Педагогический совет «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора»
методическая разработка

Педагогическая гостиная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора»

Форма проведения: Педагогическая гостиная.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в способах поддержки детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора, организации жизни воспитанников ДОУ.

Задачи:

Способствовать личностному становлению дошкольников через создание ситуаций выбора

Развивать        профессиональные        компетенции        педагогов        в        проектировании образовательного процесса.

«Цель воспитания – научить наших детей

обходиться без нас» Эрнест Легуве

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать в нашей педагогической гостиной. Я надеюсь, мы сегодня плодотворно поработаем и получим полезную информацию, которую в дальнейшем будем использовать в работе с детьми. Тема педагогической гостиной «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через создание ситуации выбора».

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Целевые ориентиры, определенные ФГОС:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

Вопросы, на которые сегодня мы постараемся ответить на педагогическом совете:

Что такое «детская инициатива и самостоятельность»?

Как поддержать детскую инициативу и самостоятельность через создание ситуации выбора?

В литературе сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в

«Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании, проектной деятельности. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Игра-ассоциация «Что такое инициатива?»

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребѐнка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Упражнение «Где проявляется инициатива?»

Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)

Варианты ответов:

-исследовательская деятельность,

-коллекционирование,

-игра с правилами,

-уборка игрушек,

-застегивание пуговиц,

-выполняет прямые указания взрослого,

-задание по образцу,

-сюжетно-ролевая игра,

-коммуникативная игра,

-игра – импровизация,

-моделирование,

-просмотр телепередачи.

Упражнение: «Сочини сказку».  Предлагаю поделиться на две команды. Задача каждой команды придумать сюжет истории, используя предлагаемые фразы.

«Мужчина читал газету в троллейбусе…» и заканчивается фразой: « ...поэтому всем было холодно».

 

Упражнение «Инициативная личность».

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности. Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе. Перед вами несколько вариантов ответа. Вам нужно выбрать из них те, которые подходят к определению инициативной личности. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)

произвольность поведения; отсутствие творческого воображения самостоятельность;

замкнутость

развитая эмоционально волевая сфера; инициатива        в        различных        видах деятельности;

стремление к самореализации;


общительность;

боязнь порицания, наказания творческий подход к деятельности; пассивность

высокий        уровень        умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя познавательная активность.

Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также определенной смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребѐнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребѐнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Развитие самостоятельности предусматривает несколько ступеней

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания и помощи взрослых

(моем руки до и после еды; говорим «здравствуйте», «до свидания», «спасибо»,

«пожалуйста»; убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.).

Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены, и ребенок ими пользуется в любой ситуации.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Отставание в развитии самостоятельности и инициативы у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания:

  • излишняя регламентация деятельности,
  • постоянный контроль и опека,
  • преобладание прямых приемов руководства действиями детей,
  • обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; Воспитание самостоятельности и инициативы идет успешно

  • когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы,
  • учит их самостоятельному планированию предстоящей работы,
  • развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

Воспитание        самостоятельности        и        инициативы        -        неотъемлемое        требование сегодняшней        реальности,        и        предполагающее        формирование        целеустремленности,

независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.

Одним из приемов развития инициативы и самостоятельности дошкольников является создание ситуаций выбора.

Что же такое ситуация выбора?

Ситуация выбора – это ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания.

Так, А. Г. Асмолов пишет: «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».

Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пункт ФГОС ДО Характеристика

3.2.1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

3.2.5.2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

3.3.4. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации».

Педагоги создают условия для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности:

предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково- познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко

запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребѐнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Заслушать опыт работы педагогов:

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности, которые необходимо применять в работе воспитателя, следующие:

  1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать (если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые).

В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание того, что за каждое действие приходится отвечать.

  1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
  2. Объем и содержание обязанностей стараться сформулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свой стакан, чтобы помочь Татьяне Николаевне», а не «надо убирать за собой!».
  3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть мультик, раскрасить несколько рисунков или подольше поиграть на улице.
  4. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, попросить его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли

заняться с остальными детьми лепкой, рисованием и т. д. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»

Самостоятельность        ребенка        является        основой        формирования        всех        ключевых компетенций.

Самостоятельность и инициатива – это продукт подчинения взрослым и одновременно собственной инициативе ребенка.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности

–это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

ПРИТЧА

Уважаемые коллеги, в заключении я хотела бы рассказать Вам притчу "Крылья" Амонашвили Шалвы Александровича.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

  • Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
  • Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
  • Верно! – удивился человек.
  • Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

  • Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
  • Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо. Прошли годы. Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

  • Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

  • Меня больше радуют твои перышки...

Решение педсовета:

Педагогам способствовать личностному становлению дошкольников. Поддерживать у детей самостоятельность и инициативность через создание ситуаций выбора.

Педагогам продолжать создавать условия в предметно пространственной развивающей среде для проявления самостоятельности и инициативы у дошкольников.

Использовать        различные        практические        способы        организации        ситуации        выбора дошкольниками средствами игровых технологий.

Формировать познавательную активность в условиях ситуации выбора средствами ИКТ технологий.

Создавать ситуации выбора дошкольниками в решении проблемных ситуаций через проектную деятельность.

Литература

  1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников. М.: 2009.
  3. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983.
  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000.
  5. Федеральный        государственный        образовательный        стандарт        дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»«Расскажи – и я забуду»,Покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму...

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»

Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...