«Рекомендации к проведению НОД по развитию речи дошкольников 4-5 лет»
статья (средняя группа)

 Цыганкова М.М.

Старший воспитатель,

ГБДОУ детский сад № 98

 Калининского района

«Рекомендации к проведению НОД

по развитию речи дошкольников 4-5 лет»

   Воспитательный и эмоциональный характер НОД. На непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи реализуется принцип воспитательного обучения. Воспитательное воздействие на ребенка оказывают содержание речевой деятельности, ее языковое оформление, а также организация и форма проведения занятия (определенный темп и ритм работы, настроение детей и их активность, тон воспитателя, используемая наглядность и т.д.). Что же в этом плане следует учесть воспитателю, работающему в средней группе?

   Интерес детей к учению обеспечивается не только доступностью и увлекательностью материала, но и положительно - эмоциональной атмосферой. Дети 4-5 лет инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы педагога и поэтому ошибаются; бывают очень благодарны воспитателю за похвалу и , наоборот, очень огорчены, если он выказывает недовольство ответом или поведением ребенка. Это обязывает воспитателя быть особенно терпеливым и тактичным: проявлять постоянную доброжелательность и готовность прийти на помощь, искренне радоваться хорошему ответу, подбадривать ребенка в случае неудачи.

   Воздействие всех вышеуказанных факторов вызывает у ребенка ответную доброжелательность и желание работать. Обращаясь к детям с очередным заданием, воспитатель должен постараться сказать о каждом что-нибудь хорошее. Например: «Доверим покормить птичек Маше. У нее такие добрые руки!»

   Веселый нрав Максима,  Василисино трудолюбие, заботливость Оли – подобные характеристики вызывают у ребенка стремление оправдать их хорошим ответом или поступком, побуждают в детях симпатию к сверстникам, способствуют укреплению дружеских взаимоотношений.

   Поведение детей во время непрерывно-образовательной деятельности. Необходимо учить детей внимательно слушать воспитателя и друг друга, быстро и точно выполнять задания, не мешать сверстникам. Если дети усвоят эти правила, не будет необходимости в дисциплинарных  замечаниях, которых следует избегать.

   Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Индивидуальные задания должны разрабатываться воспитателем в процессе подготовки к НОД. При этом необходимо учитывать уровень знаний и речевых навыков ребенка, его интересы и склонности, особенности характера (молчалив,  несдержан, рассеян, робок).  Особое внимание следует уделять детям с плохо развитой речью, постоянно помня о том, что по отношению к ним требуется особый такт.

Наличие примерных конспектов непрерывно-образовательной деятельностью по развитию речи облегчает для воспитателя возможность продумывать индивидуальные задания, а следовательно, и осуществлять индивидуальный подход в обучении.

 

Речь воспитателя.  

Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Ведь каждое новое слово, оборот речи педагог поясняет детям или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.

Воспитателю следует широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью и т.д., а также отмечать факты удачного использования их в речи детей, поясняя, что и почему особенно его порадовало.

Нередко, сформулировав вопрос, педагог несколько раз повторяет его, для того чтобы добиться лучшего понимания или чтобы заполнить образовавшуюся паузу. Этот момент педагогически ценен, так как позволяет показать ребенку, что одна и та же мысль может быть выражена по-разному. Умению облекать свои высказывания в различную форму надо учить детей. Вначале – исправляя, подсказывая («Ты правильно ответил на вопрос, но не совсем удачно построил предложение. Лучше сказать так…»), позже – предоставляя ребенку возможность исправлять ошибку самостоятельно.

Соблюдение педагогом этих рекомендаций обеспечивает усложнение речи детей, как по содержанию, так и по форме.

Формирование словаря

Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря ребенка предполагает активное и действенное познание им окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: в игровую, бытовую, трудовую, учебную и, следовательно, осуществляется в различных формах: и в быту, и во время непрерывно-образовательной деятельности.

Ведущим методом выступает распознающее наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования (практических действий: надавить на предмет, согнуть его, потянуть, измерить и т.п.; сравнение с известным, пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т.д.) дети вычленяют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен, открывают приметы времени года и т.д.

На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы: вводят в активный словарь детей новые слова, закрепляет уже известные, знакомит с различными оттенками значения слов.  

Для обогащения и уточнения словаря детей могут быть использованы следующие приемы:

1. Употребляя в своей речи новое для детей слово, выделить его интонационно ("Мальчик вот-вот заплачет. Он чем-то сильно огорчен... Посмотрите, какой неуклюжий щенок"). Объяснить его смысл и, если возможно, происхождение. 

2. Организуя действия детей по обследованию объекта, добиваться, чтобы новое слово и понятие, которое оно обозначает, выступили для ребенка в единстве ("Пластинка не гладкая, не ровная. Она шершавая. Проведите по ней рукой, и вы убедитесь в этом"). 

3. Предложить речевой образец для точного воспроизведения детьми слова или неболшой фразы ("Скажите: неуклюжий", "Предложите межвежонку: ляг на бочок!").

4. Предусмотреть возможности для использования нового слова в различном речевом контексте ("Пластинка металлическая. Какая? У меня ложка.Она тоже... металлическая. А из чего сделана машина? Из металла"). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Цыганкова М.М.

Старший воспитатель,

ГБДОУ детский сад № 98

 Калининского района

«Рекомендации к проведению НОД

по развитию речи дошкольников 4-5 лет»

   Воспитательный и эмоциональный характер НОД. На непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи реализуется принцип воспитательного обучения. Воспитательное воздействие на ребенка оказывают содержание речевой деятельности, ее языковое оформление, а также организация и форма проведения занятия (определенный темп и ритм работы, настроение детей и их активность, тон воспитателя, используемая наглядность и т.д.). Что же в этом плане следует учесть воспитателю, работающему в средней группе?

   Интерес детей к учению обеспечивается не только доступностью и увлекательностью материала, но и положительно - эмоциональной атмосферой. Дети 4-5 лет инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы педагога и поэтому ошибаются; бывают очень благодарны воспитателю за похвалу и , наоборот, очень огорчены, если он выказывает недовольство ответом или поведением ребенка. Это обязывает воспитателя быть особенно терпеливым и тактичным: проявлять постоянную доброжелательность и готовность прийти на помощь, искренне радоваться хорошему ответу, подбадривать ребенка в случае неудачи.

   Воздействие всех вышеуказанных факторов вызывает у ребенка ответную доброжелательность и желание работать. Обращаясь к детям с очередным заданием, воспитатель должен постараться сказать о каждом что-нибудь хорошее. Например: «Доверим покормить птичек Маше. У нее такие добрые руки!»

   Веселый нрав Максима,  Василисино трудолюбие, заботливость Оли – подобные характеристики вызывают у ребенка стремление оправдать их хорошим ответом или поступком, побуждают в детях симпатию к сверстникам, способствуют укреплению дружеских взаимоотношений.

   Поведение детей во время непрерывно-образовательной деятельности. Необходимо учить детей внимательно слушать воспитателя и друг друга, быстро и точно выполнять задания, не мешать сверстникам. Если дети усвоят эти правила, не будет необходимости в дисциплинарных  замечаниях, которых следует избегать.

   Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Индивидуальные задания должны разрабатываться воспитателем в процессе подготовки к НОД. При этом необходимо учитывать уровень знаний и речевых навыков ребенка, его интересы и склонности, особенности характера (молчалив,  несдержан, рассеян, робок).  Особое внимание следует уделять детям с плохо развитой речью, постоянно помня о том, что по отношению к ним требуется особый такт.

Наличие примерных конспектов непрерывно-образовательной деятельностью по развитию речи облегчает для воспитателя возможность продумывать индивидуальные задания, а следовательно, и осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Речь воспитателя.  

Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. Ведь каждое новое слово, оборот речи педагог поясняет детям или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.

Воспитателю следует широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью и т.д., а также отмечать факты удачного использования их в речи детей, поясняя, что и почему особенно его порадовало.

Нередко, сформулировав вопрос, педагог несколько раз повторяет его, для того чтобы добиться лучшего понимания или чтобы заполнить образовавшуюся паузу. Этот момент педагогически ценен, так как позволяет показать ребенку, что одна и та же мысль может быть выражена по-разному. Умению облекать свои высказывания в различную форму надо учить детей. Вначале – исправляя, подсказывая («Ты правильно ответил на вопрос, но не совсем удачно построил предложение. Лучше сказать так…»), позже – предоставляя ребенку возможность исправлять ошибку самостоятельно.

Соблюдение педагогом этих рекомендаций обеспечивает усложнение речи детей, как по содержанию, так и по форме.

Формирование словаря

Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря ребенка предполагает активное и действенное познание им окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: в игровую, бытовую, трудовую, учебную и, следовательно, осуществляется в различных формах: и в быту, и во время непрерывно-образовательной деятельности.

Ведущим методом выступает распознающее наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования (практических действий: надавить на предмет, согнуть его, потянуть, измерить и т.п.; сравнение с известным, пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т.д.) дети вычленяют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен, открывают приметы времени года и т.д.

На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы: вводят в активный словарь детей новые слова, закрепляет уже известные, знакомит с различными оттенками значения слов.

Для обогащения и уточнения словаря детей могут быть использованы следующие приемы:

1. Употребляя в своей речи новое для детей слово, выделить его интонационно ("Мальчик вот-вот заплачет. Он чем-то сильно огорчен... Посмотрите, какой неуклюжий щенок"). Объяснить его смысл и, если возможно, происхождение. 

2. Организуя действия детей по обследованию объекта, добиваться, чтобы новое слово и понятие, которое оно обозначает, выступили для ребенка в единстве ("Пластинка не гладкая, не ровная. Она шершавая. Проведите по ней рукой, и вы убедитесь в этом"). 

3. Предложить речевой образец для точного воспроизведения детьми слова или неболшой фразы ("Скажите: неуклюжий", "Предложите межвежонку: ляг на бочок!").

4. Предусмотреть возможности для использования нового слова в различном речевом контексте ("Пластинка металлическая. Какая? У меня ложка.Она тоже... металлическая. А из чего сделана машина? Из металла").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников

Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников....

Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников

В данной статье представлены рекомендации и комплекс упражнений по развитию речи детей....

Игровая технология ЛЭПБУК - современный подход к организации и проведению дидактических игр по развитию речи дошкольников с ОВЗ

Данная презентация отражает современные требования ФГОС ДО к организации и реализации такой игровой технологии, как ЛЭПБУК....

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Сообщение на тему: «Проведение игр, направленных на развитие речи дошкольников»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Оно  самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в це...

Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников

Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников...