Программа по образовательной области "Развитие речи" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2018 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Речевое развитие»
для среднего возраста
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом Комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Мир открытий»,
научный руководитель Л.Г. Петерсон,
под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
воспитатели
Желоватых О.Н.
Шевцова О.Н.
Надым
2018
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для средней группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
Программные задачи:
Воспитание звуковой культуры речи
• Формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, ръ).
• Уточнить термин «звук», познакомить с понятием «слово».
• Учить называть слова с определенным звуком, называть первый звук в слове.
• Развивать речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса, замедлять и ускорять темп речи.
• Развивать интонационную выразительность, учить говорить с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
• Формировать четкую дикцию.
Словарная работа
• Продолжать работу по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы).
• Уточнять обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда).
• Учить подбирать определения к заданным словам; развивать умение понимать смысл загадок.
• Проводить работу по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения; развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово.
• Формировать умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети – ребята, доктор – врач; чистый – грязный, холодный – горячий.
• Знакомить с многозначными словами (ручка, игла). Формирование грамматического строя речи
• Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных.
• Развивать умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание слов. • Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши! Попрыгай!).
• Упражнять в правильном понимании и употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, над, между, около).
• Учить соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа.
• Упражнять в образовании названий предметов посуды (сахар – сахарница, салфетка – салфетница).
• Обучать способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит).
• Поощрять характерное для детей словотворчество, подсказывать образец слова.
• Побуждать употреблять в речи простейшее виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
• Вводить ситуацию «письменной речи».
Развитие связной речи
• Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, передавать диалоги персонажей.
• Учить пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных.
• Развивать умение составлять небольшие рассказы по картине, описывать игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения.
• Подводить к составлению рассказов из личного опыта.
Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15 % от общего числа непосредственно образовательной деятельности
Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Речевому развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Развитие словаря + развитие связной речи + грамматический строй речи | 27 |
2. | Звуковая культура речи | 10 |
всего: | 37 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок
- считается с интересами сверстников, дает им высказаться и выслушивает
- инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного, задает вопросы, высказывает свои суждения
- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние
- имеет соответствующий возрасту словарный запас
-может рассказать о себе и о своих игрушках
-имеет представления о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, рассказать, знает несколько праздников
- составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта
- понимает смысл загадок
- умеет пересказывать, отвечает на вопросы
- владеет интонационной выразительностью, дикция достаточно четкая
- имеет речевой слух, выделяет первый звук, может подобрать слова с определенным звуком.
Содержание рабочей программы по речевому развитию
Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш ж, ч, щ, л, ль, р, рь).
Дети средней группы знакомятся с терминами: уточняется термин «звук», с которым они познакомились в младшей группе, появляется термин «слово». С помощью игр и упражнений «Как слово звучит», «Найди первый звук» дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию, могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные. Дети подбирают игрушки или предметы, в названиях которых есть определенный звук.
Детей пятого года жизни нужно научить понимать, что слова и звуки произносятся в определенной последовательности, т.е. показывать им «звуковую линейку», которая демонстрирует последовательность произнесения звуков (а... у... =АУ).
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых и сверстников.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и предложений широко используется специальный материал: чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения – которые дети произносят с разной силой голоса и в разном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
Дети среднего дошкольного возраста могут уже осознавать особенности своего произношения, поэтому уместны вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок. Отвечая на вопросы, дети задумываются над своим умением оформлять высказывание.
Содержание работы по воспитанию разных аспектов звуковой культуры речи, ознакомление с особенностями звучащего слова, игры, занятия, упражнения подробно освещены в работах А.И. Максакова и Г.А. Тумаковой.
Словарная работа. Особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы), уточняются обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, подбирают не только действия к предмету (лейка..., утюг..., молоток... нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Одновременно проводится работа по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения. Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети, ребята; мальчики и девочки; сладкий – горький, старый – новый.
Одновременно можно учить детей понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов (например, «идет» можно сказать о человеке, автобусе, поезде, часах, мультфильме).
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядный материал (рисунки, иллюстрации), например, находить на рисунке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов. (Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? Почему шапку называют ушанкой, цветок – подснежником?)
Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, подбирать слова и словосочетания в играх: «Кто (что) может быть... легким, тяжелым, добрым, веселым...?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов». От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и, наконец, они могут составить рассказ с многозначными словами, т.е. перенести усвоенные лексические навыки в связное высказывание.
Формирование грамматического строя речи. В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).
Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши! Попрыгай!) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Дети также упражняются в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).
В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата – много зайчат; лисенок – лисята – нет лисят). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар – сахарница, салфетка – салфетница, но масло – масленка и соль – солонка).
Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезла – залезла – вылезла; прыгнула – подпрыгнула – перепрыгнула; несла – принесла – унесла). Дети также учатся образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр – каркает, петух кукареку – кукарекает, поросенок хрю-хрю – хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, краска – красит).
Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны...?»).
В средней группе можно вводить «ситуацию письменной речи», когда взрослый записывает то, что диктует ребенок. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, что способствует развитию связной речи.
Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.
В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем вместе с взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявлению причинной связи: «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения.
В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего имеются схемы составления совместного рассказа. В результате дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было летом…» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. При этом необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Одновременно развивается и интонационный синтаксис – умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Широко используется коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.
Такое составление высказываний подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало по первой картинке, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает рассказ. Взрослый помогает детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками: «и вот тогда», «вдруг», «в это время». Индивидуальная работа в обучении рассказыванию (при описании игрушки, предмета, картинки) способствует подведению ребенка к самостоятельному рассказыванию.
Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения речевого развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3
3. Работа с родителями по направлению «Речевое развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 4-5 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Речевое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по развитию речи
в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | Занятие №1 . | Цель: учить детей воспроизводить знакомое литературное воспроизведение (р.н.с. «Курочка ряба»), составляя короткий рассказ совместно со взрослыми. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «а», научить четко, артикулировать его в звукосочетании и словах |
2 | Осень. Приметы осени | Занятие №2 | Цель: подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке. Учить правильно, называть предметы, их отдельные части, качества. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в словах в звукосочетаниях); учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах. | |
3 | Овощи. Огород | Занятие №3 | Цель: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ(два – три предложения) об игрушке. Учить образовывать наименование детёнышей животных; раскрыть детям значение слов, образованных с помощью суффиксов – онок. Учить различать слова с противоположным значением(большой – маленький).Уточнить и закрепить правильное произношение звука «и» (в словах в звукосочетаниях); учить регулировать высоту голоса. | |
4 | Сад. Фрукты | Занятие №4 | Цель: учить рассматривать и описывать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать в роде и числе прилагательные, обозначающие цвет, с существительными. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «у» (в словах в звукосочетаниях); учить плавно, на одном выдохе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах. | |
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | Тема: Занятие № 5 | Цель: Учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ. Учить детей правильно называть игрушки, их качества. Формировать умение использовать слова с противоположном значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. Уточнить и закреплять правильное произношение звука «э». ( О.С. Ушакова – 31) |
2 | Как зовут тебя, деревце? | Тема: Занятие № 6 | Цель: учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы. Учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей животных в единственным и множественном числе с изображением. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Ы». (О.С. Ушакова – 32) | |
3 | Домашние животные и их детеныши | Тема: Занятие № 7 | Цель: Учить детей составлять короткий рассказ об игрушки с помощью воспитателя. Упражнять образование форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать, демонстрировать использование антонимов. Закрепить правильное произношение звуков «о», «э», «ы»; умение различать в словах. (О.С. Ушакова – 33) | |
4 | Домашние птицы и их детеныши | Тема: Занятие № 8 | Цель: учить детей совместно со взрослым пересказывать сказки «Репка». Учить правильно называть качества предмета, закрепить правильно называть детенышей животных. Закреплять правильное произношение звуков «м» и «мь». Учить детей различать на слух близкие по звучанию слова. (О.С. Ушакова – 36) | |
5 | Я - человек! | Тема: Занятие № 9 | Цель: уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвета. Закреплять правильное произношения звуков «п» и пь». Учить детей отчетливо и достаточно горомко произносить слова. (О.С. Ушакова – 38) | |
Ноябрь | 1 | Одежда | Занятие № 14 | Цель: учить составлять рассказ по картине из двух-трёх предложений с помощью воспитателя. Закреплять название известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков т-ть, д-дь, п-пь; учить говорить с разной силой голоса, обратить внимание на вопросительную интонацию. (О.С. Ушакова – 47)Тема: |
2 | Обувь | Тема: Занятие № 10 | Цель: учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем об игрушки. Учить правильно, образовывать формы глаголов в повелительном наклонении; понимать правильное использование предлогов в. на, под, около, перед. Закреплять правильное произношение звуков «б» и «бь». (О.С. Ушакова – 40) | |
3 | Моя семья | Тема: Занятие № 12 | Цель: уметь составлять небольшой рассказ по вопросам совместно с воспитателем. Учить правильно называть предметы , их качества, действия. Сравнивать предметы . используя прилагательные большой. Маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков «д» и «дь». (О.С. Ушакова – 43) | |
4 | Профессии | Тема: Занятие № 13 | Цель: Учить называть качество предметов(величину, цвет); правильно отвечать на вопросы, составлять рассказ. Упражнять в правильном образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Закрепить произношение звуков «н» и «нь». (О.С. Ушакова – 45) | |
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | Занятие № 14 | Цель: учить составлять рассказ по картине из двух-трёх предложений с помощью воспитателя. Закреплять название известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков т-ть, д-дь, п-пь; учить говорить с разной силой голоса, обратить внимание на вопросительную интонацию. (О.С. Ушакова – 47) |
2 | Дикие животные и их детеныши | Тема: Занятие № 15 | Цель: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить сказки по вопросам («Петушок с семьёй» К.Ушинского). Закрепить произношение звуков «к» и «кь, учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы. Насыщенные этими звуками. (О.С. Ушакова – 48) | |
3 | Зимующие птицы | Тема: Занятие № 16 | Цель: учить детей повторять за воспитателем короткий рассказ об игрушках. Активизировать употребление прилагательных: закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Закреплять правильное произношение звука «х2. Обратить внимание на наличие этого звука в словах. (О.С. Ушакова – 50) | |
4 | Новый год у ворот! | Тема: Занятие № 17 | Цель: учить составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке.. Учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия знакомых животных и их детёнышей. Закреплять правильное произношение звуков к,г,х (кь, гь,хь). Учить произносить слову громко и тихо, быстро и медленно. (О.С. Ушакова – 52) | |
Январь | 2 | Дом | Тема: Занятие № 18 | Цель: учить детей описывать игрушки по вопросам; с помощью воспитателя объединять ответы в рассказ. Активизировать использования в речи прилагательных для названия свойств и качеств предметов. Закрепить правильное произношение слов со звуком «й» в разных позициях. (О.С. Ушакова – 53) |
3 | Инструменты | Тема: Занятие № 19 | Цель: учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем. Учить детей правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов. Закрепить правильное произношение звуков «ф» и «фь»; учить детей плавно, протяжно, на одном выдохе произносить звук. (О.С. Ушакова – 55) | |
4 | Наши помощники. Электроприборы | Тема: Занятие № 20 | Цель: учить детей описывать предмет. Упражнять в согласовании прилагательныхи местоимений с существительными в роде, числе, активизировать использование в речи прилагательных. (О.С. Ушакова – 57) | |
5 | 5. Мебель | Тема: Занятие № 21 | Цель: Формировать умение детей составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. Использовать слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять правильное произношение звуков ф (фь), в (вь), учить выделять голосом эти звуки в словах, регулировать голоса (громкость речи). (О.С. Ушакова – 58) | |
Февраль | 1 | Посуда | Тема: Занятие № 23 | Цель: Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; правильно называть отдельные предметы посуды, знать их назначение, знакомить с продуктивным словообразованием моделью сахар – сахарница. Закреплять правильное произношение звука «с» формировать умение определять звук на слух, наличие и отсутствие данного звука в словах. (О.С. Ушакова – 61) |
2 | Продукты питания | Тема: Занятие № 22 | Цель: учить пересказывать сказку («Козлята и волк») совместно с воспитателем. Приучать детей отчетливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. (О.С. Ушакова – 60) | |
3 | День защитника Отечества | Тема: Занятие № 24 | Цель: формировать умение составлять короткий рассказ совместно с воспитателем; называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около, учить правильному образованию формы родительного падежа с существительным: ручек, ножек. Закреплять правильное произношение звуков «с», «сь»; учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью. (О.С. Ушакова – 63) | |
4 | Транспорт | Тема: Занятие № 25 | Цель: Составлять совместно с воспитателем короткий рассказ из личного опыта. Активизировать употребление прилагательных и глаголов. Закреплять правильное произношение звука «с»; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы с различной громкостью. (О.С. Ушакова – 64) | |
Март | 1 | Международный Женский день | Тема: Чтение сказки в стихах «Мойдыдыр» К. Чуковского. | Цель: Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему содержания; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие. (О.С. Ушакова – 171) |
2 | Весна | Тема: Занятие № 26 | Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем небольшой рассказ по картинке. Активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов. Приучать детей отчётливо и правильно произносить звук «з» в словах и предложениях. (О.С. Ушакова – 64) | |
3 | Первые цветы | Тема: Занятие № 27 | Цель: учить составлять короткий рассказ по картинке совместно с воспитателем. Учить детей правильно называть изображенное на картинке, обогащать речь прилагательными, глаголами. Закреплять правильное произношение звуков «3» и «зь». (О.С. Ушакова – 67) | |
4 | Перелетные птицы | Тема: Занятие № 28 | Цель: учить составлять короткий рассказ по картине. Закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных. Учить детей отчетливо произносить звуки «г» и «гь». (О.С. Ушакова – 68) | |
Апрель | 1 | Наш друг - книга | Тема: Занятие № 29 | Цель: Учить составлять короткий рассказ по картинке. Учить детей четко и ясно произносить звук «ц» , выделять этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков «с» и «а», приучать регулировать темп речи. (О.С. Ушакова – 70) |
2 | Что мы знаем о космосе? | Тема: Занятие № 30 | Цель: Упражнять в названии признаков и частей игрушек. Учить описывать игрушки совместно с воспитателем и другими детьми. (О.С. Ушакова – 71) | |
3 | Животные разных стран | Тема: Занятие № 31 | Цель: Упражнять детей в выделении, названии признаков игрушки. Учить описывать игрушки коллективно и индивидуально. (О.С. Ушакова – 72) | |
4 | Насекомые | Тема: Занятие № 32 | Цель: Упражнять детей в названии действий. Упражнять в использовании вопросительной и утвердительной интонации. Учить составлять сюжетные рассказы об игрушках совместно с воспитателем и самостоятельно.(О.С Ушакова – 73) | |
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | Тема: Занятие № 33 | Цель: Учить детей составлять небольшие рассказы повествовательного типа. Совершенствовать навыки разговорной речи. (О.С Ушакова – 74) |
2 | Праздник Победы | Тема: Занятие № 34 | Цель: Учить детей составлять рассказы с включением описательных элементов. (О.С Ушакова – 75) | |
3 | Подводный мир | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) | |
4 | Азбука безопасности | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) | |
5 | Скоро лето! | Тема: Заучивание стихотворения «Хнык» | Цель: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворения «Хнык»; обогатить словарь словом карлик(крошечный, очень маленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме. (О.С Ушакова – 166) |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей средней группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. считается с интересами сверстников, дает им высказаться и выслушивает | 2. инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного, задает вопросы, высказывает свои суждения | 3. понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние | 4. имеет соответствующий возрасту словарный запас | 5. может рассказать о себе и о своих игрушках | 6. имеет представления о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, рассказать, знает несколько праздников | 7. составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта | 8. понимает смысл загадок | 9. умеет пересказывать, отвечает на вопросы | 10. владеет интонационной выразительностью, дикция достаточно четкая | 11. имеет речевой слух, выделяет первый звук, может подобрать слова с определенным звуком. |
1. считается с интересами сверстников, дает им высказаться и выслушивает
2. инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного, задает вопросы, высказывает свои суждения
3. понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние
4. имеет соответствующий возрасту словарный запас
5. может рассказать о себе и о своих игрушках
6. имеет представления о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, рассказать, знает несколько праздников
7. составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта
8. понимает смысл загадок
9. умеет пересказывать, отвечает на вопросы
10. владеет интонационной выразительностью, дикция достаточно четкая
11. имеет речевой слух, выделяет первый звук, может подобрать слова с определенным звуком.
Критерии оценки в методическом пособии «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор Е.В.Трифонова.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по речевому развитию в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | ||
2 | Осень. Приметы осени | |||
3 | Овощи. Огород | |||
4 | Сад. Фрукты | |||
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | ||
2 | Как зовут тебя, деревце? | |||
3 | Домашние животные и их детеныши | |||
4 | Домашние птицы и их детеныши | |||
5 | Я - человек! | |||
Ноябрь | 1 | Одежда | ||
2 | Обувь | |||
3 | Моя семья | |||
4 | Профессии | |||
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | ||
2 | Дикие животные и их детеныши | |||
3 | Зимующие птицы | |||
4 | Новый год у ворот! | |||
Январь | 2 | Дом | ||
3 | Инструменты | |||
4 | Наши помощники. Электроприборы | |||
5 | 5. Мебель | |||
Февраль | 1 | Посуда | ||
2 | Продукты питания | |||
3 | День защитника Отечества | |||
4 | Транспорт | |||
Март | 1 | Международный Женский день | ||
2 | Весна | |||
3 | Первые цветы | |||
4 | Перелетные птицы | |||
Апрель | 1 | Наш друг - книга | ||
2 | Что мы знаем о космосе? | |||
3 | Животные разных стран | |||
4 | Насекомые | |||
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | ||
2 | Праздник Победы | |||
3 | Подводный мир | |||
4 | Азбука безопасности | |||
5 | Скоро лето! |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Речевое развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Оформление родительского уголка: информация о задачах на новый учебный год и задачах по развитию речи детей | «Как говорит ваш малыш» | Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду | октябрь |
2. | Консультация
| «Чтение сказок как одно из условий развития речи» | Распространение среди родителей педагогических знаний. Вовлечение родителей в деятельность по развитию речи | январь |
3. | Развлекательное мероприятие | «Праздник красивой речи» | Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи детей | апрель |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Участие в конкурсах | |||
2. | Участие в конкурсах | |||
3. | Участие в конкурсах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...