Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.
статья по окружающему миру на тему
Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развития дошкольников, используя деловую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры
Цель: выявить эффективность психолого-педагогического воздействия, с целью развития детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации Образовательной программы.
Деловая игра
«Экология рядом с нами»
Цели:
- дать практическую направленность экологическим знаниям педагогов;
- развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;
- совершенствовать проведение образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Все педагоги рассаживаются за три стола, разделяясь тем самым на 3 команды: 1 - кленовый лист, 2 - дубовый лист, 3 – берёзовый лист. За правильные ответы получают соответствующий лист.
а) Вводное слово.
Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.
Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели —
Это в моих руках.
В. Солоухин
Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.
Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. Цель экологического образования – познание и формирование бережного отношения к природе, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
- Часть – разминка.
Задание 1. В чём заключается содержание понятия «Природа»?
Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Природа — источник красоты. Она прекрасна во все времена. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою бесконечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок — нежный, маленький подарок грядущей весны.
Природа — источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств. Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей.
Природа – источник здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха — прекрасное закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний. Все это — целебный источник здоровья.
Вывод: Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
- А теперь мы немного проверим ваши знания о природе.
Задание 2. Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
3. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
6. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Выступление воспитателя на тему «Использование проектной технологии в экологическом развитии дошкольников».
2 часть. Презентация экологических пособий и дидактических игр «Домашнее задание» (воспитатели представляют 1 дидактическую игру по экологии своей возрастной группы).
Задание 3. Выбери лучшую экологическую игру из представленных педагогами. Игра принесёт дополнительные баллы команде.
Задание 4. Игра «Эти забавные животные»
- Книга рекордов природы.
- Самый длинный язык у….(хамелеона)
- Самые умные животные … (дельфины)
- Самое сильное обоняние у …(бабочки)
- Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)
- Лучше всех слышит … (сова)
- Быстрее всех летает … (стриж)
- Самый зоркий … (беркут)
- Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
- Самые зубастые … (акулы)
- Чемпион по глотанию… (удав)
- Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)
- Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.
- Финвал – сельдяной кит
- Фенек – пустынная лиса
- Калан – камчатский бобер
- Сервал – кошка из Африки
- Кожан – летучая мышь
- Игрунка – маленькая обезьянка
- Бородавочник – кабан
- Кабарга – олень
- Афалина – дельфин
- Пищуха - заяц
- Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
- Пескарь – живет в песке
- Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
- Синица – поет «зинь – зинь»
- Кулик – кричит «куик»
- Стрекоза - стрекочет
- Щегол – денди, щеголь
- Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
- Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
- Волк – тащит добычу волоком
- Насекомое – насечки на туловище
Выступление воспитателя на тему: «Детское экспериментирование – окно в науку»
Задание 5. Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1 команда - Весна красна цветами, а осень – снопами..
2 команда - Готовь сани летом, а телегу зимой.
3 команда - Береги нос в сильный мороз
Выступление воспитателя на тему «Формирование у детей познавательной активности с помощью восприятия произведений живописи»
Задание 6. «Угадай картину»
Картина находится за занавесом. Ведущий включает аудиозапись стихотворения, содержащее описание сюжета картины. Участники отгадывают, что изображено на картине, затем картина открывается ведущий и называет художника и название картины. Далее участникам предлагается открыть красивые коробочки, в которых находятся разные предметы с помощью которых нужно придумать обновление содержания увиденного на картине.
Задание 7. «Составь вопросник» по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь»
Подведение итогов:
Команды считают осенние листочки-оценки, полученные за правильные ответы. В ходе игры побеждает тот, у кого больше листочков.
БЕРЁЗА
Сергей Есенин
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
2 задание Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
3. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
6. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Выступление воспитателя Никитиной Е.Б. на тему «Использование проектной технологии в экологическом развитии дошкольников»
2 часть. Презентация экологических пособий и дидактических игр «Домашнее задание» (воспитатели представляют 1 дидактическую игру по экологии своей возрастной группы).
3 задание – выбери лучшую экологическую игру из представленных педагогами. Игра принесёт дополнительные баллы команде.
4 задание - Игра «Эти забавные животные»
Книга рекордов природы.
- Самый длинный язык у….(хамелеона)
- Самые умные животные … (дельфины)
- Лучше всех слышит … (сова)
- Быстрее всех летает … (стриж)
- Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
- Самые зубастые … (акулы)
Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.
- Фенек – пустынная лиса
- Бородавочник – кабан
- Афалина – дельфин
Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
- Синица – поет «зинь – зинь»
- Щегол – денди, щеголь
- Волк – тащит добычу волоком
Выступление воспитателя Пастернак Т.И. на тему: «Детское экспериментирование – окно в науку»
4 задание Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1 команда - Весна красна цветами, а осень – снопами..
2 команда - Готовь сани летом, а телегу зимой.
3 команда - Береги нос в сильный мороз
Природа — источник знаний о мире |
Природа — источник красоты. |
Природа — источник доброты. |
Природа – источник здоровья. |
Природа |
Весна красна цветами, а осень – снопами |
Готовь сани летом, а телегу зимой |
Береги нос в сильный мороз |
Выступление воспитателя Костиной Н.А. на тему «Формирование у детей познавательной активности с помощью восприятия произведений живописи»
5 Задание: «Угадай картину»
Картина находится за занавесом. Ведущий читает описание картины или стихотворение повторяющее содержание картины. Участники отгадывают, что изображено на картине, затем картина открывается ведущий и называет художника и название картины.
Участникам предлагается открыть коробочки , в которых находятся разные предметы с помощью которых нужно придумать обновление содержания увиденного.
6 задание: «Составь вопросник» по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...
Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности
Поддержка детей дошкольного возраста в различных видах деятельности основной принцип дошкольного образования. Поддержка инициативы также является условием, необходимым для создания социальной ситуации...
ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».
материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО....
"Поддержка детской инициативы и самостоятельности младших дошкольников через приобщение к традициям народной культуры."
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок; - говорил В.А.Сухомлинский.Дошкольный возраст - период а...
Педагогический совет «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора»
Педагогическая гостиная....