Главные вкладки

    Проект  по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
    проект (средняя группа)

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

     

    Полное название проекта:

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

    «Родной свой край люби и знай»

    (средняя группа)

    Продолжительность проекта: с октября по май.

    Тип проекта:долгосрочный, группой, исследовательский, творческий,

    познавательный.

    Участники проекта (взрослые, дети): Дети средней группы . Воспитатели.Родители воспитанников.

    Возраст детей: 4-5 лет .

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

    Узнать что такое Родина. Узнать что такое русская народная игрушка. Познакомиться с символикой города в котором мы живем ,бытом и традициями русского народа.

    Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

    В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из главных..

    Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма.  Прививать детям понимание  Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, стране, людям, проживающим в ней.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_nravstvenno_pat._v.docx38.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект 

    по нравственно-патриотическому воспитанию

    «Родной свой край люби и знай»

    (средняя группа)

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2

    г.Кировск

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

    Полное название проекта:

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

    «Родной свой край люби и знай»

    (средняя группа)

    Продолжительность проекта: с октября по май.

    Тип проекта:долгосрочный, группой, исследовательский, творческий,

    познавательный.

    Участники проекта (взрослые, дети): Дети средней группы . Воспитатели.Родители воспитанников.

    Возраст детей: 4-5 лет .

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

    Узнать что такое Родина. Узнать что такое русская народная игрушка. Познакомиться с символикой города в котором мы живем ,бытом и традициями русского народа.

    Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

    В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из главных..

    Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма.  Прививать детям понимание  Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, стране, людям, проживающим в ней.

    Задачи проекта:

    - для детей :Обучающие:

    Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

     Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

      Развивающие:

    Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.

    Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).

     Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности,  развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о себе, о своей семье   (монологическая речь, связная речь).

     Воспитательные:

     Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям, к родному городу.

     Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении.

     Приобщение к культуре поведения.

    - для педагогов; 1.Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.

    2. Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.

    3. Организация  совместной деятельности детей и родителей  по решению проблемной ситуации проекта.

    4. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

    - для родителей : 

    Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.

     Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей .

     . Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять   детскую деятельность.

    Формы проведения итоговых  мероприятий проекта .

    Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо», выставка рукотворных работ «Семейное увлечение», творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи» , открытое занятие.

    Название итогового мероприятия проекта .«Путешествие по Родине»

    Продукты проекта: рисунки детей на тему- город  в котором я живу. Изготовление детьми и родителями  работ «Мое генеалогическое древо», выставка рукотворных работ родителей и детей - русская изба, жизнь русского народа, воспитатели и лети- фотоколлаж (любимый детский сад, сембя, г.Кировск).

    Ожидаемые результат на уровне ребенка:

    - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

     - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

    - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

     - самовыражение творческих способностей детей;
     -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

    Дети будут знать:

    - работу родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

    - достопримечательности родного города ;

    • государственную символику (знать флаг, герб г. Кировска и РФ);

    • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

    • название планеты, на которое мы живем;

    • разные виды народно-прикладного искусства;

    • приобщены к истокам народной культуры; традициям.

    Актуальность разработки и реализации проекта

    Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.

    Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

    В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

    Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

    Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

    Воспитать любовь к родному краю – это значит показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

    Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

    Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

             Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

    Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

    1 этап - подготовительный, включает в себя:

    Подготовительный этап

    - Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу. Расширение знаний по теме проекта.

    -  Анкетирование родителей на данную тему.

    -  Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.

    - Формулировка проблемы. Определение продукта  деятельности. Разработка плана реализации проекта.

    - Анализ предметной среды группы.

    - Пополнение предметно - пространственной развивающей среды: Подбор дидактических пособий.Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.

    • Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;

    • Опрос детей «Что я знаю о семье»

    • Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».

    • Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье».

    • Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии» .

    • Подбор пословиц и поговорок о семье и доме, загадок по темам.

    • Организация выставки семейных родословных «Семья вместе- так и душа на месте»

     2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:

    • непосредственно образовательная деятельность;

    • тематические беседы;

    • презентации;

    • календарные праздники;

    • развлечения, досуги;

    • экскурсии;

    • пополнение развивающей среды,

    Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок

    Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

    Формы работы с родителями:

    - Анкетирование родителей

    - Индивидуальные консультации, беседы.

     - Совместное творчество родителей и детей выступает, как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок для конкурсов творческих работ “Золотая осень”, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы).

    - Выставка армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».

    • Папка — передвижка: «День Матери: истории и традиции»

    • Консультация «Семья и семейные ценности».

    • Памятки для родителей о трудовом воспитании  дошкольников «Обязанности каждого в семье», «Защитим детей вместе» (о правах ребенка)

    • Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо» и выставка «Семья вместе- так и душа на месте».

    • Выставка семейных работ «История нашей семьи».

    - Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

     3 этап - итоговый, включает в себя:

    Выставка продуктов детской деятельности.Открытое занятие.

                   

     Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию         детей средней группы.

      Тема

    Работа с детьми, с родителями

    месяц

    «Моя дружная  семья»

    Задачи: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям. Закреплять знания детьми профессий родителей .

    Беседа на тему «Я горжусь трудом своих  родителей»,«Наша дружная семья».

    -Рассказы детей о членах своей семьи.

     -Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

    3.Рисование на тему «Я и моя семья».

    4.Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

    -Изготовление семейного древа.

    -Беседа «Что значит любить родителей?»

    -   Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.

    Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство при­вязанности к членам своей семьи.

    -      Разыгрывание ситуаций:  «Праздник в семье», «Вечер в семье».

    -Д/и « Ты да я – мы семья»

    Чтение произведений о семьях, членах семей и их взаимоотно­шениях: Л. Толстой « Старый дед и внучек»,Л. Квитко « Бабушкины руки», Д.Габе «Моя семья» и др.

    Чтение пословиц и поговорок о семье.

    Пальчиковая игры «Здравствуй», «Дом и ворота», «Дом на горе», «Семья».

    -      Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй»

             • Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо» и выставка «Семья вместе- так и душа на месте».

           октябрь

    «Мой

    любимый

    детский

    сад»

       

          -Экскурсия по детскому саду и знакомство  с трудом сотрудников. Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

    Беседы о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

    -Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

    - Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».

    -Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

    - Чтение и разучивание стихов о дружбе.

    -      Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

    -Изготовление альбома «Жизнь нашей группы».

    -Памятка для родителей: «Как научить детей дружить».

    Папка — передвижка: «День Матери: истории и традиции»

    • Консультация «Семья и семейные ценности».

    •  Памятки для родителей о трудовом воспитании  дошкольников «Обязанности каждого в семье»

    ноябрь

    «Новый год у ворот»

    «Рождество»

    Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

    «Новый год у ворот»:сформировать у детей представление о празднике Нового года; назначение елочных игрушек, развивать умение выделять существенные признаки игрушек – цвет, форма, материал из которого сделаны, воспитывать бережное отношение к ёлочным игрушкам и украшениям.

    Загадки о зиме.

    Чтение худ.литературы.

    «Рождество» Задачи: Формировать у детей понятие «вера»; знакомить детей с традицией празднования православного праздника «Рождества Христова

    Художественное конструирование «Новогодний праздник».

    Беседа»Как мы встречаем праздник дома,в семье».

    Чтение стихотворений о новогоднем празднике.

    Декабрь

    Январь

    “Наши        защитники”

    «Народное творчество»

              -Беседы  с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

    -Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

    -Изготовление подарков для пап

    -Аппликация «Самолеты».

    -Заучивание песен и стихов об армии

    -Игровая ситуация «Мы солдаты».

    -  Празднование праздника «Масленица»,

    Праздник «Масленица».

    Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

    Пути достижения цели:

    1.Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.

    Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

    Народное творчество. Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

    -Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Платочек».

    -Изготовление газеты « Мой папа самый лучший»

    - Беседа “Народные промыслы”

              Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

    февраль

    «Страна моя родная!»

    «Очень

     я люблю

    маму милую мою!»

    -НОД  «Государственные символы России».

    Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

    Тема: «Москва- столица нашей Родины».

    Задачи: Дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, c гербом России; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор.

    1.Беседа на тему «Малая родина»

    Задачи: Дать представление о малой родине; познакомить детей с достопримечательностями Кировска, c гербом и флагом; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор.

         -  Мультимедийная презентация «Кировск- город наш родной»

    «Очень я люблю маму милую мою!»

    Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

    -Составление рассказов: « Как я маме помогаю».

    Чтение стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки»;

    Разучивание стихотворений и пение песен о маме

    Изготовление подарков для мамы и бабушки;

    Оформление выставки «Портрет мамы»;

    Фотоколлаж «Я и моя мама»

    -       Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

    Чтение художественной литературы:«Моя улица» (С. Михалков)

    -Рассматривание фотографий с улицами города,

    -Д/и «Узнай свой город»,

        - Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую родной город»

     -Родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми»

    Тема: «Народные обычаи на Руси.

    Цель: : Расширять знания детей о народных обычаях и традициях на Руси, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства Продолжать знакомить детей с русскими народными игами-хороводами.. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

    Пути достижения цели:

    1.Беседа с использованием иллюстраций.

    2. Народные игры, развлечение на Руси.

    «Русская матрёшка»

    Воспитывать интерес к народноприкладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки

    Беседа «Такие разные матрешки».

    Сравнение матрешек и определение их настроения.

    Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?».

    Аппликация «Разноцветные матрешки».

    Частушки о матрешке.

    Чтение художественной литературы: «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов)

    март

    Мой любимый город!

    День космонавтики.

    -Фотовыставка «Мой любимый  Город»

    Прививать любовь к природе, расширять знания о родном крае.

    Беседа «Животный мир Кировска».

    Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

    Тема: «Красна изба углами славится»

    Задачи: продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя назначение его составных частей; дать представление о предметах быта; развивать интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту.

    Пути достижения цели:

    1. Экспозиция «Русская изба»

    2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

    «Наш космонавт»

    Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полёт человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, вра­чей. Воспитывать гордость за свою страну

    Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром иллюстраций).

    Беседа о том, как в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

    Игра «Космонавты».

    Пальчиковая игра «Космонавт».

    Рисование на данную тему.

    «Национальный костюм»

    Познакомить детей с национальным костюмом, его особенностями; знакомить с народным фольклором: песнями, хороводами,играми. Формировать образную речь; воспитывать интерес к национальной одежде и фольклору.

    - Чтение стихотворений о России

    Апрель

    Этот День Победы

    Задачи:Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.

    Пути достижения цели:

    1. Рисование «Праздничный салют»;

    2. Чтение рассказов из сборника «Дети - герои Великой Отечественной войны»;

    4.Принять участие в акции «Георгиевская ленточка» совместно с родителями.

    Тема: «Мы не забудем той войны»;

    Задачи: сформировать представление о Великой Отечественной войне, жизни людей на войне; воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам.

    Пути достижения цели:

    1.Утренник в детском саду «Победой кончилась война».


    2.Целевая прогулка: Экскурсия к мемориальному комплексу «Павшим живые» с возложением цветов

    Задачи: Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

    3. Рисование «Войне мы скажем нет!»

    4. Оформление выставки рисунков о Дне Победе «Цветущий май»:


    Май

    Обобщающий этап:

    В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; смогут составить рассказ о членах своей семьи; хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи.  Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».

    Литература

    1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. Средняя группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 128 с.

    2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.

    4. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 80 с.

    5. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке: Времена года / Худ. И. Ф. Дукк. – 2-е издание, перерабатывание. – СПб. : ДЕТСВО – ПРЕСС, 2002. – 24 с.

    7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Сперняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.

    8. Как наши предки шили одежду. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

    11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт. - сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 307 с.

    13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

    14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.

    15. Русские волшебные сказки. «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. – 240 с.

    19. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 224 с.

    20. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учеб. -метод. пособие для воспитателей ДОУ/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002. – 112 с.

    21. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с.

    22. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 96 с.


    Приложение 1

    Конспект НОД

    Возраст : 4-5 лет

    Тема : «Моя семья»

    Задачи :

    Образовательные : Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; учить рисовать характерные черты внешности.

    Развивающие:  Развивать связную речь детей, память, внимание.

    Воспитательные : Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;.

    Планируемые результаты : имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривание фотографий своей семьи; интересуется изобразительной деятельностью (рисование членов своей семьи) .

    Материалы и оборудование : картинки с изображением членов семьи, семейные фотографии, листы бумаги, карандаши.

    Методические приемы : вопросы, ответы детей, сюрпризный момент, указания, беседа, показ, поощрение.

    Ход НОД :

    1 . Организационный момент .

    Звучит «Песенка Мамонтенка».

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же придет сейчас к нам в гости? (Правильно Мамонтенок). В группу входит Мамонтенок.

    2 . Вступительная беседа .

    Мамонтенок : Здравствуйте дорогие ребята, я пришел к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою загадку:

    Без чего на белом свете

    Взрослым не прожить и детям?

    Кто поддержит вас, друзья?

    Ваша дружная. (семья) .

    Мамонтенок : Правильно. Вы угадали это семья. А я потерял свою маму и очень хочу ее найти:

    Очень трудно самому

    Жить на свете одному

    Вместе с мамой жить и папой

    Хочется всегда ребята.

    3 . Беседа «Моя семья ».

    Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

    Дети : Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

    Воспитатель : Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

    - Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

    4. Беседа по картине.

    Уточнение воспитателя, проведённое после беседы с детьми по картине. На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа; бабушку - это мамина мама, дедушку - это мамин папа, а вот эти бабушка и дедушка родители папы - его мама и папа, а еще мы видим на этой картине мальчика - это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки; девочку-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки; мальчик и девочка-родные брат и сестра. Все эти люди родственники - это семья.

    5 . Фотовыставка «Моя семья »

    Мамонтенок:  Дети, а расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Что вы любите делать вместе с родителями?

    Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.

    Мамонтенок : Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. И я, обязательно, найду свою маму! А теперь ребята давайте поиграем.

    6.  Игра «Скажи наоборот ».

    Дедушка старше, а папа. (моложе) .

    Мама моложе, а бабушка (старше) .

    Папа выше, а мама. (ниже) .

    Папа большой, а сын. (маленький) .

    7.  Физкультминутка.

    Кто живёт у нас в квартире?

    Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

    Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

    Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

    Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

    Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

    Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

    Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

    Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

    Мамонтенок: Ребята мне очень понравилось с вами играть. А теперь мне нужно идти, ведь мне надо скорее найти свою маму. До свидания ребята!

    Воспитатель и дети: До свидания мамонтенок! Мы желаем тебе скорее найти свою маму!

    8.  Рефлексия . Дети рисуют портрет членов семьи цветными карандашами; выделяют характерные черты внешности.

    Приложение 2

    Консультация для родителей:

    « Роль семьи в воспитании патриотических  чувств у дошкольников ».

    Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

    В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

    Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

    Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .

    Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.


    Приложение 3

    Рекомендации для родителей.

    Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

    Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

     Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

    Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

    Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    Расширяйте собственный кругозор

    Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

    Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

    Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

    Приложение 4

    Конспект НОД по развитию речи

    Возраст:  4-5 лет

    Тема:   « Наш детский сад »

    Задачи:

      Образовательные:  расширять у детей представления о мире взрослых, учить детей знать имена и отчества всех сотрудников д/с; закреплять у детей названия профессий.

    Развивающие : продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; развивать у детей речевую активность на занятии.

    Воспитательные : воспитывать любовь и уважение к сотрудникам д/с; воспитывать бережное отношение к детскому саду.

     Словарная работа : обогащение и активизация: учить, заниматься, варить, лечить, готовить, играть, составлять, считать, петь, заботиться.

    Предварительная работа : беседы о профессиях с использованием фотографий; экскурсии по детскому саду   (кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры) ;

    Сюжетно-ролевые игры:  « Детский сад » ,  «Семья» ,  «Больница» ;

    Чтение художественной литературы:  «Все работы хороши» ,  «Я иду в детский сад» .

    Материалы и оборудование : картинки с профессиями людей.

    Методические приемы : вопросы, ответы детей, беседа, сюрпризный момент.

    Ход непосредственно образовательной деятельности.

    Воспитатель : Посмотрите-ка, ребята,

    В гости к нам пришли зверята

    Ребята вы узнали их, кто это?

    Дети : Зайчик и мишка.

    Воспитатель : Да, только что-то они невеселые, расспрошу я – что случилось.

    Зайка : Мы на полке лишь сидим,

    На игры детские глядим

    Хотим мы в игры поиграть

    И про детский сад знать!

    Воспитатель: Ребята, а давайте зверюшкам расскажем, что представляет собой детский сад.

    Воспитатель : Послушайте стихотворение про д/с

    Детки в садике живут,

    Здесь играют и поют,

    Здесь друзей себе находят,

    На прогулку с ними ходят.

    Детский сад - второй наш дом.

    Как тепло уютно в нем!

    Вы его любите, дети,

    Самый добрый дом на свете!  (Г. Шалаева.)

    Расскажите, ребята, как называется наш детский сад?

    Дети :  «Светлячок»

    Воспитатель : Из чего построен детский сад?

    Дети : Из кирпичей

    Воспитатель:  Значит здание какое?

    Дети : Кирпичное.

    Воспитатель : Сколько этажей в нашем детском саду?

    Дети : Два

    Воспитатель : Как называется наша группа?

    Дети :  «Росточек»  средняя группа

    Воспитатель : На каком этаже наша группа?

    Дети : На первом

    Воспитатель : Какие помещения есть в группе? Покажите.

    Что делают в раздевалке, в спальне, в группе, в умывальной комнате?

    В саду надо жить дружно, не ссориться, называть друг друга по имени.

    Воспитатель : Кто гуляет с детками, занимается, играет, читает сказки?

    Дети : Как зовут воспитателей?

    Воспитатель : Кто помогает воспитателю?  ( помощник воспитателя)

    Кто еще работает в нашем д/с?

    (повар, медсестра, плотник, муз руководитель, физ., работник.)  чем они занимаются?

    Воспитатель : Дети, как зовут музыкального руководителя, физ., работника, плотника…

    Воспитатель : Детский сад веселый, славный!

    Ну, а кто здесь самый главный,

    В кабинете кто сидит?

    Всеми кто руководит  (заведующая)

    Воспитатель : Как зовут нашу заведующую?

    Дети : Елена Алексеевна

    Воспитатель : Что вы знаете о работе заведующей детским садом?

    Дети:  Заведующая заботится о том, чтобы в детском саду была красивая мебель, игрушки, чтобы нам здесь было хорошо.

    Воспитатель : Зайка и Мишка очень много узнали о нашем детском садике и о тех, кто в нем работает.

    Воспитатель : Ребята нам пора прощаться с Зайкой и Мишкой.

    Дети : До свидания

    Рефлексия:  Вот сколько людей разных профессий работают в нашем д/с. Все вместе они заботятся о вас. А мамы и папы были за вас спокойны. Вас здесь очень любят. Ребята, понравилась ли вам наши гости? А что вы им рассказали о нашем детском садике? Пригласим еще к нам Мишку и Зайку? ( ответы детей )

    Приложение 5

     Возраст : 4-5 лет:

    Тема :   Ознакомление дошкольников с флорой и фауной родного края .

    Цель : Расширить знания учащихся о  флоре и фауне родного края .

    Задачи:  

    Образовательные : Продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина , родной край ; продолжать знакомить с  природными  богатствами Сахалина;

    Развивающие : развивать связную речь, активизировать словарь;   Воспитательные : воспитывать любовь к  родному краю , к ее природе, бережное отношение к ней.

    Материалы и оборудование : шишки, осенние листья, муляжи грибов, картина, фотографии; корзинка с яблоками, корзина для грибов, ширма, мягкая игрушка Ёжик, ковровое покрытие для пола  «Травка» , макеты осенних деревьев, ноутбук, динамики.

    Предварительная работа:  оформление уголка  «Сахалин край  родной » , беседы о растениях, животных, озерах, реках, лесах, чтение стихов про  родной край .

    Методические приемы : беседа, вопросы и ответы детей, показ, указания, поощрения

    Ход занятия .

     Группа  оформлена в виде осеннего леса: на полу  «трава» , желтые листочки, грибы, шишки.

    В углу стоит ширма, оформленная в виде фрагмента леса.

    Организационный момент .

    Звучит музыка.

    -Ребята, хотите послушать стих, который я прочту?

    - Я много мест видала,

    И можно хоть полмира обойти,

    Но ближе и родней родного края,

    Я, думаю, мне больше не найти!

    -О чем стих?

    - Ребята, как называется наша родина?

    - Вы любите свою родину?

    - За что вы ее любите?

    - Ребята, я тоже люблю нашу родину –Сахалин - за величие, красоту, богатство природы.

    - Чем богата природа нашего района?

    Основная часть .

    - Хотите мы сегодня отправимся в лес и увидим своими глазами всю красоту и богатство природы .

    - Тогда нам нужно представить, что мы птицы, чтоб быстрее добраться до леса.

    Летят и говорят:

    Поле, речка и трава.

    Горы, воздух и листва,

    Птицы, звери и леса

    Гром, туманы и роса,

    Человек и время года…

    - называется?

    Дети : Природа.

    Воспитатель : Вот мы и в лесу.

    - Ребята, какое сейчас время года?

    -Что случилось с листьями?

    -Почему осенью деревья сбрасывают свои листочки?

    - Природа готовится ко сну.

    Из-за ширмы появляется ежик с корзинкой.

    Идет фыркает, детей не замечает.

    - Ой, ребята, это кто?

    - Он нас не видит. Давайте с ним поздороваемся! Ёжик, здравствуй!

    Ёжик : Ой, Ой…Здравствуйте, ребята! Я к зиме грибы здесь собираю. Вот корзину с собой взял. На спине все не унесу. Только вот я устал, листва под ногами, а ноги у меня коротенькие, тяжело идти.

    Воспитатель : А ты отдохни. У нас дети трудолюбивые, быстро соберут тебе грибочков.

    Ёжик отдает корзину детям. Сам отдыхает .

    Воспитатель:   Ребята, только грибы собрать будет непросто. Нужно отгадать загадки этих грибов.

    Древесный ствол имею я,

    Есть корни, ветви у меня.

    Расту высоким, тень пускаю,

    Если раскидисто бываю  (дерево)

    - А какие деревья и кустарники растут в наших лесах и районе? ( береза, сосна, ель, рябина, калина, черемуха, клен, яблоня, лиственница, тополь, пихта, ива, вязь, ольха, шиповник, орешник )

    - Давайте поиграем в игру  «Назови правильно» . Как называются листья этих деревьев? Я называю дерево, а вы правильно должны назвать: лист у него какой?

    Словесная игра  «Назови правильно»

    Береза- березовый

    Ольха- ольховый

    Клен- кленовый

    Калина- калиновый

    Тополь- тополиный

    Рябина- рябиновый

    -У нас уже есть один гриб.

    Загадка:

    Посреди поля лежит зеркало ,

    Стекло голубое, оправа зеленая  (озеро)

    - Ребята, вы знаете, Сахалин богат озерами… и реки есть! А какие названия озер и рек вы знаете.

    Показ   двух фотографий и картины на доске

    -Ребята, мы уже набрали два грибочка. Но надо еще немного, этого ёжику не хватит. Зимы у нас долгие и холодные. Давайте сорвем еще один гриб.

    Загадка.

    Показ картины на доске .

    Физминутка.

    - Ребята, как вы знаете на горе очень сильно дует ветер…Давайте мы с вами представим, что мы с вами деревья и на нас дует ветер…Поиграем.

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо

    Ветер тише, тише, тише…

    Деревцо все выше, выше.

    - Молодцы, ребята! Сорвем для ёжика еще один грибочек, и этого ему на зиму, думаю, хватит.

    - Молодцы, ребята. Давайте обрадуем ёжика и отдадим ему грибочки.

    Ёжик : Ух- ты, сколько грибов…Спасибо вам, ребята. Вижу, вы на славу потрудились. Этого мне хватит на целую зиму. А вам я хочу подарить вот эту корзину с яблоками. Теперь мне пора возвращаться к себе. Спасибо. До свидания.

    Воспитатель : Спасибо, ёжик! И нам пора возвращаться в садик. Возвращаться мы будем красиво, друг за другом.

    Дети красиво строятся друг за другом и шагают под песню

    «По дороге с облаками» .

    Дорога, дорога похожа на друга,

    Похожа на друга, с которым всегда,

    Всегда интересно и даже не тесно

    На узенькой самой тропе никогда.

    Хорошо под небесами.

    Словно в лодке с парусами,

    Вместе с верными друзьями

    Плыть куда глаза глядят.

    По дороге с облаками,

    По дороге с облаками

    Очень нравится, когда мы

    Возвращаемся назад.

    Итог   занятия .

    -Вот мы с вами и в садике. Вам понравился наш поход в лес?

    - Что мы делали в лесу?

    - Что нового вы узнали?

    Приложение № 6

    Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

    Путешествие по городу

    Цель: знакомить с родным городом

    Материал:  альбом фотографий родного города

    Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.


    Сложи герб из фрагментов

    Цель:  способствовать закреплению знаний о гербе города

    Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

    Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.


    Флаг России

    Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

    Материал:  полосы красного, синего и белого цвета

    Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

    Где находится памятник?

    Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

    Материал:  изображения памятников

    Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.


    Собери узор

    Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

    Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

    Дети собирают картинки из фрагментов.


    Приложение № 7

    Целевая прогулка к русской березке

    Цель:

    1.Формирование патриотического сознания дошкольников;

    2.Воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке – символ России.

    Задачи:

    1.Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе;

    2.О её взаимосвязи с окружающей средой;

    3.Знакомство со стихами, песнями, загадками о берёзке;

    4.Развитие у детей познавательной активности, активизации и обогащении их словаря;

    5.Воспитание любви к русской берёзке, бережного отношения к ней.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!

    Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...

    Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

    Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

    Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

    Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

    Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект викторины по духовно-нравственному воспитанию"Родной свой край-люби и знай!" старшая группа

    Конспект викторины для детей старей группы "Родной свой край- люби и знай!"...