Консультация для педагогов районного методического объединения Тема: «Театрализованные игры в детском саду»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дружинина Евгения Олеговна

Для чего нужна театрализация в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizatsiya2.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ярский детский сад № 2 «Аленушка»

Консультация для педагогов районного методического объединения

Тема: «Театрализованные игры в детском саду»

Педагог: Дружинина Е.О.

2018 г.

п.Яр

Театрализованные игры в ДОУ.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Особенности театрализованных игр:

1. Литературная или фольклорная основа их содержания.

2. Наличие зрителей.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

 • дети знакомятся с чувствами, настроениями героев;

 • осваивают способы их внешнего выражения;

 • осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

         Видами драматизации являются:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Классификация театрализованных игр.

Кукольный театр.

 В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.

Игры в кукольный театр:

 • Настольный театр.

 • Театр на руке.

 • Напольные куклы.

 • Стендовый театр.

 • Верховые куклы.

 • Театр живой куклы

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Игры - драматизации:

1. Инсценирование потешек.

2. Инсценирование небольших сказок.

3. Инсценирование песен.

4. Инсценирование небольших литературных текстов.

Творчество детей.

Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.

Игры – спектакли:

• Драматический спектакль.

• Музыкально-драматический спектакль.

• Детская опера.

• Спектакль на хореографической основе.

• Спектакль ритмопластики.

• Пантомима.

• Мюзикл.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.

Требования к театрализованной игре:

Разнообразие тематики содержания.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:

Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Развитие музыкальных способностей.

Социально-эмоциональное развитие.

Театрализованное занятие включает в себя:

Просмотр кукольных сценок.

Театрализованные игры.

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Беседы о театре.

Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная деятельность в ДОУ.

 Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.

От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем с текстом стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая», «Заинька, попляши», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3.Александрова «Елочка»; К.Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н.Павлова «На машине», «Земляничка»; Е.Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:

- настольного театра игрушек;

- настольного плоскостного театра;

- плоскостного театра на фланелеграфе;

- пальчикового театра.

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка. », «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».). Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных со взрослым импровизациях на заданные темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрализованные игры в детском саду"

27 марта-  Международный день театра. Консультация для воспитателей дошкольных учреждений о организации и проведении театрализованных игр с детьми дошкольного возраста....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ - ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ - ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ...

Консультация для воспитателей на тему: «Театрализованные игры в детском саду»

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...