вольности.

Хороший прием  импровизированные игры-драматизации. Этот вид игр позволит детям найти творчески социально-приемлемые способы общения и обогащения своего внутреннего мира. Такая ценная возможность встать на позицию другого, пусть и сказочного, героя, просто необходима дошкольнику.

 

Можно использовать такие приемы, как сюрпризные моменты и элементы новизны. Необычное начало какого-либо совместного с ребенком занятия сразу же сосредотачивает внимание ребенка на предмете разговора, подогревает желание разгадать загадку. Новизна может проявляться как в форме занятия, месте его проведения, так и в подборе участников и содержания.

Очень помогает юмор и шутка, но это не просто эмоциональная разрядка (которая тоже, несомненно, важна). Это прием, позволяющий ребенку взглянуть на предмет рассмотрения с другой стороны, а также способствующий снятию границ между взрослыми и детьми. При этом необходимо помнить о педагогическом и человеческом такте и доброжелательности.

Особенно хорошо, если вам удастся использовать сразу несколько приемов, таким образом на развитие эмоциональной активности ребенка будет оказано комплексное воздействие. Но здесь должно действовать правило Золотой середины.

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на том, что основным приемом развития эмоциональной активности ребенка остается пример взрослого, родителя. Умение взрослого показать и передать детям свое эмоциональное отношение к тому или иному событию является важнейшим условием, а специальные методы и приемы лишь вспомогательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....