Поддержка индивидуальности ребенка через разные способы общения.
методическая разработка

Сигаева Елена Викторовна

С рождения каждый ребенок индивидуален и неповторим. Очень часто,  взрослея и адаптируясь к социуму, ребенок частично утрачивает свою индивидуальность,  в силу разных причин, одной из которых является дефицит  общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie1.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка индивидуальности ребенка через разные способы общения.

С рождения каждый ребенок индивидуален и неповторим. Очень часто,  взрослея и адаптируясь к социуму, ребенок частично утрачивает свою индивидуальность,  в силу разных причин, одной из которых является дефицит  общения. А между тем, в процессе общения обеспечивается  индивидуальная траектория развития, поддержка  индивидуальных потребностей и интересов дошкольников, осуществляется процесс зарождения и установления целой системы взаимоотношений ребенка с окружающей его действительности. Большая роль в этом принадлежит педагогу. Именно он создает условия:

- для выбора деятельности;

-выбор форм совместности;

-выбор условий для принятия детьми решений;

-выражение своих чувств и мыслей;

-оказывает поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, которые немыслимы без общения;

-поддерживает индивидуальность через разные способы общения.

Принципиально новые подходы к организации образовательного процесса, основанные на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяют дошкольникам проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя, а общение со взрослым и сверстниками в атмосфере равноправия и сотрудничества способствуют развитию коммуникативной сферы. Взрослый выступает в роли партнера и наставника.  В процессе общения с детьми я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, предпочтения.   Строю общение, основанное на личностно –ориентированном взаимодействии, предполагающего:

-сотрудничество в игре и общении,

-совместное обсуждение,

-сопереживание и поддержка.

Все эти способы направлены на то, чтобы поддержать интересы и инициативу, развивать в детях индивидуальность, положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В своей практике выстраиваю свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей, например,

•подумай самостоятельно,  при этом  я не навязываю ребенку своего решения, а помогаю сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

•адекватно выражать свои чувства. Я не отвергаю его чувства, а принимаю,  стремлюсь разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами,  способствую  формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

•понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

   Главной моей задачей  является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

Важное психологическое условие, побуждающее детей к общению,- моя поддержка: терпеливое и внимательное ожидание ответа ребенка, приветливость, положительное эмоциональное отношение и оценка.

Не менее важное условие обучение общения – это создание ситуаций, в которых дети могли бы реализовать свое осознанное поведение. Ребенок должен быть активным участником этого процесса.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу друг к другу. От характера общенияво многом зависит эффективность воспитательно – образовательного процесса в д/с, развитие личности ребенка, особенности его отношений с окружающими. В процессе общения происходит социализация дошкольника, приобщение его к ценностям общества.

Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. Полноценное общение с взрослым жизненно важно для ребенка. Процесс общения предполагает вербальное и невербальное общение.

Вербальное– передача информации с помощью слов – речь.

-беседа;

- слушание – восприятие речи говорящего;

- чтение;

-игра

Невербальное общение  -это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Для общения с детьми  очень значимы невербальные средства. Они помогают мне привлекать и удерживать внимание детей. Дети лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.

   Главное для меня в общении – соучастие. Детей радует совместная деятельность, шалости, веселье. В этот период я разумно корректирую такое общение. Развиваю любознательность , когда малыши задают сложные вопросы или обращаются ко мне за ответом. Я серьезно отношусь к любому вопросу малыша, тем самым поддерживаю его любознательность. Организуя  общение со всеми детьми, обращаю внимание на то, чтобы дети правильно взаимодействовали друг с другом: слушали друг друга, не перебивали, понимали смысл сказанного.

 В своей практике использую одну из технологий, позволяющей успешно решать задачи индивидуализации в процессе общения, это технология «Мы вместе». Цель  технологии в том ,что поставленные речевые задачи ориентированы   на  ребенка, а не на педагога. Все занятия, игры происходят через общения.  Например, в начале занятия детям предлагаются карточки с тремя  смайлики. Если часть детей используют грустный смайлик, меняю задание на другое. Тот, кому задание понравилось, приступает к работе, кому нет –предлагаю другое на выбор. В этом заключается дифференцированный подход.

В своей работе с детьми широко использую игровые приемы, способствующие возникновению интереса к общению.

При любой конфликтной ситуации, капризах, упрямстве игровой прием легко помогает,  мне справится с ребенком. Нужно только, чтобы образы, с помощью которых я воздействую на ребенка, были интересны, близки и понятны ему. Наиболее распространенная мотивация «помоги игрушке»
  В своей работе с детьми использую игры  на развитие навыков общения со сверстниками, такие как:

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.

Например: «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним», «Маша сломала куклу»,Самолет плавает»

Игра  «Доброе слово»

Цель: научится говорить друг другу добрые слова и комплименты.

Игра «А я сегодня вот такой!»

Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.

Хорошая игра ,как раз для детей 3-4 года «Волшебная палочка!»

Детям показывается любая палочка. Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня, значит я водящий. Выбираю себе партнёра в кругу (подходит к любому из детей)Задаю ему вопрос (по теме занятия) – например:

1. Чего нет у человека, а есть у животных?

Особенность этих игр. Правила  озвучиваю один раз. И если кто-то не понял , нужно попросить кого-нибудь из детей рассказать и объяснить что нужно делать.

Если правила нарушаются, спрашиваю детей , что же они не  так сделали и исправить ошибку. А не показываю и исправляю сама.

Для поддержанииинтереса детей друг к другу я  использую совместное пение песенок, просмотр детских работ(рисунков, поделок из пластилина, построек из кубиков, альбомов). При этом я обязательно использую похвалу, создавая ситуацию успеха.

  Во время совместных наблюдений за различными явлениями (идет снег, дует сильный ветер,деревья качаются, пролетел самолет, скидывали снег с крыши) у детей расширяется не только познавательная сфера, но и обогащается словарь.

Общение также является важным элементом совместной творческой деятельности.  Во время коллективных работ , дети не только получают навыки совместной деятельности, но и приобретают опыт общения друг с другом, овладевают навыками речевого этикета.  

Главное для меня  - оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его индивидуальности. Учитывая индивидуальные особенности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия обращаю внимание на формирование социальных качеств.

Именно личностно – ориентированный образовательный процесс обеспечивает развитие  ребенка, с учетом его  индивидуальных особенностей,  склонностей, интересов, предоставляет возможность каждому реализовывать себя в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»

Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъективной позиции ребенка в разных видах деятельности...

Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности

В работе с детьми необходимо ориентироваться на следующие подходы к поддержке детской инициативы:    • Социокультурный подход – поскольку развитие инициат...

«Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»

laquo;Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

laquo;Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретич...