Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по поддержке детской инициативы и самостоятельности в условиях региональной инновационной площадки детского сада
статья

Шеленок Ольга Анатольевна

Опыт работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_shelenok_o.a.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по поддержке детской инициативы и самостоятельности в условиях региональной инновационной площадки детского сада

Шеленок Ольга Анатольевна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 225» г. Саратов

                В настоящее время большое внимание уделяется таким вопросам дошкольного образования: обеспечение качества содержания образования через                                           внедрение образовательных технологий.

                В нашем детском саду второй год функционирует региональная инновационная площадка по теме: «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

Педагоги должны хорошо ориентироваться в основных положениях стандарта дошкольного образования.

        ФГОС дошкольного образования о поддержке детской инициативы:

        Пункт 1.4. Основные принципы дошкольного образования:

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

        Пункт 1.6. Задачи, на решение которых направлен Стандарт:

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,  интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

        Пункт 2.4. Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей

        Пункт 2.11.2. В содержательном разделе Программы

должны быть представлены:

б) способы и направления поддержки детской инициативы

        Пункт 3.2.1. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

        Пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда

– одно из средств поддержки детской инициативы:

«Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников…

• возможность самовыражения детей»

        Пункт 4.6. Целевые ориентиры, которые ставит ФГОС на этапе

завершения дошкольного образования:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности …

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями …;

склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет …;

ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

        Пункт 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (компетенции воспитателя)

2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

                

              Разрабатывая Программу РИП, мы поставили  перед собой следующие задачи:

- Вдумчиво подойти к осуществлению Плана реализации региональной инновационной площадки, с желанием и аккуратностью выполнять работу на каждом этапе инновационного проекта.

- Своевременно выявлять проблемы и риски принимать соответствующие решения.

        Наряду опубликованным опытом детских садов по данной теме мы апробировали разные методы, приемы, способы поддержки детской инициативы и самостоятельности. Представляем перечень, используемых нами технологий, которые мы считаем действительно результативными и интересными детям и педагогам:

- Педагогическая технология Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ»  

- Свободная самостоятельная игра

- Самостоятельная деятельность детей  в Центрах активности (Создание маршрута занятости в  Центрах активности)

-  «Развивающая стена»

- Утренний групповой круг  /  Групповой сбор

- Совместное планирование – способ «культурного продавливания» /  

  Методика  «Модель трех вопросов»

- Ритуал планирования самостоятельной деятельности

- «Экран желаний»

- Модифицированная таблица «Системный оператор»

- Карта выбора занятий / морфотаблица

- Итоговый (вечерний) круг / итоговый групповой круг / Рефлексивный круг

- «Метод проектов»

- Детские  конференции

- Детские общественные советы (ООП ДО «Вдохновение»)

- Технология «Ситуация» (ООП ДО «Мир открытий»)

- Квест и др.

        К нeдиpeктивным методам взаимодействия можно отнести: диалог c ребёнком, беседу на основе активного  слушания.

        Нами эффективно используется «развивающая среда».

        Обращаем внимание, как правильно организовать самостоятельную деятельность детей на развивающей стене?

• Не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития. 

• Наблюдать, а не вмешиваться в деятельность ребенка даже с целью поощрения. 

• Не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению. 

• Не регламентировать деятельность ребенка. 

• Не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.

Организовать процесс планирования образовательной деятельности сложно, но еще сложнее проконтролировать.

        Рекомендации педагогам:

В планировании обязательно отражать использование способов поддержки детской инициативы и самостоятельности

(выбор удобной формы перспективного и календарного планирования)

- проблемно-игровые вопросы и задания

- заполнения рабочих тетрадей, дневников, дневников наблюдений

- проблемные ситуации

- специальные ситуации общения

- самостоятельная деятельность по выбору и интересам

Педагогическая диагностика осуществляется воспитателям групп через наблюдения за деятельностью детей по следующим показателям развития детской инициативы и самостоятельности:

- способность ребенка самостоятельно организовать свое рабочее

место,

- способность ребенка самостоятельно выбрать дело и довести его до конца,

- способность ребенка предлагать варианты решений в процессе деятельности,

- способность ребенка активно слушать и воспринимать информацию из вне,

- способность ребенка оказать помощь соседу

Формы записи педагогических наблюдений могут быть следующие:

  • Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки.
  • Повествовательные или дневниковые заметки
  • Дневниковые записи ребенка
  • Карта (лист) наблюдения
  • Портфолио
  • Интервью и беседы с детьми, Открытые вопросы
  • Листы самоанализа

Результатом инновационной деятельности в рамках региональной инновационной площадки на тему «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста» являются методические разработки педагогов учреждения: сценарные планы по проведению «утреннего круга», «вечернего круга», «клубного часа» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»

Да, речью  и умением выражать свои мысли наделен только человек.И русский язык один из богатейших языков в мире. Богат он своей лексикой, средствами выразительности, самобытен и многогранен...

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в условиях семьи.

 Большинство детей добрые и отзывчивые по своей природе. Уже в возрасте 3-4 лет, ребенок считает себя достаточно самостоятельным и «взрослым» и готов выполнять самые разные пор...

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»

Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...