Поддержка детской инициативы и самостоятельности в условиях семьи.
статья на тему

   Большинство детей добрые и отзывчивые по своей природе. Уже в возрасте 3-4 лет, ребенок считает себя достаточно самостоятельным и «взрослым» и готов выполнять самые разные поручения и дела. Что примечательно, это совершенно бескорыстный позыв, за собственную помощь малыш готов получить только похвалу.  Предложите ребенку время от времени оглядываться вокруг себя и задаваться вопросом: «Кому и чем я могу помочь?».  Даже ребенок 3 лет  может донести тарелку после еды, взять на себя часть домашней работы или поучаствовать в уборке своей комнаты. Помощь может потребоваться бабушке, найти ее очки или принести воды, покормить домашних животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в условиях семьи. «Мешочек добрых дел».

   Большинство детей добрые и отзывчивые по своей природе. Уже в возрасте 3-4 лет, ребенок считает себя достаточно самостоятельным и «взрослым» и готов выполнять самые разные поручения и дела. Что примечательно, это совершенно бескорыстный позыв, за собственную помощь малыш готов получить только похвалу.  Предложите ребенку время от времени оглядываться вокруг себя и задаваться вопросом: «Кому и чем я могу помочь?».  Даже ребенок 3 лет  может донести тарелку после еды, взять на себя часть домашней работы или поучаствовать в уборке своей комнаты. Помощь может потребоваться бабушке, найти ее очки или принести воды, покормить домашних животных.

    Для повышения положительной самооценки ребенка, можно предложить ребенку «мешочек добрых дел». Эта идея принадлежит одному замечательному педагогу - психологу  Ш.А. Амонашвили. Это, действительно, должен быть настоящий мешочек (вы можете сшить его вместе с ребенком и украсить вышивкой или аппликацией).  Яркий мешочек нужно повесить на видном месте в доме. Уже 2- 3 летний малыш вполне способен понять, что есть плохие и хорошие поступки. И, наверняка, вы не раз говорили об этом. Но одних слов с детьми бывает недостаточно. «Мешочек добрых дел» поможет вам провести незабываемый наглядный урок. Положите рядом с мешочком цветные камешки, или крупные пуговицы, или кубики, или бусины. Помыл малыш свою чашку (пусть даже и разбил, но ведь - помыл!) - положите вместе с ним в мешочек светлую пуговицу; пожалел на улице собачку - еще одну. А если, например, обидел мальчика во дворе или не убрал за собой игрушки - в мешочек опускается темная пуговица. И обязательно объясняйте ребенку, почему какой-то поступок считается хорошим, а какой - нет. Если он спорит с вами, не соглашается - выслушайте его точку зрения, выскажите свою, ведь в этом моменте крайне важно не диктовать что-то, а прийти к соглашению, чтобы ребенок вас, действительно, понял.

    Итоги заполнения «мешочка добрых дел» хорошо подводить в конце недели всей семьей. Высыпанные на всеобщее обозрение цветные пуговицы будут выглядеть весьма красноречиво и без долгих педагогических разборок, стоит только подсчитать количество темных и светлых пуговиц, камешков или кубиков.

     Хвалить ли ребенка за добрые дела?

Несомненно, ребенок должен чувствовать, что добрые поступки – это правильно. Но лучше хвалить не сам поступок, а характер ребенка. Вместо того чтобы сказать: «Как хорошо ты это сделал!», действеннее будет: «Ты большой молодец, ты очень добрый!». Таким образом, у ребенка формируется великодушие как черта характера, если поступки становятся отражением нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...

ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».

материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО....