План по самообразованию 2020-2024г
материал

Бусова Надежда Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

профессионального развития воспитателя

Бусовой Надежды Дмитриевны

Сроки реализации: 2020 – 2024гг.

Тема самообразования:

 «Развитие мелкой моторики у детей, умеющих тяжелые нарушения речи посредством изобразительной деятельности  и  художественного творчества»

Актуальность:

      Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, осязательных ощущений и эмоций. Чувствительное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, раскрывая творческие способности, заложенные с рождения. Современные исследования подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием тонких движений пальцев рук.

Моторика определяется как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Она выделяет: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Тем самым, развивая мелкую моторику, повышается уровень речевого развития.

 А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук происходит развитие речи, а значит, и мышление ребенка. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласование действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои действия, благодаря чему, они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.

 Изодеятельность и художественное творчество является одним из полезнейших занятий для ребенка.  В процессе изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формируется эстетический художественный вкус; происходит умственное развитие детей, развитие их памяти, мышления, воображения; также происходит обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие их моторной деятельности. В процессе изобразительной деятельности, дети овладевают орудийными действиями. Вместе с тем дети усваивают и приемы ручной работы, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук, пальцев, делает их более чувствительными, подвижными, ловкими. В процессе изображения как бы непроизвольно развивается зрительно-двигательная координация движений рук и глаз. Результатом этого является совершенствование не только самой изобразительной деятельности, но и ручной умелости, что положительно отражается на развитии речи дошкольников разного возраста.

 Это одно из средств эстетического восприятия, которое помогает формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизведя то или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. 

Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического и целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога. Профессионализм  работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам  не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог.

 Исходя из актуальности данной темы, определяется цель моей работы, заключающаяся в поиске новых подходов художественного – эстетического восприятия с детьми имеющих тяжелые нарушения речи

  1. Цели профессионального развития

Цели:

  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • обогащение и активизация словаря детей;
  • достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики пальцев и кистей рук через использование разнообразных форм и приемов в художественном творчестве

Задачи:

развивать творческий потенциал воспитанников на основе расширения трудового опыта с параллельным развитием рук, глазомера и т. д.;

  • повысить качество образования на основе внедрения новых технологий и ЭОР;
  • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать  чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи;

Ожидаемый результат:

  • овладение альтернативными формами  и способами   ведения воспитательно-образовательной деятельности, в том числе информационно-коммуникативными технологиями, для успешного решения задач ФГОС.  

  1. Формы и содержание профессионального развития
  1. Изучение литературы, связанной образовательным процессом в ДОУ

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Изучение научно-методической литературы:

Р.ГКазакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г

         . • А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

 • Г  .Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

 • Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

 • И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009. • К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

• Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.- М.: ТЦ Сфера, 2009 • О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- М.: Сфера,2011. • Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

 • А.Е.Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры».- М: «Издательство АСТ», 1999.

 • Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц «Развитие речи, движения и мелкой моторики».- М: Изд. «Айрис Пресс», 2

           Аксенова М.. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи \\ Дошкольное воспитание № 8, 1990, стр. 62-66с.

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Н. В. Нищева, издательство Детство-Пресс, 2018г., ст. 80.

«Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» под редакцией Л. М. Шиницыной.

Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. И. А. Лыкова, издательство: ИД Цветной мир, 2010г.

Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для детей 4-7 лет Л. В. Куцакова 2007г., издательство: Мозайка-синтез

Освоение методов и приемов к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.

 

Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.

 

Пополнение методической копилки «Рисуем, играем, говорим» с использованием нестандартного оборудования.

2020-2024

Аннотации к прочитанным книгам

Обсуждение на заседаниях педагогических советов МБДОУ № 40, 2020-2024г.

  1. Разработка программно-методического обеспечения обновленного образовательного процесса

Содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Разработка рабочей  программы для старшей логопедической группы (от5до 6 лет)

2020-2021гг.

Презентация

Педагогический совет МБДОУ № 40, 2020г.

Подбор диагностических материалов по средней, старшей и подготовительной к школе группе

  1. 2019-2020гг.

Презентация

Педагогический совет МБДОУ № 40, 2020г.

Разработка конспектов ООД   художественно-эстетического развития  с использованием ЭОР

2020-2023гг.

Публикация конспектов

Открытый показ  организованной образовательной деятельности

Участие в конкурсе сценариев и конспектов ООД

Мастер-класс

В сборниках региональных семинаров-практикумов, брошюрах по теме художественно-эстетическое развитие, 2020-2024г.г.;

ГМО воспитателей г. Нижнекамска, 2022 г.;

Региональные, Республиканские, Всероссийские, Международные, 2020-2024г.г.

День открытых дверей для учителей начальных классов СОШ № 19,33,» Лицей 3 14№, родителей, 2021- 2022г.г.

Познавательно-исследовательский проект «Применение нетрадиционных техник в творческом проекте «Разноцветная  страна» с участием  родителей

2020-2021гг.

Авторская проектная работа

Региональный семинар, 2021г

Семинар-практикум «Рука – это инструмент всех инструментов»

2021-2022гг.

Презентация

ГМО воспитателей, г. Нижнекамска, 2021-2022г.г.

Консультации для родителей:

1.Консультация-практикум  «Чудесные превращения» с различными материалами для развития мелкой моторики.

2. Консультация «Простые материалы, инструменты и собственные руки»

3. Консультация: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников как важнейший этап подготовки к школьному обучению»

4. Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

5. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

2020-2024

Папки-передвижки

Педагогический совет МБДОУ № 40, 2020-2024г

Консультации для воспитателей 1.«Развитие мелкой моторики дошкольников средствами изобразительной деятельности»

 2.«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»

2022г.

Сообщения

Педагогический совет МБДОУ № 40, 2022г

  1. Обогащение собственного опыта педагогической деятельности

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Открытый показ организованной образовательной деятельности

 2020-2024гг.

1 раз в квартал

Показ занятий, мастер-классы

Для педагогов МБДОУ № 40, учителей начальных классов СОШ № 33,19, «Лицей № 14», родителей в 2020-2024 уч.гг.

Участие в городских, региональных семинарах, конференциях

ежегодно

Выступления, презентации, мастер-класс

ГМО воспитателей г. Нижнекамска, 2020-2024гг.

Распространение опыта в СМИ

2019-2023гг.

Публикации

  1. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательной деятельности

Темы курсов

Место прохождения курсов

Форма прохождения курсов ПК

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

Основы специальной психологии и коррекционной педагогике в контексте требований ФГОС

ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»

очная

2021г.

Проект, удостоверение

  1. Оценка результатов профессионального развития

Содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчет о профессиональном развитии

Аналитический отчет о деятельности воспитателя МБДОУ № 40 за 2019-2020 учебный год

Май 2020г.

Презентация, выступление

Педагогический совет МБДОУ № 40, 2020г.

Аналитический отчет о деятельности воспитателя МБДОУ № 40 за 2020-2021 учебный год

Май 2021г.

Презентация, выступление

Педагогический совет МБДОУ № 40, 2021г

Аналитический отчет о деятельности воспитателя МБДОУ № 40 за 2021-2022 учебный год

Май 2022г.

Презентация, выступление

Педагогический совет МБДОУ № 40, 2022г.

 

Аналитический отчет о деятельности воспитателя МБДОУ № 40 за 2022-2023 учебный год

Май 2023г.

Презентация, выступление

Педагогический совет МБДОУ № 40, 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования (2020-2024г.)

quot;Развитие познавательных способностей детей методом детского эксперементирования"...

2020-2024г. Акция «Флаг России»

В данной работе представлены поделки детей...

2020-2024г. «Развивающие математические игры для дошкольников в рамках STEM –технологий»

Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного...

2020-2024г. Консультация «Развивающие игры» (младший возраст)

Представлены развивающие игры для детей.В первые годы ребенок делает наиболее важные шаги в своем развитии: его нервная система очень пластична и поэтому его успехи особенно ощутимы. В этом возрасте д...

2020-2024г. Мастер-класс «Защитники Отечества»

Цель: Обучение изготовлению бумажных силуэтных предметов солдат – Защитников Отечества.Задачи: Активизировать познавательную деятельность детей. Воспитывать патриотические чувства у детей, насто...

2020-2024г. Мастер-класс «Тряпичная кукла – «Кормилка»

Цель: обучение изготовлению тряпичной куклы-«Кормилки»Задачи: познакомить с историей возникновения кукол; активизировать познавательную деятельность  детей; воспитывать аккуратность, ...

2020-2024г. "Поздравления жителям к 95-летию Тайшетского района"

Поздравления жителей Тайшетского района рисунками и поделками ребят....