Главные вкладки

    Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
    методическая разработка

    Балина Ирина Николаевна

    Раннее выявление, поддержка и развитие предпосылок одарённости у детей  дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации составляет одно из перспективных направлений развития системы дошкольного образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности дошкольника.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста

     «В каждом ребёнке есть своя искра, которая может зажигать костры счастья  и истины, и в каком-нибудь десятом поколении, быть может, заполыхает он пожаром гения и спалит свой род, одарив человечество светом нового солнца»

    Януш Корчак

    Ни для кого ни секрет, что любой ребенок – это яркая, неповторимая индивидуальность. Ребёнок – это не маленький взрослый, это своя планета детства, со своими правилами и законами. Одаренные же дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

    - лёгкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

    -высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом;

    - существенно меньшим объёмом помощи  со стороны взрослых и повышенной самостоятельностью, стремлением к творчеству.

            И мне, как педагогу-практику, это можно использовать по-разному.

            Самый простой путь – попытаться дать такому ребёнку как можно больше знаний, приближенных к программе начальной школы (научить читать, считать, писать). Но такой путь приведёт к ускорению умственного развития, ребёнку может стать неинтересно учиться в школе.

            Другой путь – не дать одарённости угаснуть, способствовать её дальнейшему развитию, воспринимать ребенка (ЛЮБОГО, НЕ ТОЛЬКО ОДАРЁННОГО) не как «пустую корзину», которую нужно «наполнить информацией», а как изначально способного, компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и вместе со взрослыми и другими детьми сформировать основы своего миропонимания, т.е. содействовать в возможно более полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития.  А для этого необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы выявить, развить, поддержать как общие, так и индивидуальные способности своих воспитанников. Организовывать их деятельность так, чтобы способности каждого ребенка выстраивались в благоприятном сочетании.

    Таким образом, целью педагогической работы с одаренными детьми становится: создание условий и учет всех факторов для осуществления разных видов поддержки одаренных детей.

    Моя работа строится в следующей системе:

    1 Педагогическая диагностика. Выявление одаренных детей, оценка индивидуальных и возрастных особенностей их развития с использованием следующих методов:

    - педагогическое наблюдение за ребёнком в деятельности, беседа с детьми;

    - метод экспертной оценки (оценивание сфер деятельности, в которых ребёнок проявляет свои таланты: интеллектуальная, творческая, литературная, артистическая, двигательная, художественная и др);

    - метод анкетирования родителей с целью собрать максимальную информацию о ребенке, индивидуальных особенностях его развития;

    - выполнение детьми диагностических заданий, диагностические занятия (через игру: игры-обобщения «Назови одним словом»; игры-классификации «Что лишнее?»;, логические игры «Продолжи ряд», игры на запоминание«Что изменилось?», «Чего не стало?,  игры на поиски формы, похожей на предмет, игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы, игры и упражнения на составление рассказов по серии картинок и др.);

    - анализ продуктов детской деятельности.

    При обследовании детей  актуальным является изучение следующих переменных:

    - интеллекта (память, мышление, восприятие, воображение);

    - становление и проявление ребенком основ ключевых компетентностей, как интегративного показателя развития (социальная, коммуникативная, деятельностная, здоровьесберегающая, информационная компетентности);

    - характеристик семейного и прочего окружения;

    - достижений.

    Вывод о ситуации в развитии ребёнка может быть сделан только на основе сопоставления его собственных прошлых и нынешних достижений. Не допускается сравнение одного ребёнка с другим. Условная норма развития используется только для возможных направлений развития. В оценивании использую самооценку ребенка (это я уже умею, а этому хочу научиться)

    В аспекте этой деятельности считаю существенной проблемой отсутствие психологической службы в дошкольных учреждениях района. Непрофессиональный подход к психолого-педагогической диагностике (проведение не специалистом стандартизованных методик) может принести больше вреда,  чем пользы. Да и воспитатель не переворачивал бы горы бумаг (протоколов, таблиц, технологических карт, в идеале -  ведение карт развития ребёнка для отслеживания траектории индивидуального развития). Развитие – процесс постоянный, и для того чтобы не упустить появление новых достижений, необходимо целенаправленное наблюдение, коллегиальное обсуждение наблюдаемых фактов

    2. Постоянное преобразование и обогащение образовательной среды в группе в соответствии с интересами и способностями детей свободно заниматься разными видами деятельности, т.е. создание творческого типа образовательной среды (работа детей в групповых центрах развития по их желанию);

    В этом аспекте моей деятельности тоже существуют проблемы:

    - недостаточна материально-техническая база для постоянного обновления предметно-развивающей среды (практически нет многофункционального игрового оборудования, что затрудняет пространственную трансформацию при возникшей необходимости);

    - недостаточность возможности и широты пространственных перемещений в группе ребёнком из-за того, что по проекту группа является одновременно и спальней.

    3. Применение инновационных педагогических техник и технологий в работе с одарёнными детьми с целью установления активного взаимодействия с детьми, взаимообогащающего общения, создание мотивации к активной творческой деятельности и творческому самовыражению ребёнка.

    Это:

    - использование стратегии обогащения в образовательном процессе, включающая несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире, совершенствованию познавательной деятельности;

    - использование методов, форм и приемов обучения, способствующих всестороннему формированию факторов интеллекта (анализа, синтеза сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, аналогии), развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

    - проблемно-развивающее обучение, поисково-исследовательская деятельность детей способствуют развитию умений рассуждать, что включает умения: выявить проблему; проанализировать варианты её решения, оценить достоинство каждого варианта, обобщить всё найденное и т.д.;

    - использование метода контрольных вопросов: что? как? зачем? для чего? чем хорош, чем плох? чем полезен? чем неудобен? как можно использовать? как быть, если…. Этот метод эффективно работает при изобретении чего-либо, усовершенствовании, создании каких-либо предметов, игрушек.;

    - игровые технологии, способствующие овладению ребенком действиями замещения, наглядного моделирования, формирования определенных структур логического мышления; и др.

    - разрешение противоречий – путь к творческому мышлению

    Моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе с использованием таких форм работы как:

    - викторины, КВН, творческие задания, интеллектуальные игры, детское экспериментирование, экскурсии, театрализованные игры, игры-драматизации

    А основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Мы не должны давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, а должны учить её находить.

    В этом аспекте существует проблема невозможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с одарёнными  детьми. А возможность их применения в образовательном процессе способствовало бы не только более успешному развитию детей, но и росту моей профессиональной компетентности в работе с одарёнными детьми (дистанционное обучение),  открыло бы возможности наибольшей доступности к образовательным ресурсам.

    4.Осуществление взаимодействия с родителями по решению проблем развития  креативности дошкольников: через различные формы работы (анкетирование, консультирование, информационные стенды, организация творческих встреч, провендение практикумов, семинаров и др.). Здесь тоже существуют проблема в том, что  не все родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка. А те родители, которые не имеют никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли раскроют все возможности дарования ребёнка» Только работая в тесном контакте с семьёй возможно добиться результатов развития творческих способностей ребёнка.

    5. Взаимодействие с социумом: со школой (встречи с учителями начальных классов), детской районной библиотекой, краеведческим музеем, детской школой искусств.

     И очень важно в работе с одарёнными детьми избегать крайностей: признание интеллектуальных успехов детей на уровне «звёздности» и стереотипных ожиданий в успешности одарённых детей во всём. Как правило, такой ребёнок может испытывать затруднения в адаптации к нестандартным ситуациям, быть не во всём независимым и ответственным, может иметь некоторое отставание в физическом развитии, не всегда проявляет высокую мотивацию к достижениям, стремлению быть лучшим. Он может быть и чрезмерно застенчивым и пассивным, не демонстрировать интеллектуального блеска. Всё это необходимо учитывать.

    Перспективы в работе с одарёнными детьми вижу следующие:

    1. Активнее использовать потенциал семьи.
    2. Работу строить на основе комплексного планирования с применением  индивидуальных программ обучения одаренных детей по линиям развития одарённости (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое)
    3. Повышение своей профессиональной компетентности в решении проблем развития креативности воспитанников в условиях дошкольного учреждения.

    «Если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением» Ганди.

     В заключении хочу сказать:

     -  давайте верить в способности детей, поощрять их любознательность и фантазию, расширять круг их интересов, прививать любовь к окружающему миру. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в окружающем мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта;

    - любить ребенка таким, каков он есть.

    - уважать в каждом ребенке личность.

    - хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

    - замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

    - сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

    - поощрять стремление ребенка задавать вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста

    Представлена собственная система работы по выявлению и развитию предпосылок  одаренности у дошкольников,  применение инновационных педагогических техник и технологий в работе с одарёнными де...

    Физическое воспитание ,как средство выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

    Тема проекта: «Физическое воспитание ,как средство выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада» Тип проекта: исследовательский По тематике : комп...

    Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

          Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

    «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста»

    Цель: активизация знаний педагогов по развитию одаренности у детей дошкольного возраста и создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со спос...

    Программа выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколь...

    Мастер-класс "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада"

    Мастер-класс "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада"...