Главные вкладки

    Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.
    статья по окружающему миру на тему

    Дейнеко Ольга Викторовна

    Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развития дошкольников, используя деловую игру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл delovaya_igra.docx26.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры


    Цель: выявить эффективность психолого-педагогического воздействия, с целью развития детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации Образовательной программы.

    Деловая игра

    «Экология рядом с нами»

    Цели:

    • дать практическую направленность экологическим знаниям педагогов;
    • развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;
    • совершенствовать проведение образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

            Все педагоги рассаживаются за три стола, разделяясь тем самым на 3 команды: 1 - кленовый лист, 2 - дубовый лист, 3 – берёзовый лист. За правильные ответы получают соответствующий лист.

    а) Вводное слово.

            Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

    Мне не унять метели,

    Не растопить снега,

    Но чтобы птицы пели —

    Это в моих руках.

    В. Солоухин

    Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

            Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. Цель экологического образования – познание и формирование бережного отношения к природе, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

    1. Часть – разминка.

    Задание 1.  В чём заключается содержание понятия  «Природа»?

    Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

    Природа — источник красоты. Она прекрасна во все времена. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою бесконечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок — нежный, маленький подарок грядущей весны.

    Природа — источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств. Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей.

    Природа – источник здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха — прекрасное закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний. Все это — целебный источник здоровья.

            Вывод: Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

    - А теперь мы немного проверим ваши знания о природе.

    Задание 2.  Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

    Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

    1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

    2. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

    3. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

    4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

    5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

    6. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

    Выступление воспитателя на тему «Использование проектной технологии в экологическом развитии дошкольников».

    2 часть. Презентация экологических пособий и дидактических игр «Домашнее задание» (воспитатели представляют 1 дидактическую игру по экологии своей возрастной группы).

    Задание 3. Выбери  лучшую экологическую игру из представленных педагогами.  Игра принесёт дополнительные баллы команде.

    Задание 4.  Игра «Эти забавные животные»

    • Книга рекордов природы.
    • Самый длинный язык у….(хамелеона)
    • Самые умные животные … (дельфины)
    • Самое сильное обоняние у …(бабочки)
    • Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)
    • Лучше всех слышит … (сова)
    • Быстрее всех летает … (стриж)
    • Самый зоркий … (беркут)  
    • Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
    • Самые зубастые … (акулы)
    • Чемпион по глотанию… (удав)
    • Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)
    • Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.
    • Финвал – сельдяной кит
    • Фенек – пустынная лиса
    • Калан – камчатский бобер
    • Сервал – кошка из Африки
    • Кожан – летучая мышь
    • Игрунка – маленькая обезьянка
    • Бородавочник – кабан
    • Кабарга – олень
    • Афалина – дельфин
    • Пищуха - заяц
    • Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
    • Пескарь – живет в песке
    • Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
    • Синица – поет «зинь – зинь»
    • Кулик – кричит «куик»
    • Стрекоза - стрекочет
    • Щегол – денди, щеголь
    • Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
    • Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
    • Волк – тащит добычу волоком
    • Насекомое – насечки на туловище

    Выступление воспитателя на тему: «Детское экспериментирование – окно в науку»

    Задание 5.  Творческое задание.

    Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

    1 команда  -        Весна красна цветами, а осень – снопами..

    2 команда  -        Готовь сани летом, а телегу зимой.

    3 команда  -        Береги нос в сильный мороз

    Выступление воспитателя на тему «Формирование у детей познавательной активности с помощью восприятия произведений живописи»

    Задание 6.   «Угадай картину»

    Картина находится за занавесом. Ведущий включает аудиозапись стихотворения, содержащее описание сюжета картины. Участники отгадывают, что изображено на картине, затем картина открывается ведущий и называет художника и название картины. Далее участникам предлагается открыть красивые коробочки, в которых находятся разные предметы  с помощью которых нужно придумать обновление содержания увиденного на картине.

    Задание 7.   «Составь вопросник» по картине  Игоря Грабаря  «Февральская лазурь»

    Подведение итогов:

    Команды считают осенние листочки-оценки, полученные за правильные ответы.  В ходе игры побеждает тот, у кого больше листочков.


    БЕРЁЗА
    Сергей Есенин

    Белая береза под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром.
    На пушистых ветках снежною каймой
    Распустились кисти белой бахромой.
    И стоит береза в сонной тишине,
    И горят снежинки в золотом огне.
    А заря, лениво, обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром.

    2 задание Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

    Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

    1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

    2. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

    3. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

    4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

    5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

    6. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

    Выступление воспитателя Никитиной Е.Б. на тему «Использование проектной технологии в экологическом  развитии  дошкольников»

    2 часть. Презентация экологических пособий и дидактических игр «Домашнее задание» (воспитатели представляют 1 дидактическую игру по экологии  своей возрастной группы).

    3 задание – выбери лучшую экологическую игру из представленных педагогами.  Игра принесёт дополнительные баллы команде.


    4 задание  -  Игра «Эти забавные животные»

    Книга рекордов природы.

    • Самый длинный язык у….(хамелеона)
    • Самые умные животные … (дельфины)
    • Лучше всех слышит … (сова)
    • Быстрее всех летает … (стриж)
    • Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
    • Самые зубастые … (акулы)

    Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.

    • Фенек – пустынная лиса
    • Бородавочник – кабан
    • Афалина – дельфин

    Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.

    • Синица – поет «зинь – зинь»
    • Щегол – денди, щеголь
    • Волк – тащит добычу волоком

    Выступление воспитателя Пастернак Т.И. на тему: «Детское экспериментирование – окно в науку»

     

    4 задание  Творческое задание.

    Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

    1 команда  -        Весна красна цветами, а осень – снопами..

    2 команда  -        Готовь сани летом, а телегу зимой.

    3 команда  -        Береги нос в сильный мороз


    Природа — источник знаний о мире

    Природа — источник красоты.

    Природа — источник доброты.

    Природа – источник здоровья.

    Природа


    Весна красна цветами, а осень – снопами

    Готовь сани летом, а телегу зимой

    Береги нос в сильный мороз

    Выступление воспитателя Костиной Н.А. на тему «Формирование у детей познавательной активности с помощью восприятия  произведений живописи»

    5  Задание:   «Угадай картину»

    Картина находится за занавесом. Ведущий читает  описание картины или стихотворение  повторяющее содержание картины. Участники отгадывают, что изображено на картине, затем картина открывается ведущий и называет художника и название картины.

    Участникам предлагается открыть коробочки , в которых находятся разные предметы  с помощью которых нужно придумать обновление содержания увиденного.

    6 задание: «Составь вопросник» по картине  Игоря Грабаря  «Февральская лазурь»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников

    Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

    Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

    В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...

    Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

    Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

    Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

    quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...

    «Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

    laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...