Главные вкладки

    Проект Я знаю, я умею ( познавательное и интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста)
    проект (старшая группа)

    Русинова Светлана Алексеевна

    Развитие познавательных способностей у детей является актуальной проблемой современного дошкольного воспитания . В настоящее время необходимо подобрать эффективные приёмы развития  интеллектуальных способностей.Т.К. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успешность детей в школе, является потенциалом для дальнейшего развития личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_intellektualnoe_razvitie_starshih_doshkolnikov.docx706.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

    Проект

    Я знаю, я умею

    ( познавательное и интеллектуальное

     развитие детей старшего дошкольного возраста)

                                                                                                      Разработчик: Русинова С.А.

    воспитатель МДОУ – д/с «Дружба»

    Качканарский городской округ

            Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

    В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Концептуальные основы проекта - взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

    Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

    Дополнительно проект поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития познавательных способностей, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями

    Цель проекта: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Развивать познавательные процессы.

    2. Развивать творческие способности.

    3. Развивать способности к моделированию и конструированию.

    4. Развивать навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

    5. Развивать общую осведомленность и связанную речь.

    6. Воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в достижении поставленных целей.

    7. Обучать приёмам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения.

    В основе проекта программы лежат принципы:

    - Принцип безопасности.

    - Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

    - Принцип положительного подкрепления.

    - Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

    - Принцип уважительного отношения друг к другу.

    Участники реализации проекта:

    1. Дети старшего дошкольного возраста.

    2. Педагоги.

    3. Родители.

    Продолжительность проекта рассчитана на 3месяца

    Этапы реализации проекта:

    Этапы

    Задачи

    Ожидаемый результат

    I Подготовительный

    этап

    (Октябрь)

    Цель: Создание информационных, научно – методических, организационных, условий для реализации проекта

    1. Изучить опыт работы по познавательному развитию.

    2. Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

    1. Создание Проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

    2. Формирование банка диагностического инструментария для реализации проекта.

    3. Разработка модели комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов и родителей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

    4. Усовершенствование развивающей среды.

    II Практический

    этап

    (ноябрь-декабрь)

    Цель: Реализация проекта

    1. Провести первичную диагностику

    2. Подобрать и провести игровые упражнения с детьми

    3.Работа с родителями

    1. Активизация познавательной сферы дошкольников.

    2. Эмоциональное благополучие детей.

    III Аналитический

    этап

    ( декабрь)

    Цель: Анализ результатов реализации проекта.

    1. Проанализировать результаты реализации проекта.

    2. Планировать дальнейшую работу по интеллектуальному и познавательному развитию дошкольников, их психоэмоциональному благополучию.


    Деятельность

    Название. Цель

    Отметка о выполнении

    Игры на релаксацию

    « Согреем бабочку» «Воздушный шарик»

    Цель: Достичь релаксации через дыхательные техники. Развивать способности расслабления мышц тела. Снятие психоэмоционального напряжения.

    « Часики» «Каша кипит»

    Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

    Создание положительного эмоционального фона.

    «Злюка успокоилась»

    Цель. Развивать у детей способности к расслаблению мышц лица.

    Пальчиковые игры

    « Где же наши ручки» « Божья коровка» « Дождик»

    Цель: Развитие подвижности пальцев рук , мелкой мускулатуры, чувство ритма. Повышение эмоционального тонуса, установление контактов с взрослыми.

    Подвижные игры

     для развития перцептивных процессов у дошкольников

    « Догони», « Догоню, убегу»

    Цель: Научить бегать детей в одном направлении не задевая друг друга.

    «Догони мяч»» Надуем пузырь»

    Цель: Вызвать интерес к игре, учить повторять звуки за педагогом.

    « Круг» «Квадрат»

    Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по форме

    «Ёлочки-грибочки

    Цель. Научить детей чередовать предметы по цвету.

    « Озорной мячик» «Бусинки»

    Цель. Формировать правильную осанку, укреплять мышцы рук и ног.

    Узнай фигуру

    Цели: совершенствовать восприятие формы; развивать произвольное внимание; развивать быстроту движений.

    Цветные шарики

    Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание, координацию движений.

    Светофор

    Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание; закреплять правила дорожного движения.

    К своим флажкам

    Цели: совершенствовать восприятие цвета и пространства; развивать произвольное внимание, координацию движений.

    Найди свой цвет

    Цели: совершенствовать восприятие цвета и пространства; развивать произвольное внимание, координацию движений.

    Найди пару

    Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать внимание, быстроту движений.

    Запрещенный цвет

    Цели: совершенствовать восприятие цвета и формы; развивать произвольное внимание, мелкую моторику мышц рук.

    Поймай мяч

    Цели: развивать восприятие формы, произвольное внимание; совершенствовать работу зрительного и кинестетического анализаторов, координационные способности.

    Слушай музыку

    Цели: совершенствовать слуховое восприятие; развивать внимание, быстроту движений.

    Узнай друга

    Цель: совершенствовать тактильные ощущения, слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве.

    Выполняй правильно

    Цели: совершенствовать восприятие пространства; закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию; развивать произвольное внимание, координацию движений.

    Мы готовимся в поход

    Цели: совершенствовать восприятие пространства; закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию, математический счет.

    Машина времени

    Цели: формировать восприятие времени; развивать быстроту мышления, скоростные качества, координационные способности.

    Запрещенное движение

    Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции

    Игры с песком, водой, прищепками

    Удивительный песок

    Цель: Познакомить со свойствами песка, развивать мелкую моторику. Тактильную память.

    « Водичка льётся»

    Цель: Познакомить со свойствами воды, развивать наблюдательность.

    Игры с прищепками « Зайчик и собака»

    Игра в загадки

    «Репка»

    Цель: Научить следовать определённому порядку в действиях.

    « Мы едем, друзья в далёкие края»

    Цель: Воспитывать добрые чувства, внимание и заботливые отношение к другим.

    Психогимнастика

    Упражнение «Полёт высоко в небе»,

    «Волшебный сон»

    «Кулачки»

    «Приятный сон»

     « Путешествие на голубую звезду»

    Игры с сюжетными картинками

    «Птичка-синичка»

    Цель. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей. Создать положительный эмоциональный настрой

    Игры образно - ролевые

    « Интересная походка»

     « Разные лошадки»

    Цель. Учить детей эмоциональному проигрыванию, развивать творческие способности, коммуникативные навыки.

    Элементарные исследования

    Экспериментирование

    Опыт с предметами « Тонут не тонут»

    Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности

    Весёлые линии

    Злючки-закорючки

    Найди что спрятано

    Чудо-цветы (пена)

    Интегративная деятельность: рисование иллюстраций к литературным произведениям

    Серебряное копытце

    Два Мороза

    Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов

    Покормим птиц в зимнем лесу

    Цели: развивать воображение, фантазии; закреплять двигательные умения и навыки.

    Методика «Дорисовывание фигур»

    Автор — ОМ. Дьяченко.

    Машины и пешеходы

    Цели: развивать образное мышление, чувство времени; учить интенсивному распределенному вниманию; закреплять правила дорожного движения.

    Методика «Схематизация»

    Автор Р.И. Бардина.

    Предназначена для выявления уровня наглядно-образного мышления у детей 5—7 лет.

    Развивающая среда

    Центры :

     «Я умею»

    «Песка и воды»

    «Экспериментирования»

     


    Приложение.

    Диагностика восприятия у дошкольников

    Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

    Автор Р.С. Немое.

    Материал: 7 рисунков, на каждом отсутствует существенная деталь; секундомер.

    Инструкция. «Сейчас я покажу тебе рисунки, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного. Посмотри на них и постарайся как можно быстрее сказать, чего не хватает».

    Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания.

    Оценка результатов

    10 баллов — меньше, чем 25 секунд;

    8-9 баллов — от 26 до 30 секунд;

    6-7баллов — от 31 до 35 секунд;

    4-5 баллов — от 36 до 40 секунд;

    2-3 балла — от 41 до 45 секунд;

    0—1 балл — больше чем 45 секунд.


    Методика «Эталоны»

    Автор О.М. Дьяченко.

    Материал: лист с 16 картинками с изображением различных предметов; 4 картинки с изображением фигур-эталонов.

    Инструкция. Ребенку дают лист с картинками, поочередно предъявляют изображения фигур-эталонов и говорят:

    «Рассмотри внимательно все картинки на странице и фигурки рядом с ними. Выбери (покажи, назови) те картинки, которые больше всего похожи на ту или иную фигурку».

    После того как ребенок выбрал похожие, по его мнению, картинки, а экспериментатор зафиксировал ответы, ему показывают следующую фигуру-эталон и предлагают сравнить ее с теми же самыми картинками.

    Правильное решение:

    1. — ботинок, собака, машина, коляска;
    2. — чашка, гриб, шапка, корзинка;
    3. — груша, лампочка, матрешка, гитара;
    4. — пирамида, кукла, морковь, желудь.
      Оценка результатов

    Максимальный балл по всем четырем попыткам — 32 очка. За каждую ошибку (неправильно отмеченная картинка или неотмеченная нужная картинка) вычитается один балл. Итоговый балл равен разности между максимальным баллом (32) и числом ошибок.

    Высокий уровень (для детей 6-7 лет) — 29-32 балла; Средний уровень — 20-28 баллов; Низкий уровень — 0-19 баллов.


    Методика «Перцептивное моделирование»

    Автор — В.В. Холмовская; для детей от 5 лет.

    Материал: тетрадь с 15 рисунками. В верхней части каждой страницы дается изображение фигуры-образца — круга или квадрата. В нижней — расположенные в один ряд разнообразные части круга или квадрата, из которых надо выбрать только те, соединение которых приведет к получению фигуры-образца. Первые три задания (а, б, в) являются вводными, фигуры на них расчленены пунктирными линиями.

    Инструкция. Вводные задания взрослый предваряет словами;

    «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком. (Взрослый просматривает правильность отметок и в случае необходимости указывает на ошибку.)

    На следующей картинке квадрат. Он разделен уже на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Взрослый снова проверяет выполнение.)

    На третьей картинке снова круг, но он складывается из 3 частей. Найдите их и обозначьте крестиками».

    На этапе вводных задач взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.

    Перед четвертым заданием детям говорят:

    «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. Л теперь откройте следующую страницу. Па ней сверху нарисован круг. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой же круг. Поставьте на этих фигурах крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». (Никаких дополнительных указаний не дается.)

    Оценка результатов

    За каждую правильно решенную задачу дается число очков, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два очка, за задачи 5-8 — по 3 очка, за задачи 9-12 — по 4 очка. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное число очков — 36.

    Высокий уровень (для детей 6-7 лет) — 26-36 баллов;

    Средний уровень — 8-24 балла;

    Низкий уровень — 0-7 баллов.

    Правильное решение:

    Задача:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Детали:

    2,5

    2,4

    2,4

    2,5

    1,4,5

    2,4,5

    1,2,4

    2,4,5

    1,2,4,5

    1,2,4,5

    1,2,3,5

    1,2,5,6


    Диагностика внимания у дошкольников

    Методика «Проставь значки»

    Автор — Р.С. Немое.

    Материал: лист бумаги с геометрическими фигурами (10 рядов по 10 фигур в каждом) и образцом их заполнения.

    Инструкция. «Перед вами листок. На нем изображены разные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб. Посмотрите на них внимательно. Сейчас, как только я дам команду "Начали!", вы будете быстро просматривать все фигуры одну за другой, как будто читаете книгу, и ставить карандашом в каждой фигуре какой-то значок. Запомните, что в квадратике нужно поставить галочку, в треугольнике — черточку, в круге — крестик, в ромбе — точку. Если вы забудете, какой значок надо поставить в

    фигурку, то посмотрите на образец, нарисованный в верхней части вашего листочка. Как только я скажу: "Стоп!", вы должны будете положить карандаш».

    Время выполнения задания — 2 минуты.

    Оценка результатов

    Общий показатель переключения и распределения внимания ребенка определяется по формуле:

    S = 1,5хN - 2,8n\120

    где S — показатель переключения и распределения внимания; N — число фигур, просмотренных и помеченных; п — число ошибок (неправильно проставленные или пропущенные знаки). Полученный количественный результат переводится в баллы — от 0 до 10.

    10 баллов — больше 1,00;

    8-9 баллов - от 0,75 до 1,00;

    6"-7баллов — от 0,50 до 0,75;

    4-5 баллов — от 0,25 до 0,50;

    0-3 балла - от 0,00 до 0,25.


    ОПРОСНИК

     Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

     Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

    1. Какое животное больше – лошадь или собака?

     (лошадь = 0 баллов;   неправильный ответ = -5 баллов)

    2.Утром мы завтракаем, а днем...

     (обедаем, едим суп, мясо = 0;  ужинаем, спим и другие неправильные ответы  -3 балла)

    3. Днем светло, а ночью...

     (темно = 0;  неправильный ответ = -4)

    4. Небо голубое, а трава ...

     (зеленая = 0;  неправильный ответ = -4)

    5.Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

     (фрукты = 1;  неправильный ответ = -1)

    6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

     (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;  неправильный ответ = -1)

    7.Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

     (города = 1; станции = 0;  неправильный ответ = -1)

    8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

     (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3;

     не знает часов = 0)

    9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?

     (щенок, ягненок = 4;  только один правильный ответ = 0;

     неправильный ответ = -1)

    10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

     (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;  на кошку без объяснения = -14;  на курицу = -3)

    11. Почему во всех автомобилях тормоза?

     (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

    12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

     (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;  одно подобие = 2;

    = неправильный ответ = 0)

    13.Чем похожи друг на друга кошка и белка?

     (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;

     одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

    14.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

     (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;

     винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;

     неправильный ответ = 0)

    15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...

     (спорт (физкультура) = 3;  игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;

     неправильный ответ = 0)

    16. Какие ты знаешь транспортные средства?

     (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;

     только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;

     неправильный ответ = 0)

    17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

     (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;  одно или два различия = 2;

     неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

    18. Почему люди занимаются спортом?

     (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;  одна причина = 2;  неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

    19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

     (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;

    он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;

    неправильный ответ = 0)

    20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

     (так платят за пересылку этого письма = 5;

    другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;

    неправильный ответ = 0)

     Суммируем баллы.

     Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

     Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

     Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

     От -1 до – 10 – ниже среднего.

     От – 11 и меньше – низкий показатель.

    Источник

    http://www.psy-files.ru/2007/02/09/diagnostika_gotovnosti_rebenka_k_shkole_test_kerna_ieraseka.html

    Критерии оценки результатов проекта:

    Качественные:

    - участие детей в разнообразных конкурсах, мероприятиях;

    Количественные:

    - увеличение числа детей имеющих высокий уровень развития.


    Развивающая среда 

    Описание: P1020697.JPG      Описание: P1020699.JPG

    Описание: P1020701.JPG     Описание: P1020688.JPG

    Разнообразные материалы

    Описание: P1020707.JPG       Описание: P1020690.JPG     


    Литература:

    1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

    2. Бреславский Л. Я., Бреславская А. Д. Современные игровые методики развития интеллекта. - М: Школьная Пресса, 2010.

    3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками/ авт. – сост. М. Г. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.

    4. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: «Детство - Пресс», 2004.

    5. Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.

    6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2008.

    7. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    8. Светлова И.Е. Логика. – М.: ЭКСМО, 2010.

    9. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. "Что я знаю о своей семье?"

    Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в партнёрстве со взрослыми....

    Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

    Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

    Детско - взрослое образовательное событие "Я знаю свои права и обязанности" для детей старшего дошкольного возраста

    Конспкект занятия, на котором дети закрепляют знание своих прав при помощи сказок. а также говорят о своих обязанностях...

    Проект "Мы знаем и любим детских писателей" для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

    Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о книге, как о  произведении искусства, источнике познавательной информации, привить интерес ...

    Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей старшего дошкольного возраста

    Вид проекта: информационный, познавательный,  групповой, совместный.Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое т...