Самообразование Тема: «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»
материал (старшая группа)

Гусева Наталья Валерьевна

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель самообразования :

Повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_guseva_narodnye_kulturnye_traditsii.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДС №5 «Крепыш»

План по самообразованию

Тема: «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»

Воспитатель: Гусева Н.В.

г.Мегион  2023-2024г.

Возрастная группа: 5-6 лет

Актуальность

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель самообразования :

Повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования :

1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

4. Организовать работу в группе вариативной деятельности «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства

5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;

6. Подготовить материал: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;

Работа над программой профессионального самообразования поможет :

- Познакомить детей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками.

- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству

-Дать детям знания об истории русского народного костюма.

-Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

- Поддерживать у детей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :

- Создание предметно- развивающей среды в группе.

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

- Знакомство с народным искусством.

- Знакомство с русскими народными играми.

Формы представления результатов самообразования

- Консультация, консультация-практикум

- Проведение мероприятий, развлечений.

- Наглядно-иллюстративный материал.

-Оформление выставки работ

- Презентация программы.

Предполагаемый результат.

Изменение и обогащение пространственной среды группы в соответствии с темой самообразования. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.

Перспективный план самообразования.

Содержание работы

Сроки

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной теме 

В течении года

Практический этап

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

В течении года

«Знакомство с русской избой»

Цель. Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа, к посещению мини- музея «Русская горница», расширять активный словарь

«Кто мы, откуда? Где наши корни?

«Путешествуем в прошлое России»

Цель: Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями

На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.

сентябрь

«Народная тряпичная кукла»

Цель: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

-формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству. Развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла;

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные»

«С новым урожаем!»

«Покров – первое зимовье»

Цель: Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ

Продолжать знакомство детей с народными праздниками

октябрь

«Народная игрушка- матрешка»

Цель. Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства, расширять словарный запас

«Дом, дом, открой свою тайну»

«Дух и природа»

«Синичкины именины»

Цель: Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги, как лесного духа.

Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси

ноябрь

«Начинаем готовиться к зимним святкам»

«Спиридон – солнцеворот»

«Новый год у ворот»

Цель: Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси

Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения.

декабрь

«Календарные и обрядовые праздники русского народа»

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре

«Изготовление куклы Счастье»

Цель: Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми.

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

Цель:

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

январь

«Сошью Дуне сарафан»

Цель: Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому.

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

Цель: Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

февраль

«Народные промыслы : хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

жестовские подносы»

Цель: Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

март

«Волшебная дудочка»

Цель: Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

Цель: Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

апрель

«Не бывать на Руси весны без Егория»

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Цель: Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм.

май

Итоговые мероприятия:

Выставка творческих работ детей «Путешествие в мир кукол»

Изготовление альбома «Кукла мала всем детям мила»

Изготовление картотеки «Стихи, потешки, пословицы о народной кукле»

Изготовление альбома «Технологические карты изготовления традиционной русской народной куклы»

Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр.

Мини- музей «Путешествие в мир народной куклы»- источник приобщения детей к русской народной культуре.

Презентация программы

Список литературы для самообразования по теме :

1. Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.

2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.

3. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.

4. Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Захарова Л. М., Ларина Т. В., Мубаракина И. Б. Мы дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств. – Ульяновск: Вектор С, 2009.

6. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю., Шагарова Г. В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей. – Ульяновск. УИПК ПРО, 2011.

7. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.

8. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.

9. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

10. Майданкина Н. Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.

11. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015.

12. Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.

13. ФГОС дошкольного образования. Федеральный выпуск №6241, 2013.

14. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.

15. Шатунова О. Г., Майданкина Н. Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.

16. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

17. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские культурные традиции и нравственно -потриотическое воспитание дошкольников

Воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви к Родине, к своему народу, через русские народные традиции...

Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников

Привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности....

Роль народной традиции в художественно- эстетическом воспитании дошкольников

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом...

Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника  "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...

Консультация для родителей: "Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Красота родного края, открывающаясяблагодаря сказке, фантазии, творчеству,- этоисточник любви к Родине... Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пустьв его сердце и в памяти нав...