Выступление из опыта работы «Роль сюжетно – ролевой игры в духовно – нравственном становлении старших дошкольников»
классный час (старшая группа)

Бильданова Ралия Нургалиевна

Сюжетно ролевая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сюжетно – ролевой игры в духовно – нравственном становлении старших дошкольников».

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Учитывая свой небольшой жизненный опыт, и опыт моих наставников  хочу отметить, что  разница в воспитании нашего поколения и нынешнего очень большая. Войдя в автобус, видишь, как мама с сумками стоит, а ребенок, который в состоянии и постоять, сидит; или как ребенок обзывает свою маму, требуя купить ему абсолютно ненужную вещь; и как ребенок жестоко избивает беззащитное животное. Хочется исправить все это, объяснить родителям, что ребенок растет не сам по себе.       Наблюдения за детьми своей группы показали, что они играют примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям, в играх наблюдается много негатива, дети отображают вредные привычки родителей, неумение вести себя в обществе. Я сделала вывод, что у детей нет еще своего жизненного опыта – они только повторяют в своих играх то, что видят вокруг себя.  А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста.

  Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач проводила предварительную работу:

1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;

2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых он испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду.

3) игры - упражнения, в которых  предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.

Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляла, опираясь на сюжеты игр, в которые играли дети. В игры внедряла специальные игровые ситуации, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам. В играх  старалась объединить детей для совместной деятельности, показывала, как правильно нужно разговаривать, и показывала искреннюю заинтересованность происходящим. В ходе игры старалась задавать наводящие вопросы, напоминания, советы, направленные на подсказку детей для возможной реализации игрового замысла. В сюжетно-ролевых играх, развивала воображение, фантазию, стараясь использовать игрушки - заменители.

Так как наша группа дополнительно занимается еще по Театрализованной деятельности. Я взяла на примере  сюжетно ролевую игру «Театр»

 В подготовительной части сюжетно-ролевой игры «Театр» знакомила обучающихся с театром, с театральными профессиями с помощью бесед, иллюстраций и компьютерных презентаций, читала художественную литературу по теме, составляли ролевые диалоги по иллюстрациям, смотрели театрализованное представление, просматривали театральные постановки в детском саду на неделе театра и разбирали увиденные сказки.

После расширения представлений об окружающем мире работала над изменением предметно – пространственной развивающей среды –

-Во первых приобрели много разнообразных костюмов, сделали родители замечательную ширму, изготовили ролевые атрибуты, необходимое игровое оборудование. Дети, по своему желанию выбирали репертуар для инсценировки, вид театра, таким образом, старалась совершенствовать творческие способности и социальные навыки детей.

 В ходе игры «Театр» предлагала вспомнить, кто работает в театре, спрашивала о том, хотели бы они оказаться в театре, но не только в роли зрителей, и в роли работников театра. Стимулировала детей к организации театра и желание поиграть в него, подвела к общему решению подготовить и показать спектакль по сказке «Теремок».

Создала проблемную ситуацию на чем можно добраться до театра? Дети предлагали свои варианты. Таким образом, предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В игре «Автобус» происходило закрепление правил поведения в общественном транспорте.

В процессе игры вместе с детьми распределяли роли. После чего дети -зрители готовились к поездке в театр, а остальные дети в соответствии с выбранными игровыми ролями, начали подготовку к спектаклю. Во время показа театра старалась обогащать эмоционально- чувственного опыта детей через освоение средств выразительности (движение, мимика, интонация) и их использование в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

 Небольшой  Опыт моей работы показал, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит становление детей как личности, формируются нравственные качества. Систематическая работа по формированию нравственного становления старших дошкольников через сюжетно – ролевые игры способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

В заключение хочется сказать, если мы взрослые дали детям знания на занятиях, в повседневной жизни, создали хорошую предметно-развивающую среду, научили их игровым действиям, тогда результат будет однозначно таким: дети обязательно заиграют в игру и сами начнут играть в любую игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

дипломная работа «Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного развития детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравстве...

Тема опыта работы: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности игровых умений. Данные показали, что у 11% детей – низкий уровень, средним уровнем обладают – 55%, 33% - имеют высокий...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, ...

"Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников" (статья)

Роль народных сказок Кавказа в социально-нравственном становлении старших дошкольников.   Дошкольный возраст – удивительный период в жизни каждого человека. Именно на этом этапе происх...