Главные вкладки

    Рабочая программа кружка «Пластилиновая фантазия» (подготовительная группа).
    рабочая программа (подготовительная группа)

    Зыбарева Наталья Викторовна

    Пластилинография

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_kruzhka_podg_gr_10_gr.docx36.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа кружка «Пластилиновая фантазия» (подготовительная группа).

    Пояснительная записка.

    Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

    Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

    Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

    Занятия пластилинографией, представляют большую возможность для развития и обучения детей.

    Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая фантазия». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.

    Актуальность программы.

    Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

    Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

    Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный

    образ, делающий невидимое видимым.

    Цель:

    Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

    Задачи:

    Обучающие:

    • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.• Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

    • Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

    Развивающие:

    • Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

    • Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

    • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

    • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Воспитывающие:

    • Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

    • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

    • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

    • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

    Формы организации.

    • тематические занятия;

    • дидактические игры;

    • творческие занятия;

    • игровые занятия;

    • выставки детских работ;

    • воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;

    • экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала).

    Условия реализации программы.

    • Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.

    • Организация процесса обучения в интересной доступной форме.

    • Наглядность обучения.

    • Наличие инструментов и материалов для работы.

    • Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

    • Мебель по росту детей.

    Ожидаемый результат.

     • Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

    • Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

    • Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

    • Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

    • Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.

    • Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

    • Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

    • Получат навыки совместной работы.

    Форма проведения занятий.

    Кружок проводится в форме творческой мастерской свободного общения.

    Режим занятий.

    Занятия проводятся с детьми подготовительной группы 1 раз в неделю.

    Возраст детей 6 – 7 лет.

    Длительность занятия – 30 минут.

    Календарно-тематический план.

    Наименование темы

    Программное содержание

    Сентябрь 1-2 нед

    Мониторинг

     Выявление уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук на начало учебного года.

    3 нед

    «Знакомство с техникой «Пластилинография»

    -беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности;

    -познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.

    -развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание);

    -воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.

    4 нед

    «Грибы-грибочки, выросли в лесочке»

    -продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание  длинных колбасок и выкладывание  их по контуру, скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром;

    -формировать у детей обобщенное понятие о грибах; уметь передавать их природные особенности, цвет;  

    -развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. 

    Октябрь

    1 нед

    «Осенний натюрморт» (1 этап работы)

    -Закреплять приемы работы в технике «пластилинография»:  отщипывание, раскатывание, придавливание;

    -создавать условие для изображения фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт;

     -развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, эстетическое восприятие;

    -воспитывать  усидчивость, самостоятельность;

    -расширять знания детей об овощах и фруктах их пользе для здоровья человека.

    2 нед

    «Осенний натюрморт» (заключительный этап работы)

    -продолжать освоение приемов пластилинографии;

    -подвести  детей к созданию выразительного образа посредством цвета и объема;

    -закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе;

    -продолжать развивать мелкую моторику рук.

    3 нед

    «Золотая осень»

    -закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости;

    -закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;

    -воспитывать чувство любви к красоте родной природы

    4 нед

    «Мои любимые игрушки»

    -учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;
    -закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;
    - расширять знания детей об игрушках, учить составлять описательный рассказ, подбирать действие к предмету, развивать мелкую и общую моторику, память, сенсорную сферу;
    - воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Ноябрь

    1 нед

    «Листья падают, кружатся»

    -формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем;

    -развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве;

    -воспитывать любовь к природе.

    2 нед

    «Ежик с грибами» (1 этап работы)

    -создать условия для развития умений и навыков работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

    -развивать мелкую моторику  рук, образное мышление, умения создавать знакомый образ с опорой на схему;

    -закреплять представление о диких животных, воспитывать внимание, усидчивость, бережное отношение к природе.

    3 нед

    «Ежик с грибами» (заключительный этап работы)

    4 нед

    «Осенний букет в вазе» (работа в парах)

    -продолжать развивать у детей развития художественного вкуса и пространственного воображения,

    -развивать мелкую моторику пальцев рук;  аккуратность во время работы с пластилином;

    -закрепить признаки осени;

    -учить пользоваться стекой во время работы,  салфеткой после работы

    Декабрь  

    1 нед

    «Красногрудый, чернокрылый, прилетел снегирь с  Сибири»

    -расширить  представления детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц;

    -научить изображать снегирей в технике «пластилинография» передавая особенности внешнего облика( строение туловища, форму головы, крыльев хвоста, характерную окраску);

    -закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки;

    -развивать композиционные навыки.

    2 нед

    «Дед Мороз – Красный нос»

    -закрепить умения и навыки работы в технике пластилинографии: раскатывание, придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей;

    -развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мелкую моторику рук;

    -обобщить представления о главном герое новогодних праздников.

    3 нед

    «Новогодняя игрушка»

    -формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках;

    -продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать;

    -развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумывать узор для своей игрушки.

    4 нед

    «Елка новогодняя в гости к нам пришла»

     -познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания  о традиции новогодней ёлки
    -продолжать знакомить с новыми приёмами лепки ёлочки, совершенствовать ранее приобретённые навыки лепки;
    -упражнять в работе со стекой и прорисовывании необходимых деталей;
    -воспитывать любовь к красоте родной природы.

    Январь

    1-2 нед

    Каникулы

    Каникулы

    3 нед

    «Зимний лес» (работа в парах)

    -обучать детей  приемами  работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные  детали – придавливать, примазывать, разглаживать  границы соединения частей;

    -вызывать у детей эмоциональное, радостное  отношение к  зимней природе средствами художественного  слова,  произведений  живописи;

    -продолжать знакомить детей  с  жанром изобразительного  искусства – пейзажем;

    -развивать  мелкую  моторику  рук  при выполнении разных  приемов  в  работе  с пластилином: раскатывания, сплющивания.

    4 нед

    «Такие разные снеговики»

    -учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники – пластилинографии;

     -побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика;

    -развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей;

    -развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Февраль

    1 нед

    «Домик в зимнем лесу»

    (первый этап работы)

    -развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел;

    - учить отламывать комочки пластилина от большого куска; раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней;

    - учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга;

    - развивать мелкую моторику рук (пинцетный захват) ;

    - воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе

    2 нед

    «Домик в зимнем лесу»

    (заключительный этап работы)

    -развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел;

    - учить отламывать комочки пластилина от большого куска; раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней;

    - учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга;

    - развивать мелкую моторику рук (пинцетный захват) ;

    - воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе

    3 нед

    «Кораблик для папы»

    -побуждать детей к изготовлению подарков для папы;

    -учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии.

    -закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины;

    -расширить знания детей о российской армии;

    -развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; 

    -воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.

    4 нед

    «Дымковская барыня» (дымковская роспись)

    -способствовать созданию образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия;
    -познакомить детей с техникой росписи по пластилину;
    -учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
    -развивать детскую фантазию и творчество;
    -воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

    Март

    1 нед

    «Для любимой мамочки» (изготовление подарков для мам)»

    -закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию.

    -продолжать формировать умение наносить рисунок по всей поверхности листа;

    -развивать чувство композиции и цвета, мелкую моторику рук;

    -воспитывать доброе отношение, любовь и уважение к матери. желание сделать подарок самому близкому человеку

    2 нед

    «Для любимой мамочки»

     -способствовать расширению знаний детей о перелетных птицах;

    -закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

    -развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

    -развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук.

    3 нед

    «Чайный сервиз»  (роспись гжель)

    -расширить представление детей  о посуде, развивать умение описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки;

    -учить изображать на плоскости предметы чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии;

    - дать детям представление о промысле, колорите, элементах гжельской росписи ;

    -развивать навык смешивания пластилина двух цветов – белого и синего, для получения нескольких оттенков голубого;

    -закреплять приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий

    -развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук;

    -воспитывать бережное отношение детей к посуде

    4 нед

    «Мир похож на цветной луг» (коллективная работа)

    -продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам;

    -учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков технике «пластилинография»;

    -продолжать развивать глазомер и цветовосприятие;

    -воспитывать у детей доброжелательность, чувство коллективизма, аккуратность в процессе рисования пластилином

    Апрель

    1 нед

    «Волшебное яичко» (писанки к пасхе)

    -учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений;

    -формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи;

    -продолжать знакомить с новым видом пластилинографии – многослойная;

    -развивать мелкую моторику пальцев рук;

    -развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории.

    2 нед

    «Петушок-золотой гребешок»

    -учить детей посредством сочетания нескольких цвета пластилина передавать яркий образ петуха, создавая сюжетную картину на горизонтальной плоскости;
    - закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей; 
    - развивать диалогическую речь, память, творческое воображение, внимание, игровые навыки, координацию движений и мелкую моторику; 
    - расширять знания о домашних птицах, воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать результат своего труда.

    3 нед

    «Бабочка на ромашке»

    -продолжать знакомить детей с технологией изготовления поделок из пластилина;

    -развивать мелкую моторику рук;

    -продолжить формирование художественного вкуса у детей дошкольного возраста.

    4 нед

    «Насекомые» (божья коровка)

    -закреплять умение применять приёмы плоскостной лепки (пластилинографии) : грунтовка, скатывание мелких шариков (пальчиками или на ладошке) ;

    -создавать условия для использования  знаний и представлений об особенностях внешнего вида насекомых (божьих коровок) в своей работе;

    -развивать художественно-эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, умение работать в определенной последовательности  и самостоятельность в подборе цвета для изображения;

    -воспитывать аккуратность и у интерес к окружающему миру.

    Май

    1 нед

    «Открытка к 9 мая»

    -продолжать закреплять приёмы работы с пластилином – размазывание, сплющивание; скатывание маленьких шариков;

    -развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию;

    -воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, желание создавать открытки в технике «пластилинография»

    2 нед

    «Цветущие деревья»

    -учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина;

    -создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание;

    -воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

    3 нед

    «Вот, что я умею» (самостоятельная деятельность детей)

    Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

    4 нед

    Мониторинг

    Выявление уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук на конец учебного года.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Пластилиновая фантазия" для детей старшей группы

    Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результ...

    Рабочая программа кружка "Разноцветье", для подготовительной группы.

    Рабочая программа кружка "Разноцветье", для подготовительной группы....

    Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия"

    Данная программа представлена совместно с перспективным планированием. Целью программы является раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых ...

    Рабочая программа кружка "Цветная фантазия". Средняя группа.

    Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество з...

    Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия" старшая группа

    Рабочая программа дополнительного образования по художественному направлению для детей старшей группы.  Занятия пластилинографией способствуют  речевому развитию, развитию мелкой моторики, ф...

    Рабочая программа кружка АБВГДйка в подготовительной группе

    Рабочая программа кружка АБВГДйка в подготовительной группе...