«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников. Способы и направления поддержки детской инициативы»
консультация на тему

Темирова-Скорходова Ольга Александровна

        Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое здоровье детей. Давление образовательных достижений, приоритет обучающих занятий, программирование свободного времени в ДОО, постоянный контроль не оставляют возможностей для проявления инициативы, самостоятельности, креативности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников. Способы и направления поддержки детской инициативы»

Создание  эмоционального благополучия дошкольника

Подготовила

Педагог-психолог

Темирова-Скороходова О.А.

Городской округ город Выкса

2016 год

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.  Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.  Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует,  все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Макаренко А. С.

        Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое здоровье детей. Давление образовательных достижений, приоритет обучающих занятий, программирование свободного времени в ДОО, постоянный контроль не оставляют возможностей для проявления инициативы, самостоятельности, креативности дошкольников. Традиционные виды детской деятельности, такие как рисование, конструирование, игра, либо принимают форму «обучения на занятиях», либо сами существенно изменяются в сторону «дидактизации». Особенно это касается игры, которая все более подменятся игровыми формами обучения.

В современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчеркивается, но преимущественно как сугубо дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Она подменяется игровыми методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью, а средством обучения: дети соревнуются, кто больше придумает слов на букву «В»; разыгрывая сказку учатся правильно прыгать. Все это называется игрой , а точнее – игровыми средствами обучения. Но нужно помнить, что игра –это прежде все свободная активность, лишенная принуждении яи контроля со стороны взрослых. (слайд №2) Взрослые не должны руководить ею, запрещать или прерывать. Они могут только наблюдать, участвовать в ней на равнее с детьми или помогать по их просьбе. Играя является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей деятельности, воплощение своего замысла и в конечном счете себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и эмоционального благополучия.

В отличие от этого использование игровых средств обучения предполагает только инициативу  взрослого и его прямое руководство. Ребенок выполняет иснтруции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям. Все это никак не ведет к развитию его инициативности, самостоятельности и в конечном счете развитию личности. Он чувствует себя ведомым, управляемым, но не самостоятельным субъектом своей деятельности.

Отсутствие свободной игры и других видов детской деятельности уже сейчас приводит к тревожным последствиям. Наблюдается снижение интереса и любознательности, дети перестали задавать вопросы (поскольку им постоянно преждевременно дают ответы), они не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим, отказываются от усилий (все чаще наблюдаются явления так называемой «выученной беспомощности»). Выученная беспомощность-это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько не старайся, все равно без толку») (слайд №3).

Сложившаяся ситуация в дошкольном образовании ставит определенные задачи, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Основная сверхзадача ФГОС ДО – создание условий для полноценного проживания дошкольного детства и утверждение его самоценности. Главная целевая установка ФГОС ДО – ориентация на свободу, инициативность и самостоятельность для всех участников образовательных отношений (слайд №4). Во ФГОС ДО сформулированы требования к психолого - педагогичесим условиям, среди которых – поддержка инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности. Такая позиция отражает уважение педагогов к достоинству воспитанников, обеспечивает поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях. Особая роль здесь отводится предоставлению возможности выбора. Это приучает ребенка принимать решение в масштабах его детской жизни и, соответственно, нести за них ответственность (слайд №5).

Необходимым условием для проявления инициативы детей является эмоциональный комфорт ребенка, который во многом зависит от контакта с воспитателем. Среди требований к компетентности педагога – способность обеспечивать эмоциональную поддержку каждого воспитанника; умение создавать условия для позитивных отношений между детьми. Многое зависит от модели педагогического воздействия, который использует педагог (слайд №6). Выделяют учебно-дисциплинарную модель, взросло-детскую (партнерская) и предметно-средовая модели (слайды №7-8). Какую же модель выбрать? (слайд №9). Только гармоничное сочетание  в программе трех подходов позволяет осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать интеллектуальное и творческое развитие детей; организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для проявления детской инициативы и творческого процесса.

Поддержка инициативы не означает устранение педагога от детей и о от педагогического процесса. Воспитатель должен не руководить, не давать инструкции, а оказывать недирективную помощь в свободной игре детей, стимулировать их самостоятельность и активность в разных видах деятельности. Для этого воспитатель должен владеть способами поддержки детской инициативы. Для каждого возраста существуют соответствующие сферы инициативы, исходя из этого, для каждой возрастной группы определены свои способы поддержки инициативы воспитанников. Выбирая способ поддержания инициативы, можно опираться на следующую схему (слайд №10).           

Способы поддержания детской инициативы, исходя из возрастной группы:

2-3 года (слайд №11)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
  • для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
  • содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

3-4 года (слайд№12)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
  • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

4-5- лет (слайд №13)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
  • при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
  • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
  • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

5-6 лет (слайд №14)

 Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет (слайд №15)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

 Для проявления детьми инициативности и самостоятельности необходимо использовать разнообразные формы  работы с воспитанниками и виды деятельности, благодаря которым  создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей (слайд №16).

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской  инициативы является групповой сбор (слайд №17).

Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора:

  • формировать доброжелательные отношения между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
  • формировать мотивацию к предстоящей деятельности;
  • представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
  • осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались.  Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться  вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько. Целесообразно проводить:

-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий — после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Проектная деятельность (слайд №18)

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи. Например,при обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать для мамы открытку. Другой поддержал его идею, добавив, что еще можно нарисовать открытку для сестры. С точки зрения взрослого, озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что еще никто не предлагал открытку для сестры. В этом случае педагог получает несколько преимуществ: во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно задаться вопросом, чем различаются открытки для мамы и сестры, а ведь можно еще вспомнить о бабушках, воспитателях и т. д.), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже предложит какой-то вариант замысла. Общая рекомендация заключается в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно буквально повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений (слайд №19).

 

Источник:

  1. http://do.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29330
  • Вебинар «Реализация индивидуального подхода в системе дошкольного образования». А.Е. Попова методист издательства «Просвещение»
  • Вебинар «Работаем по ФГОС дошкольного образования. Современные образовательные технологии. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования». Т.И. Лобанова, ведущий методист редакции дошкольного образовательного центра начального образования издательства «Просвещение».
  1. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №9,2015
  2. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Педагогика, 2006.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3 –е издю, испр. И дор. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

«Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия дошкольников. Способы и направления поддержки детской инициативы»

Создание  эмоционального благополучия дошкольника

Подготовила

Педагог-психолог

Темирова-Скороходова О.А.

Городской округ город Выкса

2016 год

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.  Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.  Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует,  все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Макаренко А. С.

        Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое благополучие и психическое здоровье детей. Давление образовательных достижений, приоритет обучающих занятий, программирование свободного времени в ДОО, постоянный контроль не оставляют возможностей для проявления инициативы, самостоятельности, креативности дошкольников. Традиционные виды детской деятельности, такие как рисование, конструирование, игра, либо принимают форму «обучения на занятиях», либо сами существенно изменяются в сторону «дидактизации». Особенно это касается игры, которая все более подменятся игровыми формами обучения.

В современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчеркивается, но преимущественно как сугубо дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Она подменяется игровыми методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью, а средством обучения: дети соревнуются, кто больше придумает слов на букву «В»; разыгрывая сказку учатся правильно прыгать. Все это называется игрой , а точнее – игровыми средствами обучения. Но нужно помнить, что игра –это прежде все свободная активность, лишенная принуждении яи контроля со стороны взрослых. (слайд №2) Взрослые не должны руководить ею, запрещать или прерывать. Они могут только наблюдать, участвовать в ней на равнее с детьми или помогать по их просьбе. Играя является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей деятельности, воплощение своего замысла и в конечном счете себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и эмоционального благополучия.

В отличие от этого использование игровых средств обучения предполагает только инициативу  взрослого и его прямое руководство. Ребенок выполняет иснтруции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям. Все это никак не ведет к развитию его инициативности, самостоятельности и в конечном счете развитию личности. Он чувствует себя ведомым, управляемым, но не самостоятельным субъектом своей деятельности.

Отсутствие свободной игры и других видов детской деятельности уже сейчас приводит к тревожным последствиям. Наблюдается снижение интереса и любознательности, дети перестали задавать вопросы (поскольку им постоянно преждевременно дают ответы), они не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим, отказываются от усилий (все чаще наблюдаются явления так называемой «выученной беспомощности»). Выученная беспомощность-это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько не старайся, все равно без толку») (слайд №3).

Сложившаяся ситуация в дошкольном образовании ставит определенные задачи, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Основная сверхзадача ФГОС ДО – создание условий для полноценного проживания дошкольного детства и утверждение его самоценности. Главная целевая установка ФГОС ДО – ориентация на свободу, инициативность и самостоятельность для всех участников образовательных отношений (слайд №4). Во ФГОС ДО сформулированы требования к психолого - педагогичесим условиям, среди которых – поддержка инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности. Такая позиция отражает уважение педагогов к достоинству воспитанников, обеспечивает поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях. Особая роль здесь отводится предоставлению возможности выбора. Это приучает ребенка принимать решение в масштабах его детской жизни и, соответственно, нести за них ответственность (слайд №5).

Необходимым условием для проявления инициативы детей является эмоциональный комфорт ребенка, который во многом зависит от контакта с воспитателем. Среди требований к компетентности педагога – способность обеспечивать эмоциональную поддержку каждого воспитанника; умение создавать условия для позитивных отношений между детьми. Многое зависит от модели педагогического воздействия, который использует педагог (слайд №6). Выделяют учебно-дисциплинарную модель, взросло-детскую (партнерская) и предметно-средовая модели (слайды №7-8). Какую же модель выбрать? (слайд №9). Только гармоничное сочетание  в программе трех подходов позволяет осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать интеллектуальное и творческое развитие детей; организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для проявления детской инициативы и творческого процесса.

Поддержка инициативы не означает устранение педагога от детей и о от педагогического процесса. Воспитатель должен не руководить, не давать инструкции, а оказывать недирективную помощь в свободной игре детей, стимулировать их самостоятельность и активность в разных видах деятельности. Для этого воспитатель должен владеть способами поддержки детской инициативы. Для каждого возраста существуют соответствующие сферы инициативы, исходя из этого, для каждой возрастной группы определены свои способы поддержки инициативы воспитанников. Выбирая способ поддержания инициативы, можно опираться на следующую схему (слайд №10).           

Способы поддержания детской инициативы, исходя из возрастной группы:

2-3 года (слайд №11)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
  • для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
  • содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

3-4 года (слайд№12)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
  • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

4-5- лет (слайд №13)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
  • при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
  • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
  • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

5-6 лет (слайд №14)

 Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет (слайд №15)

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

 Для проявления детьми инициативности и самостоятельности необходимо использовать разнообразные формы  работы с воспитанниками и виды деятельности, благодаря которым  создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей (слайд №16).

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской  инициативы является групповой сбор (слайд №17).

Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора:

  • формировать доброжелательные отношения между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
  • формировать мотивацию к предстоящей деятельности;
  • представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
  • осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались.  Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться  вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько. Целесообразно проводить:

-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой утренний сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий — после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Проектная деятельность (слайд №18)

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи. Например,при обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать для мамы открытку. Другой поддержал его идею, добавив, что еще можно нарисовать открытку для сестры. С точки зрения взрослого, озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что еще никто не предлагал открытку для сестры. В этом случае педагог получает несколько преимуществ: во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно задаться вопросом, чем различаются открытки для мамы и сестры, а ведь можно еще вспомнить о бабушках, воспитателях и т. д.), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже предложит какой-то вариант замысла. Общая рекомендация заключается в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно буквально повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений (слайд №19).

 

Источник:

  1. http://do.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29330
  • Вебинар «Реализация индивидуального подхода в системе дошкольного образования». А.Е. Попова методист издательства «Просвещение»
  • Вебинар «Работаем по ФГОС дошкольного образования. Современные образовательные технологии. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования». Т.И. Лобанова, ведущий методист редакции дошкольного образовательного центра начального образования издательства «Просвещение».
  1. Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №9,2015
  2. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Педагогика, 2006.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3 –е издю, испр. И дор. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.