Проект  по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
проект (средняя группа)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 

Полное название проекта:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай»

(средняя группа)

Продолжительность проекта: с октября по май.

Тип проекта:долгосрочный, группой, исследовательский, творческий,

познавательный.

Участники проекта (взрослые, дети): Дети средней группы . Воспитатели.Родители воспитанников.

Возраст детей: 4-5 лет .

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Узнать что такое Родина. Узнать что такое русская народная игрушка. Познакомиться с символикой города в котором мы живем ,бытом и традициями русского народа.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из главных..

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма.  Прививать детям понимание  Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, стране, людям, проживающим в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nravstvenno_pat._v.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект 

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай»

(средняя группа)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2

г.Кировск

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай»

(средняя группа)

Продолжительность проекта: с октября по май.

Тип проекта:долгосрочный, группой, исследовательский, творческий,

познавательный.

Участники проекта (взрослые, дети): Дети средней группы . Воспитатели.Родители воспитанников.

Возраст детей: 4-5 лет .

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Узнать что такое Родина. Узнать что такое русская народная игрушка. Познакомиться с символикой города в котором мы живем ,бытом и традициями русского народа.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из главных..

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма.  Прививать детям понимание  Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, стране, людям, проживающим в ней.

Задачи проекта:

- для детей :Обучающие:

Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

 Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

  Развивающие:

Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.

Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).

 Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности,  развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о себе, о своей семье   (монологическая речь, связная речь).

 Воспитательные:

 Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям, к родному городу.

 Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении.

 Приобщение к культуре поведения.

- для педагогов; 1.Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.

2. Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.

3. Организация  совместной деятельности детей и родителей  по решению проблемной ситуации проекта.

4. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

- для родителей : 

Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.

 Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей .

 . Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять   детскую деятельность.

Формы проведения итоговых  мероприятий проекта .

Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо», выставка рукотворных работ «Семейное увлечение», творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи» , открытое занятие.

Название итогового мероприятия проекта .«Путешествие по Родине»

Продукты проекта: рисунки детей на тему- город  в котором я живу. Изготовление детьми и родителями  работ «Мое генеалогическое древо», выставка рукотворных работ родителей и детей - русская изба, жизнь русского народа, воспитатели и лети- фотоколлаж (любимый детский сад, сембя, г.Кировск).

Ожидаемые результат на уровне ребенка:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

 - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

 - самовыражение творческих способностей детей;
 -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Дети будут знать:

- работу родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

- достопримечательности родного города ;

• государственную символику (знать флаг, герб г. Кировска и РФ);

• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

• название планеты, на которое мы живем;

• разные виды народно-прикладного искусства;

• приобщены к истокам народной культуры; традициям.

Актуальность разработки и реализации проекта

Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Воспитать любовь к родному краю – это значит показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

         Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап - подготовительный, включает в себя:

Подготовительный этап

- Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу. Расширение знаний по теме проекта.

-  Анкетирование родителей на данную тему.

-  Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.

- Формулировка проблемы. Определение продукта  деятельности. Разработка плана реализации проекта.

- Анализ предметной среды группы.

- Пополнение предметно - пространственной развивающей среды: Подбор дидактических пособий.Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.

• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;

• Опрос детей «Что я знаю о семье»

• Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».

• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье».

• Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии» .

• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме, загадок по темам.

• Организация выставки семейных родословных «Семья вместе- так и душа на месте»

 2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок

Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

Формы работы с родителями:

- Анкетирование родителей

- Индивидуальные консультации, беседы.

 - Совместное творчество родителей и детей выступает, как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок для конкурсов творческих работ “Золотая осень”, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы).

- Выставка армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».

• Папка — передвижка: «День Матери: истории и традиции»

• Консультация «Семья и семейные ценности».

• Памятки для родителей о трудовом воспитании  дошкольников «Обязанности каждого в семье», «Защитим детей вместе» (о правах ребенка)

• Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо» и выставка «Семья вместе- так и душа на месте».

• Выставка семейных работ «История нашей семьи».

- Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

 3 этап - итоговый, включает в себя:

Выставка продуктов детской деятельности.Открытое занятие.

               

 Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию         детей средней группы.

  Тема

Работа с детьми, с родителями

месяц

«Моя дружная  семья»

Задачи: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям. Закреплять знания детьми профессий родителей .

Беседа на тему «Я горжусь трудом своих  родителей»,«Наша дружная семья».

-Рассказы детей о членах своей семьи.

 -Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3.Рисование на тему «Я и моя семья».

4.Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

-Изготовление семейного древа.

-Беседа «Что значит любить родителей?»

-   Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.

Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство при­вязанности к членам своей семьи.

-      Разыгрывание ситуаций:  «Праздник в семье», «Вечер в семье».

-Д/и « Ты да я – мы семья»

Чтение произведений о семьях, членах семей и их взаимоотно­шениях: Л. Толстой « Старый дед и внучек»,Л. Квитко « Бабушкины руки», Д.Габе «Моя семья» и др.

Чтение пословиц и поговорок о семье.

Пальчиковая игры «Здравствуй», «Дом и ворота», «Дом на горе», «Семья».

-      Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй»

         • Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо» и выставка «Семья вместе- так и душа на месте».

       октябрь

«Мой

любимый

детский

сад»

   

      -Экскурсия по детскому саду и знакомство  с трудом сотрудников. Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

Беседы о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

-Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

- Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».

-Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

- Чтение и разучивание стихов о дружбе.

-      Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

-Изготовление альбома «Жизнь нашей группы».

-Памятка для родителей: «Как научить детей дружить».

Папка — передвижка: «День Матери: истории и традиции»

• Консультация «Семья и семейные ценности».

•  Памятки для родителей о трудовом воспитании  дошкольников «Обязанности каждого в семье»

ноябрь

«Новый год у ворот»

«Рождество»

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

«Новый год у ворот»:сформировать у детей представление о празднике Нового года; назначение елочных игрушек, развивать умение выделять существенные признаки игрушек – цвет, форма, материал из которого сделаны, воспитывать бережное отношение к ёлочным игрушкам и украшениям.

Загадки о зиме.

Чтение худ.литературы.

«Рождество» Задачи: Формировать у детей понятие «вера»; знакомить детей с традицией празднования православного праздника «Рождества Христова

Художественное конструирование «Новогодний праздник».

Беседа»Как мы встречаем праздник дома,в семье».

Чтение стихотворений о новогоднем празднике.

Декабрь

Январь

“Наши        защитники”

«Народное творчество»

          -Беседы  с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

-Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

-Изготовление подарков для пап

-Аппликация «Самолеты».

-Заучивание песен и стихов об армии

-Игровая ситуация «Мы солдаты».

-  Празднование праздника «Масленица»,

Праздник «Масленица».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

Пути достижения цели:

1.Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.

Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Народное творчество. Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

-Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Платочек».

-Изготовление газеты « Мой папа самый лучший»

- Беседа “Народные промыслы”

          Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,

февраль

«Страна моя родная!»

«Очень

 я люблю

маму милую мою!»

-НОД  «Государственные символы России».

Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

Тема: «Москва- столица нашей Родины».

Задачи: Дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, c гербом России; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор.

1.Беседа на тему «Малая родина»

Задачи: Дать представление о малой родине; познакомить детей с достопримечательностями Кировска, c гербом и флагом; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор.

     -  Мультимедийная презентация «Кировск- город наш родной»

«Очень я люблю маму милую мою!»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

-Составление рассказов: « Как я маме помогаю».

Чтение стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки»;

Разучивание стихотворений и пение песен о маме

Изготовление подарков для мамы и бабушки;

Оформление выставки «Портрет мамы»;

Фотоколлаж «Я и моя мама»

-       Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

Чтение художественной литературы:«Моя улица» (С. Михалков)

-Рассматривание фотографий с улицами города,

-Д/и «Узнай свой город»,

    - Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую родной город»

 -Родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми»

Тема: «Народные обычаи на Руси.

Цель: : Расширять знания детей о народных обычаях и традициях на Руси, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства Продолжать знакомить детей с русскими народными игами-хороводами.. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Пути достижения цели:

1.Беседа с использованием иллюстраций.

2. Народные игры, развлечение на Руси.

«Русская матрёшка»

Воспитывать интерес к народноприкладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки

Беседа «Такие разные матрешки».

Сравнение матрешек и определение их настроения.

Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?».

Аппликация «Разноцветные матрешки».

Частушки о матрешке.

Чтение художественной литературы: «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов)

март

Мой любимый город!

День космонавтики.

-Фотовыставка «Мой любимый  Город»

Прививать любовь к природе, расширять знания о родном крае.

Беседа «Животный мир Кировска».

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

Тема: «Красна изба углами славится»

Задачи: продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя назначение его составных частей; дать представление о предметах быта; развивать интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту.

Пути достижения цели:

1. Экспозиция «Русская изба»

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

«Наш космонавт»

Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полёт человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, вра­чей. Воспитывать гордость за свою страну

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром иллюстраций).

Беседа о том, как в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра «Космонавты».

Пальчиковая игра «Космонавт».

Рисование на данную тему.

«Национальный костюм»

Познакомить детей с национальным костюмом, его особенностями; знакомить с народным фольклором: песнями, хороводами,играми. Формировать образную речь; воспитывать интерес к национальной одежде и фольклору.

- Чтение стихотворений о России

Апрель

Этот День Победы

Задачи:Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.

Пути достижения цели:

1. Рисование «Праздничный салют»;

2. Чтение рассказов из сборника «Дети - герои Великой Отечественной войны»;

4.Принять участие в акции «Георгиевская ленточка» совместно с родителями.

Тема: «Мы не забудем той войны»;

Задачи: сформировать представление о Великой Отечественной войне, жизни людей на войне; воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам.

Пути достижения цели:

1.Утренник в детском саду «Победой кончилась война».


2.Целевая прогулка: Экскурсия к мемориальному комплексу «Павшим живые» с возложением цветов

Задачи: Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

3. Рисование «Войне мы скажем нет!»

4. Оформление выставки рисунков о Дне Победе «Цветущий май»:


Май

Обобщающий этап:

В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; смогут составить рассказ о членах своей семьи; хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи.  Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».

Литература

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. Средняя группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 128 с.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.

4. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 80 с.

5. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке: Времена года / Худ. И. Ф. Дукк. – 2-е издание, перерабатывание. – СПб. : ДЕТСВО – ПРЕСС, 2002. – 24 с.

7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Сперняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.

8. Как наши предки шили одежду. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт. - сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 307 с.

13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.

15. Русские волшебные сказки. «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. – 240 с.

19. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 224 с.

20. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учеб. -метод. пособие для воспитателей ДОУ/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002. – 112 с.

21. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с.

22. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 96 с.


Приложение 1

Конспект НОД

Возраст : 4-5 лет

Тема : «Моя семья»

Задачи :

Образовательные : Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; учить рисовать характерные черты внешности.

Развивающие:  Развивать связную речь детей, память, внимание.

Воспитательные : Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;.

Планируемые результаты : имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривание фотографий своей семьи; интересуется изобразительной деятельностью (рисование членов своей семьи) .

Материалы и оборудование : картинки с изображением членов семьи, семейные фотографии, листы бумаги, карандаши.

Методические приемы : вопросы, ответы детей, сюрпризный момент, указания, беседа, показ, поощрение.

Ход НОД :

1 . Организационный момент .

Звучит «Песенка Мамонтенка».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же придет сейчас к нам в гости? (Правильно Мамонтенок). В группу входит Мамонтенок.

2 . Вступительная беседа .

Мамонтенок : Здравствуйте дорогие ребята, я пришел к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья) .

Мамонтенок : Правильно. Вы угадали это семья. А я потерял свою маму и очень хочу ее найти:

Очень трудно самому

Жить на свете одному

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята.

3 . Беседа «Моя семья ».

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети : Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель : Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

4. Беседа по картине.

Уточнение воспитателя, проведённое после беседы с детьми по картине. На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа; бабушку - это мамина мама, дедушку - это мамин папа, а вот эти бабушка и дедушка родители папы - его мама и папа, а еще мы видим на этой картине мальчика - это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки; девочку-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки; мальчик и девочка-родные брат и сестра. Все эти люди родственники - это семья.

5 . Фотовыставка «Моя семья »

Мамонтенок:  Дети, а расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Что вы любите делать вместе с родителями?

Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.

Мамонтенок : Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. И я, обязательно, найду свою маму! А теперь ребята давайте поиграем.

6.  Игра «Скажи наоборот ».

Дедушка старше, а папа. (моложе) .

Мама моложе, а бабушка (старше) .

Папа выше, а мама. (ниже) .

Папа большой, а сын. (маленький) .

7.  Физкультминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Мамонтенок: Ребята мне очень понравилось с вами играть. А теперь мне нужно идти, ведь мне надо скорее найти свою маму. До свидания ребята!

Воспитатель и дети: До свидания мамонтенок! Мы желаем тебе скорее найти свою маму!

8.  Рефлексия . Дети рисуют портрет членов семьи цветными карандашами; выделяют характерные черты внешности.

Приложение 2

Консультация для родителей:

« Роль семьи в воспитании патриотических  чувств у дошкольников ».

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.


Приложение 3

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

 Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение 4

Конспект НОД по развитию речи

Возраст:  4-5 лет

Тема:   « Наш детский сад »

Задачи:

  Образовательные:  расширять у детей представления о мире взрослых, учить детей знать имена и отчества всех сотрудников д/с; закреплять у детей названия профессий.

Развивающие : продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; развивать у детей речевую активность на занятии.

Воспитательные : воспитывать любовь и уважение к сотрудникам д/с; воспитывать бережное отношение к детскому саду.

 Словарная работа : обогащение и активизация: учить, заниматься, варить, лечить, готовить, играть, составлять, считать, петь, заботиться.

Предварительная работа : беседы о профессиях с использованием фотографий; экскурсии по детскому саду   (кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры) ;

Сюжетно-ролевые игры:  « Детский сад » ,  «Семья» ,  «Больница» ;

Чтение художественной литературы:  «Все работы хороши» ,  «Я иду в детский сад» .

Материалы и оборудование : картинки с профессиями людей.

Методические приемы : вопросы, ответы детей, беседа, сюрпризный момент.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель : Посмотрите-ка, ребята,

В гости к нам пришли зверята

Ребята вы узнали их, кто это?

Дети : Зайчик и мишка.

Воспитатель : Да, только что-то они невеселые, расспрошу я – что случилось.

Зайка : Мы на полке лишь сидим,

На игры детские глядим

Хотим мы в игры поиграть

И про детский сад знать!

Воспитатель: Ребята, а давайте зверюшкам расскажем, что представляет собой детский сад.

Воспитатель : Послушайте стихотворение про д/с

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Детский сад - второй наш дом.

Как тепло уютно в нем!

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!  (Г. Шалаева.)

Расскажите, ребята, как называется наш детский сад?

Дети :  «Светлячок»

Воспитатель : Из чего построен детский сад?

Дети : Из кирпичей

Воспитатель:  Значит здание какое?

Дети : Кирпичное.

Воспитатель : Сколько этажей в нашем детском саду?

Дети : Два

Воспитатель : Как называется наша группа?

Дети :  «Росточек»  средняя группа

Воспитатель : На каком этаже наша группа?

Дети : На первом

Воспитатель : Какие помещения есть в группе? Покажите.

Что делают в раздевалке, в спальне, в группе, в умывальной комнате?

В саду надо жить дружно, не ссориться, называть друг друга по имени.

Воспитатель : Кто гуляет с детками, занимается, играет, читает сказки?

Дети : Как зовут воспитателей?

Воспитатель : Кто помогает воспитателю?  ( помощник воспитателя)

Кто еще работает в нашем д/с?

(повар, медсестра, плотник, муз руководитель, физ., работник.)  чем они занимаются?

Воспитатель : Дети, как зовут музыкального руководителя, физ., работника, плотника…

Воспитатель : Детский сад веселый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный,

В кабинете кто сидит?

Всеми кто руководит  (заведующая)

Воспитатель : Как зовут нашу заведующую?

Дети : Елена Алексеевна

Воспитатель : Что вы знаете о работе заведующей детским садом?

Дети:  Заведующая заботится о том, чтобы в детском саду была красивая мебель, игрушки, чтобы нам здесь было хорошо.

Воспитатель : Зайка и Мишка очень много узнали о нашем детском садике и о тех, кто в нем работает.

Воспитатель : Ребята нам пора прощаться с Зайкой и Мишкой.

Дети : До свидания

Рефлексия:  Вот сколько людей разных профессий работают в нашем д/с. Все вместе они заботятся о вас. А мамы и папы были за вас спокойны. Вас здесь очень любят. Ребята, понравилась ли вам наши гости? А что вы им рассказали о нашем детском садике? Пригласим еще к нам Мишку и Зайку? ( ответы детей )

Приложение 5

 Возраст : 4-5 лет:

Тема :   Ознакомление дошкольников с флорой и фауной родного края .

Цель : Расширить знания учащихся о  флоре и фауне родного края .

Задачи:  

Образовательные : Продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина , родной край ; продолжать знакомить с  природными  богатствами Сахалина;

Развивающие : развивать связную речь, активизировать словарь;   Воспитательные : воспитывать любовь к  родному краю , к ее природе, бережное отношение к ней.

Материалы и оборудование : шишки, осенние листья, муляжи грибов, картина, фотографии; корзинка с яблоками, корзина для грибов, ширма, мягкая игрушка Ёжик, ковровое покрытие для пола  «Травка» , макеты осенних деревьев, ноутбук, динамики.

Предварительная работа:  оформление уголка  «Сахалин край  родной » , беседы о растениях, животных, озерах, реках, лесах, чтение стихов про  родной край .

Методические приемы : беседа, вопросы и ответы детей, показ, указания, поощрения

Ход занятия .

 Группа  оформлена в виде осеннего леса: на полу  «трава» , желтые листочки, грибы, шишки.

В углу стоит ширма, оформленная в виде фрагмента леса.

Организационный момент .

Звучит музыка.

-Ребята, хотите послушать стих, который я прочту?

- Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я, думаю, мне больше не найти!

-О чем стих?

- Ребята, как называется наша родина?

- Вы любите свою родину?

- За что вы ее любите?

- Ребята, я тоже люблю нашу родину –Сахалин - за величие, красоту, богатство природы.

- Чем богата природа нашего района?

Основная часть .

- Хотите мы сегодня отправимся в лес и увидим своими глазами всю красоту и богатство природы .

- Тогда нам нужно представить, что мы птицы, чтоб быстрее добраться до леса.

Летят и говорят:

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса

Гром, туманы и роса,

Человек и время года…

- называется?

Дети : Природа.

Воспитатель : Вот мы и в лесу.

- Ребята, какое сейчас время года?

-Что случилось с листьями?

-Почему осенью деревья сбрасывают свои листочки?

- Природа готовится ко сну.

Из-за ширмы появляется ежик с корзинкой.

Идет фыркает, детей не замечает.

- Ой, ребята, это кто?

- Он нас не видит. Давайте с ним поздороваемся! Ёжик, здравствуй!

Ёжик : Ой, Ой…Здравствуйте, ребята! Я к зиме грибы здесь собираю. Вот корзину с собой взял. На спине все не унесу. Только вот я устал, листва под ногами, а ноги у меня коротенькие, тяжело идти.

Воспитатель : А ты отдохни. У нас дети трудолюбивые, быстро соберут тебе грибочков.

Ёжик отдает корзину детям. Сам отдыхает .

Воспитатель:   Ребята, только грибы собрать будет непросто. Нужно отгадать загадки этих грибов.

Древесный ствол имею я,

Есть корни, ветви у меня.

Расту высоким, тень пускаю,

Если раскидисто бываю  (дерево)

- А какие деревья и кустарники растут в наших лесах и районе? ( береза, сосна, ель, рябина, калина, черемуха, клен, яблоня, лиственница, тополь, пихта, ива, вязь, ольха, шиповник, орешник )

- Давайте поиграем в игру  «Назови правильно» . Как называются листья этих деревьев? Я называю дерево, а вы правильно должны назвать: лист у него какой?

Словесная игра  «Назови правильно»

Береза- березовый

Ольха- ольховый

Клен- кленовый

Калина- калиновый

Тополь- тополиный

Рябина- рябиновый

-У нас уже есть один гриб.

Загадка:

Посреди поля лежит зеркало ,

Стекло голубое, оправа зеленая  (озеро)

- Ребята, вы знаете, Сахалин богат озерами… и реки есть! А какие названия озер и рек вы знаете.

Показ   двух фотографий и картины на доске

-Ребята, мы уже набрали два грибочка. Но надо еще немного, этого ёжику не хватит. Зимы у нас долгие и холодные. Давайте сорвем еще один гриб.

Загадка.

Показ картины на доске .

Физминутка.

- Ребята, как вы знаете на горе очень сильно дует ветер…Давайте мы с вами представим, что мы с вами деревья и на нас дует ветер…Поиграем.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше.

- Молодцы, ребята! Сорвем для ёжика еще один грибочек, и этого ему на зиму, думаю, хватит.

- Молодцы, ребята. Давайте обрадуем ёжика и отдадим ему грибочки.

Ёжик : Ух- ты, сколько грибов…Спасибо вам, ребята. Вижу, вы на славу потрудились. Этого мне хватит на целую зиму. А вам я хочу подарить вот эту корзину с яблоками. Теперь мне пора возвращаться к себе. Спасибо. До свидания.

Воспитатель : Спасибо, ёжик! И нам пора возвращаться в садик. Возвращаться мы будем красиво, друг за другом.

Дети красиво строятся друг за другом и шагают под песню

«По дороге с облаками» .

Дорога, дорога похожа на друга,

Похожа на друга, с которым всегда,

Всегда интересно и даже не тесно

На узенькой самой тропе никогда.

Хорошо под небесами.

Словно в лодке с парусами,

Вместе с верными друзьями

Плыть куда глаза глядят.

По дороге с облаками,

По дороге с облаками

Очень нравится, когда мы

Возвращаемся назад.

Итог   занятия .

-Вот мы с вами и в садике. Вам понравился наш поход в лес?

- Что мы делали в лесу?

- Что нового вы узнали?

Приложение № 6

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

Путешествие по городу

Цель: знакомить с родным городом

Материал:  альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.


Сложи герб из фрагментов

Цель:  способствовать закреплению знаний о гербе города

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.


Флаг России

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал:  полосы красного, синего и белого цвета

Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

Где находится памятник?

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал:  изображения памятников

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.


Собери узор

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.


Приложение № 7

Целевая прогулка к русской березке

Цель:

1.Формирование патриотического сознания дошкольников;

2.Воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке – символ России.

Задачи:

1.Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе;

2.О её взаимосвязи с окружающей средой;

3.Знакомство со стихами, песнями, загадками о берёзке;

4.Развитие у детей познавательной активности, активизации и обогащении их словаря;

5.Воспитание любви к русской берёзке, бережного отношения к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!

Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Конспект викторины по духовно-нравственному воспитанию"Родной свой край-люби и знай!" старшая группа

Конспект викторины для детей старей группы "Родной свой край- люби и знай!"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай»(средняя группа)...

Проект «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Родной свой край люби и знай»...