Развитие личности ребенка средствами проектной деятельности
статья

Мотина Оксана Николаевна

В данной статье освещен опыт работы педагогов по внедрению в практику технологии детской проектной деятельности, отвечающей современным федеральным государственным требованиям, активно формирующей у дошкольников  интерактивные качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373                                                                           А.А. Мясникова

                                                                                           воспитатель

                                                                                          О.Н. Мотина

                                                                                           воспитатель          

                                                                                         

(АНО ДО «Планета Детства «Лада» д/с № 99 «Капелька» г.Тольятти)

 

 Развитие личности ребенка средствами проектной деятельности

В данной статье освещен опыт работы педагогов по внедрению в практику технологии детской проектной деятельности, отвечающей современным федеральным государственным требованиям, активно формирующей у дошкольников  интерактивные качества личности.

                                                                                       

«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
(древняя китайская пословица)

От современного образования требуется   не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать   работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Ребенок – это маленький исследователь, который стремиться к активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Ребенок стремиться к самопознанию, самовыражению, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.

Педагоги детского сада № 99 организовывают деятельность детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово «занятие» вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. Актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Эту возможность представляет метод проектов, который интегрирует в себе различные виды деятельности для осуществления единой цели, что соответствует Федеральным Государственным Требованиям.  Метод проектов ведёт к результативности в работе не только по формированию предпосылок исследовательской деятельности, но и развитию интегративных качеств личности.

Проектная деятельность стала частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду: она внедряется в практику работы  педагогов детского сада с 2006 года. Первыми откликнулись, и с большим интересом начали осваивать эту форму работы воспитатели старших и подготовительных групп. Работая в подготовительной к школе группе, наши дети выбрали тему «Наш волжский край».

Дети  столкнулись с проблемой – хотели узнать как можно больше о родном крае, но не нашли достаточного количества доступной информации. Педагогами была определена цель проекта развитие интегративных качеств личности  дошкольников в процессе ознакомления с родным краем, а также создание мини-музея «Здравствуй, сказочный край!».

Были поставлены основные задачи:

  • повысить мотивацию к процессу приобретения знаний;
  • развить позицию ребенка – исследователя в проекте;
  • активизировать работу педагогов и родителей;
  • обогатить краеведческий уголок в группе.

Проект проходил в пять этапов – поисковый, аналитический, практический, презентационный и оценочно-рефлексивный.

На поисковом этапе беседуя с детьми, мы определились с названием проекта, разделились на группы, у каждой из которых была своя обязанность, сформулировали цель. Вместе с родителями разработали план совместных мероприятий.

Приступив к аналитическому этапу, с детьми были проведены ряд бесед о родном крае, городе. Совместно с педагогами, родителями и детьми прошла викторина «Наш волжский край», с целью определения уровня знаний по выбранной теме. Составили алгоритм, определяющий ход выполнения проекта.

В рамках практического этапа проводились экскурсии по улицам города и к достопримечательностям совместно с родителями, беседы о разных домах. Дети приносили в группу фотографии  домов, в которых они живут. В результате были собраны фотоальбомы «Улицы родного города» и «Дом, в котором я живу» с комментариями детей, рассказами и рисунками.  Собирая информацию, фотоматериалы, рассказы и рисунки детей о родном городе  мы изготовили книгу «Тольятти стал моей судьбой», в группах оформили тематические выставки на темы: «Татищев – основатель города», «Замечательные люди нашего города», «Моё древо жизни», «Мы юные архитекторы» и другие. Совместно с родителями изготовили макет «Улицы нашего города». Был проведен конкурс «Достопримечательности нашего города».

Дети с удовольствием добывали знания, сведения, материалы, используя различные источники информации: книги, энциклопедии, словари, общение со взрослыми, детские журналы и газеты.

С целью активизации у дошкольников интереса к данному проекту разработали мульти-медийную презентацию «Город, в котором я живу». Цель электронного пособия: формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному городу, людям, населяющим его, способствовать усвоению нравственных ценностей, вызвать у детей интерес к истории родного города, историческим и памятным местам.

Использование пособия позволило нам решить следующие задачи:

  • расширить у детей представление  о родном городе;
  • познакомить с достопримечательностями города Тольятти;
  • развить  интерес к истории города;
  • вызвать  у детей чувство гордости за город Тольятти

Данное обучающее пособие разработано для детей подготовительной к школе группы, оно может быть использовано при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Детская проектная деятельность – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые. В процессе работы и в ходе реализации проекта педагог получает огромное количество информации, которую необходимо анализировать адаптировать к усвоению детьми дошкольного возраста.

Приступив к презентационному этапу, мы оборудовали в группе мини-музей «Здравствуй, сказочный край!». Провели экскурсии для родителей и детей других групп по мини-музею с использованием путеводителей, сделанных руками детей.

Участие детей в детской проектной деятельности способствовало достижению достаточно высокому уровню сформированности у детей следующих интегративных качеств:

  • «Любознательный, активный» - дети проявляли интерес к информации, которую получали в процессе общения, к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
  • «Эмоционально отзывчивый» - эмоционально откликались на информацию, полученную от приглашенных гостей во время тематических встреч.
  • «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» -  дети овладели умением решать спорные вопросы, убеждать, доказывать, объяснять.
  • «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» - научились использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.
  • «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе» - научились рассказывать о своем городе, крае.
  • «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» - дети выполняют индивидуальные и коллективные поручения,  ответственно относятся к порученному заданию, стремятся выполнить его хорошо.

Можно сделать вывод, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, умение ставить цели и выполнять задачи.

Детская проектная деятельность актуальна и результативна в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Позиция ребёнка – исследователя в проекте – это позиция субъекта, способствующая интенсивному интеллектуальному, эмоциональному развитию личности и способности к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Литература: 

  1. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.
  2. Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности – один из путей развития активности ребёнка / О.В.Дыбина, В.В.Щетинина. – Тольятти, ТГУ.
  3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход»: учеб. пособие / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. – М ., 2005.
  4. Ивин, А.А. “Искусство правильно мыслить”, Москва, “Просвещение”, 1986.
  5. Киселева, Л.С.   Данилина, Т.А. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”, Москва 2004.
  6. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания./ А.И.  Савенков - Ярославль: Академия развития, 2003.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"

Консультация для родителей.Театральная деятельность может удовлетворить любые интересы и желание ребенка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообраз...

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Формирование творческой личности ребенка                                             ...

Сминар для воспитателей "Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности".

Изучение методов и приемов в организации театрализованной деятельности...

консультация для родителей "Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"

Консультация для родителей, раскрывающая роль театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка....

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...