"Есть такая работа - Родину защищать!, Казаки - защитники нашей Родины"
статья (средняя группа)

Кошелева Оксана Михайловна

С ранних лет ребёнок слышит слово мама, Родина,Россия. Так,слушая сказки и и былины про богатырей Русских, Илью Муромца,Никиту Добрынича, Алешу Поповича, их ратные подвиги и желание "стоять и пасть" за землю Русскую а также слушая песни "Когда я был я на Войне", "Идет солдат по городу","Как родная меня мать провожала" и другие, ребёнок осознает себя сопричастным к региону, в котором родился, к Родине, где он живет. Во время проведения праздников,посвященных дню 9 Мая, день защитникого Отечества, день Российского фдага,мы, педагоги, знакомим наших детей с фотографиями и картинками,наградами, героев Великой Отечественной Войны, участников боевых действий на Кавказе, в Чечне и в Афганистане, Дети играют в дидактические игры "Найди такой же флаг", "Собери костюм казака, и современного солдата", "Такие разные танки", проводим с детьми тематические занятия: "Есть такая профессия - родину защищать, мальчишки рассматривают форму участников Войны - шинель,награды, погоны, фляшку, гимнастерку, все это мы собираем в мини-музей нашего детского сада,Одним из ярким представителей - воинов и защитников нашей Родины, были Казаки, сформировавшиеся на территории Кубани,Дона,Украины и Казахстана. Кто они?, и какую роль занимали в истории становления России того времени, я расскажу в этой статье.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosheleva_o.m._statya_kazachestvo.doc820 КБ

Предварительный просмотр:

Кошелева Оксана Михайловна

Иванцова Ирина Викторовна

 Воспитатели, МДОУ ЦРР – д/сад «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия

Роль Российского Казачества в воспитании гражданско-патриотических качеств обучающихся детей в детском дошкольном учреждении

«Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерквленность, жертвенная готовность защищать наши ценности, именно поэтому казачество и подвергалось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая либо иная социальная группа старого общества двадцатого века» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По одной из версий, слово «казак» происходит от слова «Каз» - гусь, что означает «вольный, как птица». В переводе с тюрского языка, слово казак означает «большой человек» Существует много споров о значении слова – казак, об этнографическом происхождении казаков. По словам А.Е. Вандама, писателя и публициста «казаки – это красивейший из всех рыскавших по еще тогда молодой и просторной земле русской человеческих хищников с крестом на шеи и несколькими «зарядами за пазухой» Бесстрашно плавали  они на сколоченных из подручного материала судах по волнам сердитого великого океана, возили с собой целый календарь православных святых, пытаясь найти свободу и покой» Но, все же, стоит обратиться к толковому словарю имени С.И Ожегова, что бы, наконец, понять кто, же он, казак, что означает понятие казачество? Казачество – это военное сословие, которое существовало в дореволюционной России. По роду службы казаки разделялись на «городовых» (полковых), и станичных (сторожевых) и использовались они для защиты городов и сторожевых постов, за что казаки получали от Правительства земельный надел в пожизненное пользование, а так же получающих не большое жалование. Однако земля ценилась казаками куда больше, чем жалование, которое в любое время могли утратить. Постепенно, казаки начали скапливаться как беглые, не довольные жизнью крестьяне, которые все чаще, называли себя вольными людьми, являлись главной движущей силой народных восстаний и крестьянских войн в России.

 В начале правления Екатерины II во внутренней жизни казаков произошли изменения. В 1787 году Екатерина II осуществила свое знаменитое путешествие по  югу России. В этот период желание казаков удивительным образом совпадали с намерениями русского Правительства. В опасении надвигающейся войны с Турцией, Правительство того времени искало различные меры по усилению военной мощи страны. Так, правовой основой создания казачьих войск послужил указ Екатерины II «Об образовании войска казачества, направленного на поощрения боевых заслуг казаков в виде воинских званий и,  земельных наделов» Во многом, именно благодаря казакам, к владениям России были отнесены Крым и Кубань. Это был богатый край, с плодородной землей, с возможностью ловить рыбу, разводить животных и растить хлеб. За казаками закрепилась личная  свобода, право носить оружие, а так же они были освобождены от налогов и сборов. Наиболее известные имена и фамилии казачьих атаманов, с которыми связаны важнейшие события в России: Ермак Тимофеевич, Матвей Платов, А.М. Каледин, Степан Разин и другие. Уникальна напевная речь казаков, напоминающая украинскую, речь, перемешенную с русскими, церковно-славянскими старинными словами, с характерным  мягким произношением звуком «г» Необычными являются имена и фамилии казаков: «Муха», «Сокол», «Заря», Баран. В старину такие фамилии происходили от окружающего их мира, названий животных и птиц.

Можно сделать вывод, что именно Екатерина II заложила основы отношений между казаками и существовавшей в то время дореволюционной Россией. К сожалению, можно с горечью признать, что настоящих казаков практически не осталось. Часть их была уничтожена в первую Мировую войну, а затем и в гражданскую. Основная часть казаков была истреблена во время Советской Власти, в 1917 – 1920 годах. Местами их можно найти в Сибири, на Кубани, и очень мало на Дону.

Актуальность Российского казачества в воспитании гражданско-патриотических качеств значима, особенно в наше время, так как современная молодежь, мало читает литературу, неохотно смотрит передачи, посвященные теме патриотизма, и тем более любыми путями избегает службы в Армии, к сожалению, и физическая подготовка молодого поколения часто отставляет лучшего. Педагогика Казачества представляет, большие возможности в воспитании ответственности, доброты и трудолюбия. Серьезно стоит обратить внимание на сложившуюся у казаков систему военно-патриотического воспитания, направленную на формирование участия в военной службе. Многовековой, исторический опыт казачества имеет практическую ценность именно в наши дни и предполагает сохранность исторических, культурных и духовных традиций Российского казачества в воспитательно-образовательном процессе. Начиная со средней группы детского сада, дети знакомятся с одеждой и оружием казака-воина, ходят на выставки, посвященной военной тематике, оформляют плакаты, посвященные празднованию дня Победы, с удовольствием встречают казаков, рассказывающих о почетном карауле, военной службе, настоящей форме юных кадетов, подготовке к празднику Казачьей песни, приглашают детей познакомиться с  традициями казаков. На внеклассных и спортивных мероприятиях детям можно предложить игры по перетягиванию каната, смотр костюмов казачьей формы, на музыкальных занятиях следует прослушивать патриотические песни казаков, исполнять их на утренниках и конкурсах, посвященных патриотизму, читать стихи на конкурсе чтецов, создавать стенгазеты с фотографиями дедушек и отцов, казаков-воинов.  Так, отдельной темой для занятий со старшими дошкольниками является изучение национального казачьего костюма. Сравнение старинного костюма казака с современным, повседневным и выходным.

Примечание 1. (Национальный костюм казаков, Персия – ориентировочно, 1913-1914 год)

Костюм казака состоял из повседневной одежды и военной парадной формы. Форменная одежда, конь и оружие, составляли часть одежды казака, покупалось оно задолго до службы, по стоимости часто равнялось женитьбе. Уже в 1915 году, относящемуся к периоду первой Мировой войны, часть костюма казака заменили на более удобную в боях и сражениях. Так, черкеску и башмет, заменили на гимнастерку, бурку и шинель на папаху и фуражку. Основой казачьего костюма являлась рубаха. Украшали рубаху умелые казачки вышивкой по подолу и краям рукавов. Русскую рубаху заправляли в шаровары, повседневная рубаха была сшита из холста. Шелковую рубаху берегли, говорили шутя: «На шелке вошь не живет» Шаровары казаков это штаны, широкие в бедрах, украшенные лампасами, широкие потому что, что в узких шароварах на коня не сядешь. Гордостью казака являлись сапоги, высокие, сделанные из кожи, в то время вся Россия ходила в не удобных, сделанных из лыка лаптях. На праздники кожаные сапоги менялись на хромовые, их берегли к свадьбе, участию в Казачьем круге. Головным убором казака служила папаха с суконным верхом. Как говорили казаки, папаха продолжение головы. Папаха служила защитой головы от ударов шашки, хранилась на видном месте в казачьей хате, снимали папаху на богослужениях и во время сна, служила она защитой от злых духов. Современный костюм казака изменился, утратил необходимость участвовать в бою, но не утратил своей красоты, и сегодня не уступает в величии боевой парадной военной формы.

Примечание 2. (Современный национальный костюм казака. Сибирское казачье общество)

  Примечание 3. (Фотография на удостоверение личности казака. Современный  национальный костюм.  Сибирское казачье общество)

   Исторически сложилось так, что сама жизнь заставляла казаков вести войну за землю Русскую, отстаивать свои интересы, оберегать Родину от врагов. Хорошим примером служит то, что казаками считались все лица мужского пола от юношеских лет, до глубокой старости, пока в руках держалось оружие. Хорошей считалось и физическая подготовка. Начиная с трех лет, ребенок уверенно сидел в седле, прекрасно стрелял из ружья, издалека попадал в цель на дереве, не глядя, собирал и разбирал оружие отца, владел рукопашным боем. Неслучайно, девизом Донского атамана Матвея Платова, являлись слова «Честь дороже жизни!» А старики казачества являлись хранителями казачьей нравственности, традиций и обычаев, у них была власть авторитета и мудрости. Это высокий результат настоящей казачьей педагогики. Уместно вспомнить важные слова, сказанные Патриархом Московским и всея Руси Алексием II:- «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, делает народ и каждого человека ответственным за жизнь нашей страны!»

Примечание 4. (Казачий круг. Сибирское казачье общество. Члены казачьего общества)

Теоретическое (научное) обоснование выбранного мной аспекта роли Российского казачества в воспитании гражданско-патриотических качеств заключается в следующем: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано о необходимости создания благоприятных условий для выявления и развития творческих  и физических способностей каждого гражданина. Педагоги детского сада, воспитатели, музыкальный и физкультурный работник проводит диагностику знаний и умений малышей, выявляя способности ребенка и совершенствуя с каждым годом его показатели в творчестве, в соревнованиях в детском саду, организуя выставки художественных ремесел, рисунков, посвященных развитию патриотизма детей. Так, современное патриотическое воспитание рассматривается как процесс, реализующий научные знания о человеке, космосе, Родине, опыта человеческой культуры и народной мудрости. Самобытная казачья культура сформировалась на идеях патриотизма, православия, служения Отечеству и безукоризненного исполнения воинского долга. Таким образом, реализация задач духовно-нравственных и патриотических аспектов воспитания позволяет сформировать национальные ценности, предусмотренные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, начиная с дошкольного образования.

Практическая значимость роли российского казачества в воспитании патриотических качеств обучающихся воспитанников заключается в ориентации детского сада и школы не только в формировании знаний и умений воспитанников. Она должна быть нацелена на развитие духовно-нравственных качеств личности, в том числе развитие чувства патриотизма и гражданской ответственности перед матерью, отчизной, Родиной. С помощью формирований кадетских корпусов и отдельных классов, казачьей педагогики, начиная с детского сада необходимо повысить уровень формирования физического и психического развития детей, развивать чувство ответственности перед Родиной, Страной в которой ты живешь.

Стоит обратиться к истории возникновения казачества в нашем регионе, сибирско-енисейского округа. Енисейские казаки входят в состав Красноярского Края, включая Республику Хакасия, а так же Республику Тыва. Так, Енисейский казачий полк был сформирован из казаков Красноярских, Енисейских, а так же Саянских округов. На службу зачислялись казаки с 16 летнего возраста и несли службу «до того времени, пока продолжать оную были в силах» По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года Енисейское казачество насчитывало более 14 000 ртов обоего пола. Именно так в то время назывались лица, имеющие не большой надел земли и получающие жалование и служившие: «за веру, царя и Родину!» В январе 1920 года Енисейское казачье войско, как и другие казачьи войска, было упразднено. Казаков постигла та же участь, что и всех казаков в России – ликвидация казачьего сословия, со своими традициями, желанием трудиться на родной земле, физическое уничтожение казаков, лучших его представителей.

Репрессии, проводимые в отношения Казачества в СССР - 24 января 1919 год - циркулярное письмо ЦКРКП (б) партийным организациям Дона - основной декрет по отношению к казакам: «Произвести самую беспощадную борьбу со всем казачеством путем поголовного их истребления.  Конфисковать хлеб, провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будут обнаружено оружие после срока сдачи»  

8 апреля 1919 года – резолюция Донбюро РКП (б) «насущная задача – полное, быстрое и решительное уничтожение казачества»

10 апреля 1920 года – письмо Ленина В.И.: «Задача В.Ч.К. заключается в том, чтобы слово казачество исчезло из русского языка раз и навсегда».

16 июля 1992 года – Постановление Верховного совета РФ о реабилитации казачества, отменившее репрессивные акты в отношении казаков.

 25 лет назад Верховный совет РФ отменил все репрессивные акты, связанные с историей казачества. До сих пор нет понимания, кто такие казаки сегодня? В чем заключается их служба? Есть общественные организации, казачьи творческие коллективы, есть российские казачьи войска, их примерно 500 тысяч, из которых 160 тысяч несут военную службу. Есть детский кадетский корпус, и специальные классы по изучению  дисциплины военной школы казачества. Казаки оказывают помощь, участвуя в конной дружине, охране садовых участков. Совместно с полицией, казаки проводят рейды по установлению личности на вокзалах Канска, Красноярска, Ачинска. Многие из них, бывшие офицеры запаса, работают сегодня в охранных структурах. Каждый год на военные кафедры поступают дети, закончившие кадетские школы, школы олимпийского резерва, пополняя нашу страну достойными гражданами, истинными патриотами Родины. Остается очевидным, детский сад является истоком патриотизма, любви к родине, преемственности от детского сада к школе, и в этом помогает нам педагогика казачества. О наследниках Дона и Запорожской Сечи писал Н.Гоголь, а Наполеон Бонапарт произнес крылатую фразу: «Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу!»

Список литературы:

1. Левченко Владимир – «откуда есть, пошли казаки?» Источник: Казачий взгляд , № 10 октябрь 2001 г.

2. Селюминов Василий – пресс - служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством,  Православный журнал «ФОМА» № 7 (111) , С. 66 – 72., июль 2012 года.

3.Скорин А.П. - казачий Дон: Очерки истории и культуры, Ростов на Дону, «Терра»,2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного с родителями спортивного праздника ко Дню Защитника Отечества в подготовительной группе « Защитники нашей Родины»

Цель: создание веселого праздничного настроенияЗадачи:  способствовать развитию положительных эмоций у взрослых и детей, чувства взаимопомощи; совершенствовать двигательные способности детей; вос...

ООД для средней группы образовательная область «Познание» «Кто защищает нас и нашу Родину?»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с военными профессиями...

«Есть такая профессия – Родину защищать» День защитника Отечества в подготовительной группе

День защитника Отечества в подготовительной группе (сценарий развлечения)...

Есть такая работа – Родину защищать!

Есть такая работа – Родину защищать!...

Беседа на тему: «Кто они такие – защитники нашей Родины?»

Программное содержание: Расширять знания детей о празднике 23 февраля. Задачи: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы.Развива...

Есть такая работа - Родину защищать!

В предверии праздника 23 февраля в гр. "Пчёлка" пришёл гость - участник СВО. Он рассказал детям о военных профессиях, о том как живут солдаты в военных условиях, чем занимаются в свободное время. Дети...