Консультация для педагогов Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности
консультация

Морланг Светлана Евгеньевна

Консультация для педагогов "Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

                                                         

Консультация для педагогов

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности

                                                     

                                                     

Разработчики:                                                      

                                                             Морланг Светлана Евгеньевна

                                                                                          Воспитатель первой квалификационной категории

Медведева Ирина Игоревна                                                                                          Воспитатель первой

квалификационной категории

2024 г. Алтайское

Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию по теме «Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности». Для начала рассмотрим термины, использующиеся в данном разделе.

Что же такое Инициатива – это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

    Самостоятельность  – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

         В Федеральной Образовательной Программе Дошкольного Образования имеется раздел «Способы и направления поддержки детской инициативы» сейчас мы его рассмотрим:        

Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление у ребенка возможности исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка ДОО, как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.

Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок приходит в детский сад, и вторая половина дня.

Любая деятельность ребенка в детском саду может протекать в форме самостоятельной и инициативной, например:

  • свободные сюжетно-ролевые (дочки матери), театрализованные (игра по сказкам), режиссерские игры Что такое режиссерская игра коллеги? (игры с игрушками: зоопарк);  
  • игры-импровизации А что это за игра? (игра детей по воображению) и музыкальные игры; (Я певица)
  • речевые и словесные игры (узнавать предмет по описанию «Узнай предмет по описанию»), игры с буквами, слогами, звуками; (назови слово)
  • логические игры, Какие игры на логику?(Мазайка, пазлы развивать логическое мышление) развивающие игры математического содержания;(больше - меньше)
  • самостоятельная деятельность в книжном уголке; (рассматривание книг и альбомов)
  • самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
  • самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.

Для поддержки детской инициативы педагог должен:

  1. Уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы. (Какого цвета кубик? Кем работает твой папа?  Направлять и задавать вопросы)
  2. Организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности. (любая деятельность ребенка может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности: труд, рисование ,лепка, игра и тд., «Полей герань» ребенок использует свои знания полученные ранее, усложняем в соответствии с возрастом)
  3. Расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно; уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов.
  4. Поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки (ты так красиво нарисовал), одобрения (здорово у тебя очень хорошо получилось), похвалы (ты такой молодец).
  5. Создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата. (подвижные игры «У медведя во бору» развитие двигательной активности координации.)
  6. Поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата. (у нас сегодня не получилось, но мы еще потренируемся и обязательно получится, )
  7. Внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае. (Что для этого нужно сделать: намекнуть, посоветовать, а как бы ты сделал?)
  8. Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения. (какой замечательный рисунок ты нарисовал, как красиво ты сегодня танцивал)

Возрастные особенности детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать педагогу при поддержке детской инициативы

Возрастные особенности детей и содержание деятельности педагога

3-4 года

У ребенка активно проявляется потребность в общении со взрослым, он стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир, узнать об интересующих его действиях, сведениях. Поэтому ребенок задает различного рода вопросы. Важно поддерживать это стремление ребенка, поощрять познавательную активность детей младшего дошкольного возраста, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребенка наблюдать, сравнивать предметы, исследовать их свойства и качества. Педагогу важно проявлять внимание к детским вопросам, создавать ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно искать решения возникающих проблем, осуществлять деятельностные пробы.

При проектировании режима дня педагог должен уделять особое внимание организации вариативных активностей детей, чтобы ребенок получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, в экспериментах, в рисовании, в общении, в творчестве (имитации, танцевальные импровизации и тому подобное), в двигательной деятельности.

4-5 лет

С четырех-пяти лет у детей наблюдается высокая активность. Данная потребность ребенка является ключевым условием для развития самостоятельности во всех сферах его жизни и деятельности. Педагогу важно обращать особое внимание на освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности.

Педагогу следует намеренно насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы. Всегда необходимо доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам, быть готовым стать партнером в обсуждении, поддерживать и направлять детскую познавательную активность, уделять особое внимание доверительному общению с ребенком.

В течение дня педагог должен создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, желание совместно искать верное решение проблемы. Такая планомерная деятельность способствует развитию у ребенка умения решать возникающие перед ними задачи, что способствует формированию самостоятельности и уверенности в себе.

Педагог должен стремиться создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы. Это могут быть ситуации волонтерской направленности: взаимной поддержки, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам.

Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора свободной деятельности, поэтому атрибуты и оборудование для детских видов деятельности должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися (смена примерно раз в два месяца).

5-7 лет

Дети в этом возрасте имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых. Поэтому педагогу важно обратить внимание на те педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество. Для этого педагогу нужно создавать ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он должен регулярно поощрять стремление к самостоятельности, стараться определять для детей все более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю; постоянно поддерживать желание преодолевать трудности и поощрять ребенка за стремление к таким действиям, нацеливать на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.

Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуется использовать ряд способов и приемов:

  1. Не следует сразу помогать ребенку, если он испытывает затруднения в решении задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребенку, педагог сначала стремится к её минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
  2. У ребенка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи; поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях; одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
  3. Особое внимание педагог уделяет общению с ребенком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребенка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребенком. Важно уделять внимание ребенку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании; активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
  4. Педагог может акцентировать внимание на освоении ребенком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
  5. Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи или проблемы привлекает ребенка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
  6. Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребенка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ “АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2” ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА (Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2») Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности Разработчики: Медведева И.И. Морланг С.Е.

Слайд 2

Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

Слайд 3

Формы самостоятельной деятельности и инициатива ребенка в детском

Слайд 4

Формы самостоятельной деятельности и инициатива ребенка в детском

Слайд 5

Для поддержки детской инициативы педагог должен:

Слайд 8

3-4 года Возрастные особенности детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать педагогу при поддержке детской инициативы Особенности возраста Педагог П отребность в общении со взрослым Познать окружающий мир Наблюдать, сравнивать предметы, исследовать их свойства и качества Поддерживать стремление ребенка, Поощрять познавательную активность Проявлять внимание к детским вопросам Создавать ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно искать решения возникающих проблем Осуществлять деятельностные пробы Уделять особое внимание организации вариативных активностей

Слайд 9

4-5 лет Особенности возраста Педагог Высокая активность Развития самостоятельности во всех сферах его жизни и деятельности Способствует формированию самостоятельности и уверенности в себе. Обращать внимание на освоение разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности. Следует намеренно насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями Необходимо доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам Быть готовым стать партнером в обсуждении, поддерживать и направлять детскую познавательную активность Уделять особое внимание доверительному общению с ребенком. Создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, желание совместно искать верное решение проблемы.

Слайд 10

5-7 лет Особенности возраста Педагог Яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых Развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество Создавать ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач Поощрять стремление к самостоятельности, стараться определять более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю; Постоянно поддерживать желание преодолевать трудности и поощрять ребенка за стремление к таким действиям Нацеливать на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.

Слайд 11

Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуется использовать ряд способов и приемов:

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников

Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Публикация. Тема: "Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности"

Важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду является собственный интерес к игре, рисованию, конструированию и самостоятельной деятельности....

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...