Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников».
консультация

Алексеева Наталья Владимировна

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование связной речи28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников».


Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка .

Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

С развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

У ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей.

Связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:

- логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

- функционально – стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

- психологических - отнесенность речи к сферам общения;

- грамматических – отнесенность речи к структуре языка .

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с различными нормами речевого общения.

Речь считается связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится) ;

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию) ;

- логичность (последовательное изложение мыслей) ;

- ясность (понятность для окружающих) ;

- правильность, чистота, богатство (разнообразие) .

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.

Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, со своими особенностями. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

На характер связного высказывания также влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка .

На связную речь дошкольников влияют и русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Главное - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, при обучении в школе, если он обучается этому в интересной форме под руководством взрослого.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»
Задачи:
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
3. Заинтересовать проблемой.
4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.
2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Информационно – техническое обеспечение:
1. «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи» (выступление учителя - логопеда).
2. Электронная презентация по теме: «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».
3. Памятки для родителей.

Ход:
Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс по теме «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».
Я вас познакомлю со здоровьесберегающими технологиями, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи.
Свое выступление хочу начать со слов Сухомлинского…
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. Сухомлинский.
Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. А, чтобы и вам тоже было сегодня интересно, мы должны настроиться….
Активизация родителей:
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие органов речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.
Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей:
• артикуляционная гимнастика;
• дыхательная;
• пальчиковая гимнастика;
• игровой массаж, самомассаж.
Теперь мы с вами поговорим о каждом виде гимнастики отдельно. Итак – артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи : языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек. Давайте вместе с вами выполним одну из таких гимнастик.
ПРОГУЛОЧНАЯ (артикуляционные упражнения.)
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит…
Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам.
Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке….
А теперь наоборот. Ловко тянутся вперед.
Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.
На качелях оказался. Вверх – взлетел….и вниз – спускался.
Догадаться, кто бы мог: Язычок наш, как грибок.
Язычок гармошкой стал….поиграл и не устал.
То иголка, то лопата – язычок у нас ребята.
Вот и кончилась разминка….
Язычок ложиться спать.
(выполняется вместе с родителями)
Еще одной из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-

 развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Давайте познакомимся с некоторыми из них. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры. (совместно с родителями проводится игротренинг).
«КАПУСТА»
Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим… (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
«БУДЕМ МЫ ВАРИТЬ КОМПОТ» (фрукты)
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)
Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
В несколько игр мы с вами поиграем.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы»
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Игра с карандашом.
(лучше использовать карандаш - шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Массаж Су – Джок шарами.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Хочу порекомендовать вам игры, так же способствующие развитию мелкой моторики, в домашних условиях:
Игра “Помогаю маме”.
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра “Волшебные палочки”.
Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра “Чудесный мешочек”.
В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.
Способствуют развитию мелкой моторики и игры:
с сыпучими материалами.
с пуговицами,
рисование, лепка,
вырезание ножницами, аппликация.
И в заключении хочется подарить вам памятки для развития мелкой моторики и игры для пальчиков.
(В конце собрания раздать памятки для родителей)
Вывод:
Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.
Большое спасибо за внимание и активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Формирование связной речи дошкольника

Консультация для родителей Формирование связной речи дошкольника...

Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников»

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников....

Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников».

Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников»....

Консультация для родителей «Формирование связной речи у дошкольников»

Развитие связной речи в дошкольном детстве  закладывает основы успешного обучения в школе....

Консультация для родителей "Формирование связной речи дошкольников при составлении рассказов"

Консультация для родителей "Формирование связной речи дошкольников при составлении рассказов"...

Консультация для родителей "ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей о формировании связной речи дошкольников....

Консультация для родителей "Формирование связной речи у дошкольников"

По мере взросления ребенка, родители беспокоятся о развитии его творчества, мышления,  и порой упускают, такую не менее важную деталь, как развитие связной речи.  Но  без специального о...