Семинар по охрана и укрепление физического здоровья дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

Лакомова Татьяна Александровна

Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар на тему:

«Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя»

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Лакомова Т.А.

Санкт-Петербург

2019г.

Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя.

Задачи:

  • мотивировать педагогов на изучение современных здоровьесберегающих технологий;
  • наполнить содержанием понятий: «здоровье», «Здоровьесберегающие технологии», «Здоровый образ жизни», «охрана здоровья»;
  • способствовать осознанию собственного здоровья;
  • обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического и физического здоровья педагогов;
  • познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ;
  • способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

Актуальность

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. А дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в cистематических занятиях физической культурой и спортом.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Воспитатели и специалисты должны привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи решаются путем создания целостной системы по сохранению физического и психического благополучия ребенка.

С раннего возраста необходимо правильно организовать жизнь малыша в детском саду и семье, его умственную и физическую активность. Здесь очень важна совместная работа дошкольного учреждения и семьи. Меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, должны дополняться в семейных условиях. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладам жизни семьи. Поэтому необходимо вести пропаганду среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

В дошкольных учреждениях педагоги пытаются заложить ребенку представление о здоровье. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению его безопасности. В процессе практической деятельности ребенок должен обрести знания основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности. Необходимо дать ребенку элементарные знания: когда и зачем надо умываться, чистить зубы, полоскать рот, после каждого загрязнения мыть руки? Когда и зачем делать зарядку, сколько необходимо пребывать на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой? Все эти навыки ребенок должен развивать на основе собственного опыта, закреплять их на практике.

Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

  • Рациональный режим
  • Правильное питание
  • Двигательная активность
  • Закаливание организма
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния

Чем раньше ребенок получит представление о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

Режим дня

Режим дня- это "не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющее оздоровительное и воспитательное значение" (Алямовская В. Г., 2006г.). Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических привычек, любви к чистоте, опрятности и порядку. Необходимо знакомить детей с навыками гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т. д. Таким образом, каждый режимный момент это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми.

Организация питания

Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма так как обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья, предупреждение многих заболеваний. Научить ребенка отличать "хорошую, полезную" еду от "вредной" для здоровья, вот задача педагога.

Двигательная активность

Воспитание двигательной активности у дошкольников осуществляется во время прогулок, тематических занятий, занятий физической культурой, дыхательной гимнастикой, плаванием, самомассажем. Это и подвижные игры, соревнования, эстафеты, физкультминутки, гимнастика пробуждения, беседы о здоровье

Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание

Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". Рациональное использование этих естественных сил природы, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливающие процедуры обеспечивают низкую заболеваемость детей дошкольного возраста. К таким мероприятиям можно отнести: мытье рук в течении дня прохладной водой, полоскание рта после приема пищи, водой комнатной температуры, массаж стопы и ходьбу босиком по массажным коврикам или мокрым полотенцам, контрастное обливание ног.

Очень важен эмоциональный настрой на занятиях

Во время проведения бесед и т. д. Важно быть искренним, артистичным, эмоционально отрытым. Мотивировать детей на выполнение активных действий, использовать положительную оценку, похвалу, поощрения. Тогда и польза от совершаемых детьми действий будет выше, выполнять задания они будут радостно и охотно.

Нельзя забывать, что успех мероприятий по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста зависит от единства требований со стороны педагогов ДОУ и родителей. Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества с родителями формирование представлений о здоровом образе жизни детей в детском саду невозможно. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым, но не все знают, как это сделать. Поэтому, большое внимание необходимо уделять взаимодействию с семьей. Детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Необходимо проводить анкетирования, беседы, консультации, открытые занятия, организовывать родительские уголки где интересно и доступно отражать вопросы диагностики здоровья, физического и двигательного развития, проблемы воспитания. Но при этом, важно чтобы знания родителей имели реальные проявления в семье, а так же оценка поведения детей совпадала и закрепляла его представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

ВЫВОДЫ: укрепление здоровья – одно из направлений деятельности педагога детского сада. Главное требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат. То есть необходимо приучать дошкольников правилам личной гигиены, следить за собой, своими поступками, эмоциями. Но важно и дома закреплять предъявленные к детям требования личным поведением родителей: демонстрировать образцы гигиенической культуры, двигательной активности. И благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно овладеют основными культурно-гигиеническими навыками, освоят правила личной безопасности, а также основные правила здорового образа жизни.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана и укрепление физического здоровья детей . Формирование здорового образа жизни.

Обобщение опыта работы. Приоритетным направлением работы  нашего детского сада является охрана и укрепление здоровья детей особенно нервной системы ,совершенствование функций организма ребенка , ...

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Большой стаж работы с детьми раннего возраста позволил нам разработать многостороннюю систему работы с детьми, родителями, медицинским персоналом ДОУ....

Статья «Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя»

laquo;Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя» Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя....

Статья «Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя»

laquo;Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя» Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя....

Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников

Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников...

«Охрана психического и физического здоровья дошкольников во время пандемии COVID-19»

«Охрана психического и физического здоровья дошкольников во время пандемии COVID-19»...

Консультация для родителей «Охрана психического и физического здоровья дошкольников во время пандемии COVID-19»

В марте 2020 года ВОЗ сделала заявление о том, что COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию. ВОЗ и органы общественного здравоохранения во всем мире принимают меры по сдерживанию вспышки COVID-19....