Самообразование "Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Барцаева Анастасия Олеговна

Самообразование за 2014-2016 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvit_2014.docx30.1 КБ
Файл samorazvitie_2015.docx25.72 КБ
Файл samoobr.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Ушаевой  Анастасии Олеговны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».  

(Название темы)

2014

(Начало изучения темы)

2015

(Окончание изучения темы)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога  Ушаева Анастасия Олеговна

Дата рождения _____01.03.1991______________________________________

Стаж работы в должности __1год____________________________________


Образование (название учебного заведения и год  окончания)

в 2013 году  окончила «Мордовский Государственный Университет им. Н.П.Огарева» по специальности «Филология», присуждена квалификация филолог преподаватель.

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении_____________



Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) 








Награждения (указать год, характер награды)


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2014   /2015    УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к истории и национальным истокам мордовского народа. Содержанием нравственно-патриотического воспитания является тот опыт, который приобретается в детстве.

  Актуальность данной проблемы состоит в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также богатства личности, а также  просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.  

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа;

формирование у детей чувства любви к родине на основе

ознакомления с культурой и традициями родного края.

Задачи:

- развивать у дошкольников устойчивый интерес к народной культуре;

- дать знания о различных видах народного творчества;

- воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе ознакомления с народной культурой;

- формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству мордовского народа;

- формировать чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому

Мордовии.

Основные вопросы, намеченные для изучения

Этапы разработки:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме.

2.Дать общую характеристику мордовским культурным традициям.

3.Исследовать эффективность использования игровых приемов в нравственно-патриотическом воспитании.

4.Разработать  картотеку мордовских дидактических и подвижных игр.

Литература по теме:

1. Гризик Т.И. «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет  в условиях детского сада », - М.: Просвещение, 2000

2. Мы в Мордовии живём: пример. регион. модуль программы дошк. образования/ О.В.Бурляева и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. 

3. Валдоня: Программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/ 
М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красный октябрь», 2001.

4. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»), - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

5. Исайкина А.И. программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях. Саранск, Мордовский РИПКРО, 1997г.

6. А.Ш. Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина "Культура народов Поволжья". Программа и методические рекомендации. Ульяновск УИПКПРО 2011г.

7. Т. В. Поляков: «Знакомим детей с малой родиной».

8. Методические рекомендации. М. Д. Маханева» «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

9. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»;

10. «Саранск – столица Мордовии  1641-2006», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.

11. «Мордовия: народное искусство», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.

12. «Мордовский народный костюм», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

- с краеведческим музеем;

- с музыкальным руководителем;

- с инструктором по физической культуре;

- объектами культуры и спорта;

- посещение мини-музея  ДОУ «Светелка».

Практический выход 

Презентация и отчет о проделанной работе (на итоговом педсовете).

Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте: заседание педагогического совета.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2014  /2015    УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Организационно-диагностический

1. Проведение дидактических игр:

«Собери картинку» (достопримечательности  города);

 Кубик «Мой город»;

Пазл «Герб Саранска».

2. Сюжетно – ролевые игры:

 «Семья»;

 «Детский сад»;

 «Путешествие по городу».

3. Подвижные игры:

•«Горшочек» («Чакшкинесэ»);

 «Солнышко и птички» («Шине и нармонят»);

• «Поймай мяч» («Кундык осканть»);

• «Ветер-ветерки» («Варма-варминеть»);

• «В ключи» («Панжомнесэ»).

В течение учебного года

Работа с родителями.

Анкетирование:

«Патриотическое воспитание ребенка»

«Ваш ребенок и символика РМ»

Консультации:

1. «Куда сходить с ребенком в выходной 

день».

2. «Приобщение детей к культуре и традициям мордовского народа».

Оформление альбома:

«Культура и традиции мордовского народа».

Теоритичес

кий

Выступление: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (на педсовете).

Март

Выставка детских работ: «Мордовочка».

Апрель

Итоговое занятие по познавательному развитию: «Край мой родной».

Май

Выводы: я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей. У детей появился интерес к культуре своего народа-мордвы. Дети углубили знания о культуре, традициях, обычаях и быте мордовского народа.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования май 2015г.

Форма и место подведения итогов  отчет, ДОУ.

Месяц

Направление работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов.

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение краеведческого музея.

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией комнаты.

Оформление уголка группы.

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

Январь

Разработка плана на месяц, год.

Подбор материала.

Изучение теории обучения детей мордовским культурным традициям на основе занимательного материала для детей старшего возраста.

Знакомство с литературой.

февраль

Подготовка презентации «Мордовские культурные традиции».

Подбор материала.

Создание папки «Мордовские культурные традиции».

Подбор материала.

Март

Создание методической разработки.

Изучение литературы.

Разработка  картотек мордовских народных игр.

Подбор материала.

Апрель

Разработка  картотек мордовских потешек, прибауток, закличек, считалок.

Подбор материала.

Май

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.



Предварительный просмотр:

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Барцаевой  Анастасии Олеговны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».  

(Название темы)

2014

(Начало изучения темы)

2016

(Окончание изучения темы)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога:  Барцаева Анастасия Олеговна

Дата рождения: 01.03.1991

Стаж работы в должности: 2 года

Образование (название учебного заведения и год  окончания):

в 2013 году  окончила «Мордовский Государственный Университет им. Н.П.Огарева» по специальности «Филология», присуждена квалификация филолог преподаватель.

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении: 



Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили): прошла повышения квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Мордовский республиканский институт образования» с 09.11.2015 по 24.12.2015 по программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» в объеме 72 учебных часов.

Награждения (указать год, характер награды):


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2015 /2016   УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Организационно-диагностический

1. Проведение дидактических игр:

«Малая Родина» (достопримечательности  города);

«Мордовский узор»;

Пазл «Флаг Мордовии».

2. Сюжетно – ролевые игры:

«Ателье»;

«В детском саду»;

«Город. Транспорт».

3. Подвижные игры:

«В курочек» («Сараскесэ/Сараскакс»);

«Котел» («Котелсо налксема/Котелсо налхсема»); «Круговой» («Мячень кунсема/Топса налхсема»);

«Ветер-ветерки» («Варма-варминеть»);

«В ключи» («Панжомнесэ»);

«В бабки».

4. Чтение художественной литературы:

Гребенцов Г.  «Край любимый»;

Имяреков М. «Спор»;

Кочерганов В. «Я о Мордовии пою»;

Люлякина С. «Бедный зайчик заболел»;

Носов Е. «Не спит моя Саранска»;

Пинясов Я. «Дедушкин полюс», «Березкина песня»;

Тимохина Т. «Куда торопится речка Синарка»

Тяпаев А. «Как стать мужчиной».

5. Слушание:

Гимн Республики Мордовия (муз. Н. Кошелевой, сл. С. Кинякина);

«Хороводная» (муз. Л. Кирюкова);

«Марш на мордовские темы» (муз. Л. Войнова);

«Колдуватнень морост/Хор колдуний» (муз. Н. Кошелевой);

«Нюрямонь мороня» (муз. Н. Кошелевой, сл. П. Родькина);

«Танец медведя» (муз. Д. Скрипкина);

«Даря баба/ Бабушка Дарья» (муз. Г. Сураева-Королева, сл. А. Анисимовой);

«Протяжная» (муз. М. Волкова);

«Напев» (муз. Е. Лысенковой);

«Раужо баран/ Черный баран» (эрзянская народная песня).

В течение учебного года

Работа с родителями.

Анкетирование:

«Что вы знаете о государственной символике Республики Мордовия

«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Консультации:

1. «Родной наш край - Мордовия».

2. «Как прививать детям любовь к родному краю?».

3. «Познакомьте ребенка с родным городом».

Оформление альбома:

«Праздники мордовского народа».

Теоритичес

кий

Выступление: «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» (на педсовете).

Март

Выставка детских работ: «Мордовский орнамент».

Апрель

Итоговое занятие по познавательному развитию: «Мордовия моя!».

Май

Выводы: я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей. У детей появился интерес к культуре своего народа-мордвы. Дети углубили знания о культуре, традициях, обычаях и быте мордовского народа.

 

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования май 2016г.

Форма и место подведения итогов  отчет, ДОУ.

Месяц

Направление работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов.

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение краеведческого музея.

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией комнаты.

Оформление уголка группы.

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

Январь

Разработка плана на месяц, год.

Подбор материала.

Изучение теории обучения детей мордовским культурным традициям на основе занимательного материала для детей 6-7 лет.

Знакомство с литературой.

февраль

Подготовка презентации «Мордовские обычаи».

Подбор материала.

Создание папки «Праздники мордовского народа».

Подбор материала.

Март

Создание методической разработки.

Изучение литературы.

Разработка  картотек мордовских народных игр.

Подбор материала.

Апрель

Разработка  картотек мордовских закличек, считалок, загадок.

Подбор материала.

Май

Анализ проделанной работы.  

Отчет  о проделанной работе.



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016 /2017    УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Организационно-диагностический

1. Проведение дидактических игр:

«Собери картинку» (достопримечательности  города);

 Кубик «Мой город»;

Пазл «Герб Саранска».

2. Сюжетно – ролевые игры:

 «Семья»;

 «Детский сад»;

 «Путешествие по городу».

3. Подвижные игры:

•«Горшочек» («Чакшкинесэ»);

 «Солнышко и птички» («Шине и нармонят»);

• «Поймай мяч» («Кундык осканть»);

• «Ветер-ветерки» («Варма-варминеть»);

• «В ключи» («Панжомнесэ»).

В течение учебного года

Работа с родителями.

Анкетирование:

«Патриотическое воспитание ребенка»

«Ваш ребенок и символика РМ»

Консультации:

1. «Куда сходить с ребенком в выходной 

день».

2. «Приобщение детей к культуре и традициям мордовского народа».

Оформление альбома:

«Культура и традиции мордовского народа».

Теоритичес

кий

Выступление: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (на педсовете).

Март

Выставка детских работ: «Мордовочка».

Апрель

Итоговое занятие по познавательному развитию: «Край мой родной».

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские культурные традиции и нравственно -потриотическое воспитание дошкольников

Воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви к Родине, к своему народу, через русские народные традиции...

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника  "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...

Консультация для родителей: "Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Красота родного края, открывающаясяблагодаря сказке, фантазии, творчеству,- этоисточник любви к Родине... Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пустьв его сердце и в памяти нав...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...