Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Многие исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что она является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью ребенка-дошкольника, в которой он делает только то, что хочет сам. Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что игра детей не достигает должного уровня развития, постепенно уходя из их жизни. Жизнь ребёнка дома заполнена телевидением, компьютерами, планшетами, общением со взрослыми, кружками и секциями. В детском саду много времени уделяется дополнительному образованию детей. На игру у ребёнка остаётся крайне мало времени. Между тем, дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности дома и в детском саду. Но часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребёнок находится в обществе сверстников – детей, играющих так же, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребёнка на улице. Игровой опыт не передаётся от более старших играющих детей к более младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться «духом игры». Современному дошкольнику негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребёнку должен передать воспитатель детского сада.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Согласно идеям Л.С. Выготского, именно в ролевой игре дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между детьми контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником. В дальнейшем дети будут учиться координировать свои действия и стараться понять друг друга [1].

Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры — при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала — дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело.

Как показали исследования С. Н. Карповой и Л.Г. Лысюк отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению «внутренней этической инстанции».

В исследованиях Л.Г. Лысюк рассматривается усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях: 1) в вербальном плане; 2) в реальных житейских ситуациях; 3) в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых отношениях.

Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь и отзывчивость. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

Общение детей со сверстниками в игре является необходимыми контекстом растущего социального сознания. Групповая сюжетно-ролевая игра детей в дошкольном учреждении обладает большим потенциалом развития межличностного общения и формирования детского коллектива. Если в домашних условиях чаще всего единственным партнёром современных дошкольников является игрушка, что существенно ограничивает возможности моделирования отношений, то в группе сверстников перед ребёнком открываются богатейшие возможности освоения разнообразных отношений, которые задаются как игровой ситуацией, та и отношениями по поводу игры.

Субъективное значение сюжетно-ролевой игры для старшего дошкольника лежит в плоскости его взаимоотношений со сверстниками, когда ребёнок готов разделить общее веселье, участвовать в свободных играх и выдумывать что-то новое, тем самым открывая уникальные возможности сотворчества в игре. Активность дошкольника, его развивающиеся потребности в социальной оценке, внимании и самоутверждении требуют общества. Сюжетно-ролевая игра помогает ребёнку получить признание группы и установить оптимальный баланс между коллективной деятельностью и индивидуальной. Игровые отношения детей позволяют почувствовать, как значимость личных устремлений, так и интересы партнёров.

Итак, общение и игра дошкольников очень тесно связаны. Поэтому, формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем развитию их общения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 208 с.
  2. Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2013 – 65 с.
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. — 160 с.
  4. Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
  5. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......

Тренинг: «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной компетентности у дошкольников»

Главными составляющими коммуникативной компетентности являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания....

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема самосознания является одной из центральных в психологии, представляя интерес для научных исследований уже много десятилетий подряд.Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, стру...

Образовательный проект. "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является:    «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ...

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»....