«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
презентация к уроку (младшая группа)

Григина Марина Игоревна

Презентация для воспитателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ» Подготовила воспитатель Григина М.И .

Слайд 2

Как поддержать детскую инициативу и самостоятельность? Что нужно сделать, чтобы она проявилась? Во-первых , необходимо формировать позицию педагога при организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении. Основной ролью воспитателя становится организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, при этом ребенок должен сохранять в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах. И только при таких условиях у ребенка появляется возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Во-вторых , педагог должен психологически перестроиться на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения .

Слайд 3

Инициатива – (от франц. initiative , от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, первый шаг . Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития . Инициативность и самостоятельность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.

Слайд 4

Самостоятельность ребенка – это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее. Поэтому инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Слайд 5

Одним из эффективных средств развития инициативы детей являются игры. Разные виды игр: подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др. – способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важным является то, что ребенок сам инициирует игру – со взрослым или другими детьми . В дошкольном возрасте развитие самостоятельности включает в себя общие принципы для всех возрастов, в то же время для каждого возраста есть свои характерные возрастные особенности. Общие принципы, которые включают в себя: - предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; - отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; - формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности; - содержать в доступном месте все игрушки и материалы; - учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; - создавать в группе положительный психологический микроклимат.

Слайд 6

Приоритетные сферы проявления самостоятельности и инициативы на каждом возрастном этапе: 3-4 года. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо: в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе; всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности . Поддержка индивидуальности и инициативности Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности: - затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности, -преобладает исполнительность, -не способны предложить новые способы выполнения поручений, -не задают вопросов. Инициативные дети: -задают тон в игре, -неистощимы в придумывании сюжета, -инициативны в выборе видов и содержания труда, -демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы, -способны предложить свои варианты выполнения задания, -берут на себя лидерские функции.

Слайд 7

Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности: 1. Трудовая деятельность 2. Коммуникативная деятельность 3.Игровая деятельность 4. Познавательно-исследовательская деятельность 5. Конструктивная деятельность 6. Художественная деятельность 7. Музыкальная деятельность 8. Восприятие художественной литературы 9. Двигательная деятельность

Слайд 8

Условия, способствующие развитию детской инициативы: -Педагогическое общение, основанное на принципах взаимоуважения, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности. -Следующим условием развития инициативности поведения ребенка является воспитание его в условиях развивающего общения и обучения. -Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие его с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка. Названные условия характеризуют требования к педагогу , осуществляющему педагогическую поддержку представленную: -доброжелательным отношением взрослого к положительной инициативе; -постоянным одобрением и развитием инициативности; -предоставлением ребенку возможности действовать самостоятельно, -по-своему ; -условиями для самоутверждения ребенка.

Слайд 9

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности детей 3-4лет В игре интенсивно развивается активность и инициатива у ребёнка. Выделяют три уровня развития творческой инициативы ( включённость ребёнка в сюжетную игру) : 1) ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии) и использует предметы-заместители; многократно 103 воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями; 2) имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развёртывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности; 3) имеет разнообразные игровые замыслы; активно создаёт предметную обстановку «под замысел» ; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.

Слайд 10

В пособии Н.П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» представлены новые технологии социализации ребёнка-дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Слайд 11

Технология «Клубный час» Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства . «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга. Типы «Клубного часа»: «Свободный» клубный час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам. «Тематический» клубный час, который включен в ситуацию месяца. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт». «Деятельностный» клубный час, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Слайд 12

«Ежедневный рефлексивный круг» Это технология, позволяющая стимулировать речевую интенцию дошкольников, способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать свои предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

Слайд 13

Технология «Ситуация месяца» Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. Технология «Ситуации месяца » предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения . Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность; учить детей ориентироваться в пространстве и времени; воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; формировать умение проявлять инициативу; формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

Слайд 14

Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»: по завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Например , итогом ситуации «Осень, осень в гости просим» можно провести мероприятие «Осенняя сказка», а у ситуации «Моя семья», как правило, бывает совместное мероприятие с семьей.

Слайд 15

Технология «Социальные акции» Цель: консолидацию (объединение) усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. Задача: привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Условия организации социальной акции: Соблюдение принципа добровольности, проявлении заинтересованности самих воспитателей, доступности детям смысла акции. Акция должна быть доведена до практического конца, а дети, родители и воспитатели должны получить удовлетворение от её проведения.

Слайд 16

« Волшебный телефон» «Волшебный телефон» – это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.

Слайд 17

Технология «Проблемная педагогическая ситуация» Проблемная педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса. Она может возникать стихийно или быть организована специально. Цель - самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, извлечь уроки из собственного поведения. Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Слайд 18

«Дети-волонтеры» Технология позволяет решать следующие задачи: -Развивается навык общения в разновозрастном коллективе; -Создается такая ситуация развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде; - Развивается самостоятельность и ответственность. Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Слайд 19

Технология «Включения родителей в образовательный процесс» Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель»: -Недоверие к детскому саду; -Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации; -Страх родителей потерять контроль над своим ребенком; -Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду; -Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду; -Неадекватное донесение информации до родителей; -Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу. Методы разрешения конфликтов «Родитель – воспитатель» и пути сотрудничества семьи и ДОО: -Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества; -Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта; -Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов; -Обращение с любой просьбой к родителям через детей; -Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе; -Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.

Слайд 20

Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребенку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп . Эта технология не вошла в книгу. Автор приступил к ее разработке. Она создана по вдохновению от прочтения книг А.Фабер и Э.Мазлеш .

Слайд 21

Преимущества данных технологий: 1.Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! 2.У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. 3.Воспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. 4.Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.

Слайд 22

Спасибо за внимание.