«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему

Биннатова Гунель Асим кызы

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

«Расскажи – и я забуду»,

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

 

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для развития детской инициативности нужно:

1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:

- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

- выбор ребенком сотоварищей;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: 
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

 

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Организация проектов, основанных на детской заинтересованности является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей. Что же способствует личностному развитию человека? Одним из главных условий является поддержка активности личности и развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить проект «Маленькие помощники».

Детей заинтересовал старый вянущий цветок с гниющими и засыхающими листьями в центре «природы». Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?» и вследствие этого определилась проблема: «Что сделать, чтобы помочь растению?». Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё? Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился.

После обсуждения каждого предположения выясняем, что фиалка наша действительно уже старая  и она погибает от старости.

Проблема: что делать? как помочь?

Цель: сохранить растение в группе.

Пути решения: предложения детей: купить другой.

Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.

Проблема: как это сделать?

Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.

Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.

Предложения детей: посадить семечком (семенами), посадить листочки. После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать второй способ.

 Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старой фиалки нижние листочки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)

Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.

-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был.

 Предложения детей:  сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.

Форма работы: рисование черенка в баночке с водой.(заранее нарисовать прозрачные баночки, а дети дорисовывают листок и воду.)

Цель: поддержать интерес к наблюдению.

Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим нашу молодую фиалочку, она может одна заскучать.

Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.

Форма работы: задание на дом:  вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Нарисовать с родителями эти растения.

Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фиалочки.

Форма работы: наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)

Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.

Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение центра природы принесёнными детьми растениями.

Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.

Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наша фиалка и её друзья- цветы не погибли (ухаживать за ними).

Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.

Форма работы: вопросы по определению работы в центре природы на будущее.

Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства( с учетом возрастных особенностей) в центре природы.

-кто хочет помочь нашим цветам, ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо?

-а вы знаете, как правильно это делать?

-чтобы никому не было обидно, ухаживать за цветами будут все по очереди. Дети, чья очередь подошла, будут называться дежурными в центре природы.

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Используемая литература:

Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.:   Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.

Использовала интернет ресурсы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2017g.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

«Расскажи – и я забуду»,

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для развития детской инициативности нужно:

1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:

- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

- выбор ребенком сотоварищей;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: 
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Организация проектов, основанных на детской заинтересованности является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей. Что же способствует личностному развитию человека? Одним из главных условий является поддержка активности личности и развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить проект «Маленькие помощники».

Детей заинтересовал старый вянущий цветок с гниющими и засыхающими листьями в центре «природы». Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?» и вследствие этого определилась проблема: «Что сделать, чтобы помочь растению?». Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё? Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился.

После обсуждения каждого предположения выясняем, что фиалка наша действительно уже старая  и она погибает от старости.

Проблема: что делать? как помочь?

Цель: сохранить растение в группе.

Пути решения: предложения детей: купить другой.

Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.

Проблема: как это сделать?

Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.

Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.

Предложения детей: посадить семечком (семенами), посадить листочки. После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать второй способ.

 Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старой фиалки нижние листочки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)

Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.

-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был.

 Предложения детей:  сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.

Форма работы: рисование черенка в баночке с водой.(заранее нарисовать прозрачные баночки, а дети дорисовывают листок и воду.)

Цель: поддержать интерес к наблюдению.

Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим нашу молодую фиалочку, она может одна заскучать.

Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.

Форма работы: задание на дом:  вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Нарисовать с родителями эти растения.

Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фиалочки.

Форма работы: наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)

Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.

Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение центра природы принесёнными детьми растениями.

Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.

Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наша фиалка и её друзья- цветы не погибли (ухаживать за ними).

Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.

Форма работы: вопросы по определению работы в центре природы на будущее.

Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства( с учетом возрастных особенностей) в центре природы.

-кто хочет помочь нашим цветам, ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо?

-а вы знаете, как правильно это делать?

-чтобы никому не было обидно, ухаживать за цветами будут все по очереди. Дети, чья очередь подошла, будут называться дежурными в центре природы.

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Используемая литература:

Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.:   Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.

Использовала интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных....

Презентация. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности.

Поддерживайте инициативу, собственную активность ребёнка, даже если она кажется неуместнойДля поддержания детской инициативы успешны такие приёмы как: - моделирование ситуаций с участием персонажей; -...

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценногоумственного развития.Игра – это огромное светлоеокно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений,понятий.И...

Семинар-практикум «Развитие детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами....

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности детей

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»

Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...

Презентация: "Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)"

Презентация: "Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)"...