Опыт работы на тему "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольников"
проект на тему

Нагучева Елена Петровна

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_nagucheva.docx111.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Радуга»

муниципального образования Выселковский район

ТЕМА:

Поддержка детской инициативы и самостоятельности

в проектной деятельности дошкольников

Автор опыта:

Нагучева Елена Петровна

ст. Выселки

2016г.

Содержание

1.Целостное описание опыта      

2.Библиографический список        

3 Рецензия на опыт работы      

4.Приложение к опыту:

-    Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста.

- Опорные карты для интервьюирования.

- Лэпбук «Журналист».

- Слайд – презентация «Проект «Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности».

- «Педагогическая мастерская»: «Детский совет».

-   Мастер-класс для педагогов «Технология организации жизнедеятельности детей «План-дело-анализ».

Описание опыта

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности

в проектной деятельности дошкольников»

                                                           

«Если хочешь воспитать

в детях самостоятельность,

смелость ума, вселить в них

радость сотворчества,

то создай такие условия,

чтобы искорки их мыслей

образовывали царство мысли,

дай им возможность почувствовать

себя в нём властелином».

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

История вопроса? (Концептуальные основы опыта)

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно, и динамичнее развитие личности.

Как развивать инициативность ?

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки (смотри "Ошибочка! ").

Формирование самостоятельности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

- бытовой труд (Л. А. Порембская);

- конструктивно-игровая деятельность (Ф. В. Изотова);

- художественная деятельность (Н. А. Ветлугина);

- игра (А. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян и др.).

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление. Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л. С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.

2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

- умение ставить цель деятельности;

- осуществление элементарного планирования деятельности;

- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008).

Мои находки. В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет», поскольку они позволяют реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях.

Что значит участвовать? Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.

Так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей, то культура участия может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой. В этом случае идеи, отвечающие интересам и желаниям детей, являются продуктивными и основательными. Например, участие детей в выборе темы проекта обеспечивает «запуск» познавательных интересов; самоопределение в видах деятельности развивает внутреннюю мотивацию; принятие самостоятельных решений относительно действий и их результатов воспитывает ответственность. Опора на опыт детей – чувственный (сенсорный), эмоциональный, кинестетический, представляет большие возможности для вовлечения детей в живой заинтересованный разговор, который может продолжиться планированием образовательного проекта.

Для разработки проектов, мы использовали одну из форм практикования детей в участии - детский совет. Детский совет - это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия, устанавливаем групповые правила, поддерживаем позитивное расположение духа, проводим разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение, чтение и пр.)

Алгоритм планирования проектной деятельности, основанной на участии:

Этапы планирования

Роль педагога

Вопросы, которые могут быть заданы

Инициирую общее обсуждение на детском совете, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

Выступаю в роли модератора, помогая детям обсуждать, договариваться, делать выбор  и принимать решения

Какое у вас настроение?

У всех ли светлое настроение?

У кого утро доброе?

У кого самые нетерпеливые глаза?

Кто хочет сразу задать вопрос?

Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями, сомнениями)?

О чем можно спросить Иру (воспитательницу, родителей)?

Что бы ты хотел уточнить у …?

Что бы вы могли посоветовать?

Чем нам может помочь эта новость?

Что нового мы узнали о кошке (Тане, зиме и т.п.)?

Что вас порадовало (удивило, огорчило)?

Вовлекаю детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге – в выбор темы образовательного проекта.

Поддерживаю детскую инициативу и креативность, демонстрирую партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Помогаю детям сделать согласованный выбор самостоятельно.

Давайте вместе решим, какую тему мы выберем.

Составляем план

Опрашиваю желающих поделиться своими соображениями о том, что они знают, хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Эти высказывания становятся основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и взрослыми.

Все идеи детей вношу в общий план наравне с идеями взрослых.

Какие интересные дела мы с вами выполним?

Что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться)?

Что ты хочешь сделать?

Когда у тебя появилась эта идея?

Что ты предполагаешь сделать сегодня?

Что ты хочешь узнать, чему научиться?

Какие материалы тебе понадобятся?

Как ты считаешь, тех материалов, которые есть в центре, тебе достаточно?

Какие инструменты тебе могут понадобиться?

С чего ты начнешь?

Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

Как вы распределите работу?

Кто будет ответственным за выполнение этой работы?

Сколько нужно времени, чтобы выполнить весь план?

Реализуем задуманное

Коротко рассказываю о том, что сама предлагаю им.

Планирую вместе с детьми свою деятельность как образец.

Помогаю детям планировать свою деятельность, помня, что у ребенка есть право свободно действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить из них, играть (фиксирую выборы детей).

В течение дня спрашиваю о результатах, успехах и неудачах.

Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до 10.

Подумайте и решите, чем бы вы сами хотели сегодня заниматься?

Андрюша решил построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше?

Что будет через десять минут?

Что будет после первого занятия?

Проводим итоговый совет

Подводим итоги и намечаем перспективы вместе с детьми. Поддерживаю стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами.

Моя задача сделать так, чтобы каждый ребенок испытал чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он непросто играл, он трудился.

Оформляем газету «Радость открытий», предлагаем познакомиться с ней детям других и групп и родителям.

Кто хочет рассказать о своей работе?

О чем нам поведает команда, которая работала в центре науки?

Кто сегодня отчитывается за центр песка и воды?

Какие трудности вы встретили?

Что было самое интересное?

Что тебе удалось сделать сегодня?

Какую часть работы (проекта) ты завершил?

Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана?

Насколько он успешен?

Получилось ли у тебя то, что ты задумал?

Что из задуманного тебе удалось?

Что бы ты хотел завершить и когда?

Что ты решил изменить?

Что легче всего было сделать?

Почему ты использовал эти материалы?

Какие материалы можно еще использовать?

Где и как можно использовать то, что ты сделал (поместить, повесить)?

Какой совет ты дал бы тому, кто решит повторить твой план?

Что вы хотели бы посоветовать тем, кто будет работать в центре науки завтра?

С чего мы начинали?

Рабочей группой детского сада был разработан информационно-образовательный проект «Город мастеров». Данный проект направлен на создание различных игровых модулей (центров активности) по видам детской деятельности.

Мы узнали у детей, какие профессии им интересны, в роли какого специалиста они хотели бы себя попробовать. Оказалось, что наиболее интересны и близки для детей профессии их родителей: журналист, программист, строитель, водитель, тренер, дизайнер, фотограф. Мы рассказали об этом родителям, и вместе с ними решили узнать об этих профессиях как можно больше информации, чтобы затем создать в детском саду центры профессиональной направленности, чтобы все дети могли попробовать себя в разных профессиях.

Первым был реализован проект «Первые шаги в журналистику».

На 1 этапе общими усилиями мы:

- подобрали справочную и художественную литературу, произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки) о труде и профессиях;

- создали книгу «Словарь вежливых слов» (потому что дети посчитали важным, чтобы журналист был вежливым),

- подобрали наглядно-демонстрационный и дидактический материал  по теме «Профессия – журналист»: «Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи», иллюстративный, фотоматериал, сюжетные и предметные картинки,

- создали мини-музей фото и видеоаппаратуры (положили начало Центру журналистики);

- подобрали коммуникативные игры по детской журналистике (оформили картотеку) (см. Приложение к опыту);

- разработали опорные карты для интервьюирования, выбрали лучшие варианты и попросили родителей красиво их оформить и заламинировать, чтобы сделать их практичными («чтобы не рвались…»);

- оформили выставку детских газет и журналов;

- подготовили разнообразный материал для выпуска детской газеты.

На 2-м этапе мы:

- беседовали о журналистике;

- читали детскую художественную и познавательную литературу;

- читали стихи о правилах речевого этикета;

- знакомились с иллюстративным и документальным материалом, фото- и видеоматериалом;

- разрабатывали совместно с родителями мини-проекты на темы «Откуда слово пришло», «Словарь вежливых слов», «Моя любимая книга», «Добрые слова для друга» и др.,

- подготовили атрибуты к игровым ситуациям (блокноты, планшеты, бейджи, командировочные листы, рисунки и надписи, эмблемы для газеты и др.), которые ребята изготавливали в совместной и самостоятельной изобразительной деятельности,

- провели экскурсии по детскому саду в кабинет заведующей, на кухню, в спортивный зал, на пункт охраны, в кабинет педагога-психолога.

На третьем этапе:

- были созданы игровые ситуации в форме творческих командировок: «Интервью у друга», «Интервью у представителя профессии», «Интервью в день рождения», репортаж с места события, «Анонс новой игрушки», верстка газеты «Радуга детства» и др. При этом для интервьюирования дети использовали настоящие аудиосредства (микрофон, диктофон), для подготовки репортажей пользовались видео - и фотоаппаратурой. К этому времени в Центре журналистики появились персональный компьютер и принтер, которые были необходимы для верстки газеты,

- провели телемост «Давайте дружить» с девочкой с ОВЗ, обучающейся дистанционно,

- вместе с детьми выпустили первую газету «Радуга детства» (см. Приложение к опыту).

 По окончании проекта детям были вручены удостоверения юных журналистов, и прошло официальное открытие Центра журналистики, который функционирует по сей день.

Больше всего нашим юным журналистам понравилось выпускать газеты. И мы подумали, как использовать эту инициативу детей? Ответ мы нашли случайно. На одном из итоговых советов дети решили рассказать о своих открытиях по итогам очередного проекта в газете. Идея удалась. Так появилась новая форма подведения итогов проектной деятельности газета «Радуга открытий». Мы поддержали инициативу детей, потому что увидели в данной форме огромный потенциал.

Использование данной формы позволяет:

- подвести итоги,

- дает возможность детям поделиться своими достижениями, открытиями,

- позволяет заразить детей энтузиазмом и вселить в них чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят,

- обеспечивает возможность для формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.

Создавая газету, дети отвечают на вопросы:

- ЧТО МЫ УЗНАЛИ?

- ЧТО МЫ ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАЛИ?

- С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ?

- ЧТО НАМ ПОМОГЛО?

Эти вопросы и являются рубриками газеты, которые заполняются постепенно в течение всего времени работы над проектом на каждом итоговом совете.

На итоговый сбор детей собирает все тот же колокольчик (ритмические хлопки или мелодия). Место проведения – ковер с подушечками, тот самый, откуда стартовал утренний сбор. На итоговый сбор дети приносят все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остаются только те виды работ, которые не перенесут транспортировки, - например, конструкции из крупного материала, постройки из песка.  Это вовсе не означает, что они останутся без внимания всей группы, дети смогут увидеть плоды деятельности «строителей» после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные на ковер. Воспитатель приносит на итоговый совет фотографии детской деятельности, детских работ, сделанные в течение дня.

Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали. В этом помогают вопросы:

C:\Users\Радуга\Pictures\1444629681_3.jpg

- Что нового вы узнали?

- Что было самое интересное?

C:\Users\Радуга\Pictures\ДЛЯ ИНФОГРАФИКИ\Объемные человечки\1-_IetaJffKtBlbMXqAdqViw.jpeg

- Кто хочет рассказать о своей работе?

- О чем нам поведает команда, которая работала в центре науки?

- Что тебе удалось сделать сегодня?

- Какую часть работы (проекта) ты завершил?

- Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана?

- Насколько он успешен?

- Получилось ли у тебя, что ты задумал?

- Что бы ты хотел изменить?

- Почему ты использовал эти материалы?

- Почему ты решил начать работу с …?

- Что вы хотели бы посоветовать тем, кто будет работать в центре науки завтра?

C:\Users\Радуга\Pictures\Creating-a-Personal-Brand.jpg

- Какие трудности вы встретили?

- Что легче всего было сделать?

- Тебе было трудно или легко?

- Какой совет ты дал бы тому, кто решит повторить твой план?

C:\Users\Радуга\Pictures\ДЛЯ ИНФОГРАФИКИ\Объемные человечки\leadership-clip-art-382402.jpg

- Что тебе помогло справиться с трудностями?

В процессе общения мы фиксируем высказывания детей в рубриках газеты, совместно с детьми выбираем и наклеиваем подходящие фотографии, отражающие содержание детской деятельности или ее продукт.

Вот так на итоговом сборе, в форме редакционного совета каждый ребенок может испытать чувство глубокого удовлетворения – его труд является частичкой общего дела, он важен, и отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.

Получившаяся газета вывешивается в доступном месте (чтоб все видели), и помогает рассказать родителям, каким интересным, насыщенным и деятельным был день.

Для чего это нужно?

Мы считаем, что детский совет – то место, время, форма, где самым естественным образом и формируются, и проявляются компетенции и ключевые компетентности. Согласно Свирской Л.В., компетенция – право действовать; компетентность – способность/готовность действовать, достигать результата. Речь идет о следующих ключевых компетентностях:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Ключевые компетентности на

этапе раннего детства

Ребенок проявляет интерес к сверст-никам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в дей-ствия с игрушками и другими пред-метами, стремится проявлять настой-чивость в достижении результата своих действий; использует специфи-ческие, культурно фиксированные предметные действия, знает назначе-ние бытовых предметов (ложки, рас-чески, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простей-шими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятель-ность в бытовом и игровом поведе-нии.

Ребенок владеет активной речью, включенной в общение;

может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предме-тов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появ-ляются игры, в которых ребенок вос-производит действия взрослого;

проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на раз-личные произведения искусства и

культуры.

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (лазанье, бег, пере-шагивание и пр.)

Социальная компетентность: ре-бенок проявляет интерес к сверстни-кам и взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние; включает-ся в решение проблем игрушек (по-жалеть, накормить, уложить спать и пр.).

Деятельностная компетентность: ребенок делает выбор и самостоя-тельно осуществляет действия; реа-лизует задуманное, радуется процес-су и результату.

Коммуникативная компетент-ность: ребенок подражает действиям взрослого, использует речь, мимику и жесты при выражении желаний и чувств; откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.

Информационная компетентность: ребенок проявляет признаки интере-са, любопытства; обращается к взрослому, сверстнику, книге, как источнику информации.

Здоровьесберегающая компетент-ность: ребенок охотно выполняет движения имитационного характера;

участвует в подвижных играх; осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носо-вой платок, расческа и др.); чувству-ет себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает распо-ложение знакомому человеку, пока-зывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко перено-сит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДО.

Целевые ориентиры на этапе за-вершения дошкольного детства

Ключевые компетентности на эта-пе дошкольного детства

Ребенок овладевает основными куль-турными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоя-тельность в разных видах деятельно-сти – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.

Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельно-сти.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопере-живать неудачам и радоваться успе-хам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфлик-ты.

Ребенок обладает установкой поло-жительного отношения к миру, к раз-ным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством соб-ственного достоинства; активно вза-имодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ребенок обладает развитым вообра-жением, которое реализует в разных видах деятельности, и, прежде всего в

игре; ребенок владеет формами и ви-дами игры, различает условную и ре-альную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нор-мам.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использо-вать речь для выражения своих мыс-лей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, мо-жет контролировать свои движения и управлять ими.

ребенок способен к волевым усили-ям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в раз-ных видах деятельности, во взаимо-отношениях со взрослыми и сверст-никами, может соблюдать правила безопасного поведения и личной ги-гиены.

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстни-кам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объясне-ния явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспери-ментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и со-циальном мире, в котором он живет знаком с произведениями детской ли-тературы обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы, естествознания, математики истории и т.п. ребенок способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель-

ности.

Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необ-ходимые средства для её осуществ-ления, определяет последователь-ность действий;

делает выбор и принимает решение;

договаривается о совместных дей-ствиях, работает в группе;

прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, дру-гих).

Социальная компетентность: ре-бенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младши-ми).

Коммуникативная компетент-ность: ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, жела-ния, результаты;

задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

Здоровьесберегающая компетент-ность:

ребёнок осмысленно пользуется предметами личной гигиены; прояв-ляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осозна-ет пользу движений; соблюдает пра-вила безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности, в раз-ных ситуациях; излучает жизнера-достность, уверенность, обнаружива-ет внутренний покой.

Информационная компетентность: ребёнок активно использует и назы-вает источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возмож-ностям, познавательным потребно-стям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет)

Выстраивание, проговаривание, выслушивание планов друг друга, совместное действие по плану, достижение собственных и общих целей, удовольствие от общения – вот где лежит основа всех ключевых компетентностей, содержание которых соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Используемая литература:

Свирская Л.В. Утро радостных встерч. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010г.

Свирская Л.В., Роменская Л.А. ФГОС дошкольного образования. Великий Новгород, 2014г.

Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников"

Творческая работа по теме "Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников"....

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования

Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования...

"Детская инициатива в коллективной творческой деятельности дошкольников образовательного учреждения"

Представляю совместную творческую деятельность педагогов с детьми старшего дошкольного возраста с целью поддержания детской инициативы и самостоятельности. А так же один из вариантов привлечения родит...

Опыт работы по теме «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников».

Опыт моей работы по использованию элементов ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников....

Мастер – класс: «Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»

Мастер – класс:«Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»...