Проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Родной свой край – люби и знай»
проект на тему

Бедакова Елена Алексеевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx64.95 КБ

Предварительный просмотр:

                 Проект  по нравственно – патриотическому воспитанию

«Родной свой край – люби и знай»


                                                             «Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность темы:

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины, ведь, яркие впечатления о родной природе, о истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения в содержании образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Познакомить с культурой и традициями Ханты-мансийского округа

Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды

Воспитывать любовь к родному городу, краю, гордиться им.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов.
  • Технологический блок: Разработка конспектов непосредственно – образовательной деятельности с использованием развивающего обучения.
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение месяца.

Основная область программы: познание.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка, физическая культура.

Обеспечение проектной деятельности:

  1. Подбор литературы,
  2. Подбор предметов народно-прикладного искусства. Выставки книг, рисунков, поделок.
  3. Оформление дидактических игр.
  4. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
  5. Сбор разного вида бросового материала.
  6. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
  7. Создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты).




Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Изучение и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Советский – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Югра!»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Ханты-мансийского округа”, «Птицы и животные нашего леса».

Экскурсии по городу.

Оформление дидактических игр по краеведению: 
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Выставка рисунков «Сделаем наш город чистым» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы нашего края», лепка из соленого теста «Хантыйский праздник».

Чтение стихов, сказок народов ханты и манси.

Проведение подвижных игр ханты и манси.

Оформление стенда «Югра – наш общий дом!»

Изготовление макета «Север».

Открытие мини – музея «Игрушки детей ханты и манси».

III. Презентационно - завершающий.

Выставка предметов детского творчества.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”



При подготовке детей дошкольного возраста к школе возникла необходимость дополнительных коррекционно-развивающих занятий по подготовке руки к письму. Проблема заключается в развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Причина – мышцы пальцев слабые и рука быстро устает. Значит, для написания элементов букв у них не хватает мускульной натренированности. Традиционным методом обучать детей элементам письма удается, но как подготовить руку ребенка к письму необычным способом, чтобы ребенок с удовольствием развивал свою руку, чтобы на занятии он справился с поставленными задачами, чтобы формировалась адекватная самооценка, чтобы на занятиях в своей группе он был уверенным и успешным?

Л.С.Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Как же преодолеть это нежелание? Важно, чтобы педагог глубоко понимал те психические процессы, которые протекают в сознании ребенка во время письма. Идея итальянского педагога Марии Монтессори - подготовить руку к письму можно без письма – системой подготовительных упражнений. Она утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе; особенно же подготовить движения при помощи повторных упражнений, выработать механизм в подготовительных действиях. Если работой, которую должен выполнять ребенок, является письмо, то мы, следовательно, должны найти для него ряд таких подготовительных упражнений, после которых он приступает к письму, не занимаясь им раньше непосредственно. М. Монтессори писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. Я поставила перед собой цель – снизить психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму. Ведь именно эти нагрузки и перегрузки страшны, а не объем вводимой информации. Близорукость, гипертония, желудочно-кишечные заболевания и многие другие болезни начинаются, как ни странно, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для подготовки руки к письму было разработано много интересных методик /методика Потаповой Е.Н., М.Монтессори, Лосева П., Сиротюк А.Л./

Используются разнообразные стимульные материалы /спички, проволока, трафареты, вкладыши, штриховка…/

Цикл комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста “Подготовка руки к письму”, через продуктивный вид деятельности - ручной труд, и познавательное развитие - ознакомление с традициями и декоративно-прикладным искусством обско-угорского народа Ханты - Мансийского округа, в котором мы живем.

  • Первый комплекс - работа с иголкой и тканью.
  • Второй комплекс - работа с бумагой /вырезание ножницами, обрывание листа/.
  • Третий комплекс - работа с бисером и ниткой /бисерография/.

Этот подход:

-развивает познавательные процессы;
-развивает координацию движений /вдевание нитки в иголку/;
-развивает тактильные ощущения /работа с тканью, бисером/;
-дает представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;
-учит детей самостоятельно работать над изготовлением предметов быта;
-воспитывает у детей любовь к прикладному искусству обско-угорских народов;
-позволяет снизить психологическую нагрузку ребенка; 
-позволяет выработать механизм в подготовительных действиях, после которых ребенок приступает к письму, не занимаясь им раньше непосредственно.

Работа с иголкой и тканью.

Занятие 1: “Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”

Задачи: дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы, воспитывать интерес к коренному народу Ханты – Мансийского округа, познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов; познакомить детей с иголкой и наперстком, объяснить им необходимость в работе; развивать интерес к шитью иголкой и наперстком различных изделий.

Материал: иголка, игольница, нитки, наперсток, ткань, ножницы, магнитофон, записи музыкальных произведений хантыйского поэта Ю.Шесталова.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси.

Дети рассматривают фотографии хантыйских изб на стойбище, рассматривают предметы народного быта ханты /туесок для сбора ягод сделанный из кореньев кедра; берестяная колыбель для младенцев; сани - “нарты” для перемещения; ложки из дерева; игольницы для игл; мешочки для рукоделия, в которых хранятся игольницы, нитки, иголки, ножницы…/

Я познакомлю вас с культурой быта Обско-угорских народов, к ним относятся национальности ханты и манси. Живут они на родовых угодьях /стойбищах/. Дома у них бревенчатые; хозяйственные постройки на больших высоких столбах, где они хранят продовольственные запасы. На столбах этих сделаны рубцы, чтобы зверь не смог забраться. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины обско-угорских народов изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами. Они вкладывали всю свою душу. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Женщина работала в зимнее время. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка” и т.д. В орнаменте в яркой форме раскрываются эстетические вкусы народа, богатство и национальное своеобразие народа, чувство ритма, понимание цвета и формы.

Психогимнастика “ЗАЙКА И БАРАБАН”.

Зайка взял свой барабан и ударил трам-трам-трам. И ударил трам-трам-трам.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.

-Сегодня мы с вами подружимся с такими друзьями как иголка и наперсток. Педагог показывает хантыйскую игольницу. Вы видите, что у мастерицы иголка и наперсток тоже лежат в определенном месте. /Дети рассматривают изделия/

-Наперсток нужен мастерице, чтобы не уколоть пальцы. Хантыйская мастерица обшивала всю семью. Для того чтобы обшить всю семью приходилось шить долгими вечерами и днями.

Работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/. У вас у каждого на столе иголка, наперсток и ткань. Давайте пошьем по ткани, /иголка идет на вас, а наперсток помогает иголке быстрее продвигаться вперед по ткани/. Этому делу нельзя научиться сразу, но вы всему научитесь. Дети по ткани делают разные стежки. Молодцы, хорошо вы шили.

Рефлексия. А сейчас, расскажите по очереди, какие чувства вы ощущали, когда рассматривали предметы быта, какие чувства испытывали, когда шили?


Занятие 2: “Орнамент обско-угорских народов”.

Задачи: познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты и манси; дать представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов; воспитывать любовь к прикладному искусству обско-угорских народов; развивать интерес к шитью иголкой и наперстком различных изделий.

Материал: образцы цветовой гаммы хантыйской вышивки, образцы цветовой гаммы мансийской вышивки; иголка, игольница, нитки, наперсток, ткань, ножницы, магнитофон, запись Хантыйской спокойной музыки.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в чудесной мастерской.

Рассматривание видов орнамента; карты округа с обозначением рек. Особый характер угорскому орнаменту придает активный элемент движения в ленточном построении орнамента. Орнамент выражает национальные традиции. Мы можем узнать по виду орнамента место жительства /орнамент “головка”, “крылья большой чайки” говорит о том, что эти мастерицы проживают на реке Обь; орнамент “тетеря” говорит о том, что эти мастерицы живут на реке Казым; орнамент “щучья челюсть” говорит о том, что мастерицы живут на реке Ляпин. Орнамент прямая линия “прямой след”, полоски контрастного цвета говорят о том, что эти люди принадлежат охотничьей культуре; орнамент “рога оленя” - обозначает уважение и почитание этому животному. Домашний олень – это основа жизни в тундре. Орнамент “пав” - треугольник, если перевести старинные песни, то слово пав имеет значение скорлупы кедровой шишки. Треугольник с прямым углом – священное лезвие или топор. В этом узоре кроется глубинный смысл. Мастерицы говорят “священное железо”, божественное, святое. Потому что топор помогает им охотиться, добывать пищу. Много узоров связанных с животным миром: ноги утки, утиный выводок, щучьи зубы, беличьи ушки, заячьи лапки, что указывает на охотничью основу мировоззрения народа.

Психогимнастика “ОСЫ”.

Осы любят сладкое, к сладкому летят. И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать ими в разные стороны.

Работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/

У вас у каждого на столе иголка, наперсток и ткань. Давайте пошьем по ткани, /иголка идет на вас, а наперсток помогает иголке быстрее продвигаться вперед по ткани/. Этому делу нельзя научиться сразу, но вы всему научитесь. Дети по ткани делают разные стежки. Молодцы, хорошо вы шили.

Рефлексия. Расскажи, чему ты научился на занятии? Что тебе больше всего понравилось?



Занятие 3: “Игрушки детей народа ханты и манси”.

Задачи: познакомить детей с хантыйской куклой “акань”; обратить внимание на особенности кукол; воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле “акань”, развивать чувство гордости за народ ханты через национальные традиции; учить изготовлять куклу, показать последовательность изготовления.

Материал: игольницы, иголки, нитки, ткань однотонная прямоугольной формы 13х10 см; полоски, магнитофон, записи Хантыйской спокойной музыки.

Однотонной ткани трех видов 4х16см; белая ткань 20х15 см.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в кукольном царстве.

-Давайте вместе посмотрим выставку кукол.

-Здесь куклы разных регионов /показываю куклу сургутских ханты, средне-обских ханты, шурышкарских ханты и т.д./. Хотите узнать о кукле – “акань”?

Сейчас удобно сядьте на ковер.

“Акань” - хантыйская кукла. В такие самодеятельные куклы, сшитые из ткани сукна или меха, играли хантыйские дети. Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. Куклы дарили своим родственникам и сами получали подарки. Вместе с маленькими хозяйками акань отправлялась в оленеводческие стада, на рыбалку, на праздники. На лице у “акань” не принято было делать глаза, нос, рот, так как эта кукла считалась священной. По поверью в такую куклу мог вселяться злой дух из Нижнего мира, а это в свою очередь повлечет несчастье/к примеру болезнь ребенка/. Посмотрите, в этом чуме живут куклы – акань. Их только двое. Как вы думаете, не скучно ли им вдвоем? Как по – вашему, их можно развеселить? /ответы детей: да, надо сшить кукол/.

Психогимнастика “КОМАРИК”.

Не кусай, комарик злой! Я бегу уже домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”, которым “комарик” пытается “укусить” ребенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз /это – “лапки”/.

Самостоятельная работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/. -Надо сделать голову из лоскутков, сшить красивое платье.

-Теперь мы с вами приступим к изготовлению головы. Сверните белый материал трубочкой, согните пополам. Будем накладывать цветные полоски. /3-4/ отступая небольшое расстояние, а сейчас наденем платок /сложите квадрат пополам по диагонали/. Закрепите голову /поверху закрепляем круговыми движениями ниткой или пришиваем иголкой/.

-Покажите друг другу, какие у вас получились головы?

-Какие вы молодцы!

-А теперь приступим к шитью кукольного платья, на платье у нас не будет полосок, этому мы научимся на других занятиях.

Рефлексия. Скажите, какое настроение у вас? А какие чувства вы сейчас испытываете?


Занятие 4: Знакомство со сказками народов Севера.

Задачи: познакомить детей с хантыйской народной сказкой “Иде”; учить детей шить из легкой ткани /ситец, сатин/ платок; учить вырезать из ткани квадрат и прямоугольные полоски для оформления краев платка; развивать у детей глазомер, привить детям желание изготовлять хантыйский платок для женщины.

Материал: 4 полоски разноцветной ткани 15х2 см, игольница, иголка, нитки, однотонная ткань 15х15, образцы платков, магнитофон, запись Хантыйской спокойной музыки.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в кругу среди народных хантыйских сказительниц.

Чтение сказки “Иде”. Рассмотрим иллюстрации сказки, на которой изображена хантыйская женщина в платке /обратить внимание на орнамент платка/. Платок носят зимой для тепла, в летнее время он защищает голову от комаров, мошек.

Посмотрите, хантыйская кукла “акань”, тоже надела платок. Вы знаете, что в далекие времена женщины шили платки сами. Каждая женщина шила свой платок непохожий на другой. Каждый платок был неповторим. Вот как женщина шила свой платок. Она выбирала для квадрата ткань яркой расцветки, а края полоски шила обычно из однотонной ткани. Мы сегодня с вами будем шить платок для акань.

Психогимнастика “БАБОЧКА”.

Бабочка – коробочка, улетай под облачко. Там твои детки на березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. “Бабочка сидит”. Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Самостоятельная работа за столом/сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/. Предлагаю выбрать ткань для платка. Тем, кто затрудняется в выборе ткани, помогаю выбрать ткань и раскроить ее. Дети сшили красивые нарядные платки для “акань”. Как вы думаете, вашей кукле понравился платок?

После занятий поиграйте с хантыйской куклой “акань”. Наденьте платок на свою куклу. Видите, каждый платок красив по-своему и каждая “акань”, поэтому по-своему хороша. Рефлексия. Расскажите, какое настроение у вас? Что вы чувствовали, когда сшили платок для куклы?


Занятие 5: “Традиции обско-угорского народа”.

Задачи: познакомить детей с традициями, обычаями обско-угорского народа, учить ценить прошлое; познакомить детей с юганской куклой – пакы; учить детей выделять особенности изготовления куклы; упражнять детей в спиральном завертывании полосок для головы, украшать полосками ткани голову; прививать интерес к изготовлению юганской куклы – пакы.

Материал: игольница, иголка, нитки, однотонная ткань 15х15, образцы платков.

Цветные полоски /4-10/ ткани, магнитофон, запись Хантыйской спокойной музыки.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами народные умельцы.

Самостоятельная работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/.

У каждого народа существуют свои традиции, обряды. У обско-угорского народа есть традиция весной отмечать праздник Ворона, есть обычай наряжать березку разноцветными ленточками, есть традиция проводить обряд “Священного огня”, и традиция шить куклы своими руками.

Мы с вами на занятии шили куклу – акань. Сегодня мы сделаем куклу – пакы. Вы сейчас увидите, что эти куклы отличаются друг от друга. Скажите, во что одета кукла – пакы. У нее красивый халат и платок.

-Дети, вам хочется сделать такие куклы – пакы?

-Посмотрите, как надо делать голову. Свертываем полоску со светлой ткани пополам и закручиваем, затем сплющиваем. На лицо накладываются цветные полоски /4-10/ ткани, чередуя темные и светлые тона.

Начиная от лица, верхняя часть платья /грудная часть куклы/ спирально завертывается, а затем внизу пришивается.

Психогимнастика “СОБАКА”.

У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

А теперь мы с вами пришьем халат из тонкого сукна, украшенный бисером. Нарядный халат куклы подвязываем поясом, позади его концы опускаются до низа халата. Пояс лучше пришить к халату. Грудь куклы украшаем бисером.

Теперь на куклу наденем платок с кистями. Вот и кукла готова. Вы можете поиграть с куклами.

Рефлексия. Расскажите, кем вы себя представляли, когда шили кукол? Что вам понравилось делать больше всего.


Занятие 6: “Знакомство с мансийской народной сказкой “Гордый олень”.

Задачи: познакомить детей с мансийской сказкой “Гордый олень”; продолжать учить детей делать платок для юганской куклы Пакы; упражнять в выдергивании по краям ниток для кистей платка; воспитывать аккуратность, развивать усидчивость, доводить начатое дело до конца.

Материал: ткань треугольной формы, ножницы, игольница, иголка, образец платка, магнитофон, запись Хантыйской спокойной музыки.

Ход занятия. Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в кругу среди народных мансийских сказительниц.

Чтение сказки “Гордый олень”. Рассматривание иллюстраций сказки /обратить внимание на женщину в платке, на орнамент платка/. Хантыйские и мансийские народы своих детей обучают с раннего детства. Девочка готовится стать хозяйкой и матерью. Даже при сватовстве судят о невесте по ее детским и юношеским работам, в том числе и игрушкам. Образцом может служить кукла, или как ее называют пимские ханты – “пакы”. Разумеется, что в начале куклу для девочек изготавливает мама или кто-либо из старших женщин в семье, чуть повзрослев, она сама берется за ткань и ножницы.

Мы с вами уже шили хантыйский платок, который носят Казымские ханты. Посмотрите и скажите, какой платок носят юганские ханты? Сегодня мы с вами будем делать такой красивый платок. Он может быть квадратной или треугольной формы. Чтобы получились кисти необходимо выдергивать по краям нитки. Посмотрите, как это делается, попробуйте сделать так же кисти.

Психогимнастика “МЫШКА”.

Серенький комок сидит и бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Самостоятельная работа за столом /сопровождается Хантыйской спокойной музыкой/. Помочь отдельным детям понять, как правильно делать кисти.

Подвижная игра “У оленя дом большой”.

Рефлексия. Вот вы и научились шить кукол. Платочки, узнали много интересного про жизнь обско-угорского народа. Скажите, что вам понравилось больше всего в этих занятиях, почему?


Конспект познавательного занятия "Что? где? когда?" для детей 6-7 лет по ознакомлению с родным краем

Цель: активно поддерживать высказывания на вопросы игры; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; реагировать на высказывания партнера;

расширять и обогащать представление детей о родном крае, жизни коренного

населения Севера; воспитывать любознательность, интерес к своей Родине.

Словарная работа: нефть, чум, нарты, бисер, чувал.

Материал: экспонаты (одежда народа ханты, нарты, украшения из бисера, схема кроссворда, фотографии, черный ящик,

барабан с цифрами, медали для награждения.

Предварительная работа: альбомы по родному краю.

Создание мини-музея в группе «Югорка».

Проведение кружка «Край, в котором я живу».

Ход.

(Входит воспитатель одетая в национальную одежду жителей севера – ханты)

Воспитатель: Я, тетушка Аннэ – хозяйка тайги, хочу пригласить знатоков д \ с «Елочка» на игру «Что, где, когда? », прошу занять места за столом на котором находятся конверты с вопросами. Уважаемые знатоки, прошу выбрать капитана команды .(дети совещаются и выбирают)

Тетушка Аннэ: Капитан команды Ксения. Задача капитана -анализировать ответы и выбрать знатока, который будет отвечать на вопрос. (На столе разложены конверты с номером вопроса и волчок со стрелкой). Перед вами волчок со стрелочкой указывающий на конверт в котором находится вопрос присланный жителями нашего округа Югра. (дети садятся на стулья вокруг стола).

Т. Аннэ: Итак, раскручиваем и узнаем номер конверта .(Раскручивается волчок) конверт № 7. Вопрос прислала житель города Сургута, Юлия Сергеевна, учитель математики, школы № 5.

Т. Аннэ: Уважаемые знатоки! Внимание, видеовопрос (включается запись по ДВД) «Прошу ответить на мой вопрос: каким полезным ископаемым богат наш округ и почему его называют «черное золото»? (дети совещаются 1 минуту и дают ответ)

Ответ : В нашем округе добывают нефть. «черное золото» называют потому что самое важное богатство, которое необходимо для всей страны как топливо, резина, пластмасса.

Т. Аннэ : Ответили правильно, продолжаем игру.Раскручиваем волчок и узнаем номер конверта с вопросом. (раскручивается волчок) .Конверт № 3.(т. Аннэ достает вопрос) .

Житель города Советского Юрий Васильевич, водитель задает вам такой вопрос: «Как называется место, где ханты останавливаются для промысла рыбы и охоты и покажите и назовите виды домов ханты? »

Ответ: Место, где останавливаются ханты для временного проживания и промысла называется -стойбище. Виды домов – чум –летний дом.изготовлен из шкуры оленя, изба – зимняя, построена из бревен, лабаз –дом для хранения вещей и продуктов, построен из бревен на высоких стойках, чтобы животные не могли добраться.

Т. Аннэ: Молодцы, счет 2 – 0 в пользу знатоков.Раскручиваем волчок и продолжаем отвечать на вопросы (дети раскручивают волчок, т. Аннэ достает письмо с вопросом) .

Т. Аннэ : Итак, конверт № 1. Ученик школы Николай Рябов, 12 лет. поселок Солнечный, задает Вам такой вопрос: «Знаете ли на какие половины делятся жилище Ханта и как называется полка где хранятся голова и лапы медведя? »(дети обсуждают ответ, капитан решает, кто будет отвечать) .

Ответ: дом Ханта делится на две половины: мужская и женская, полка где хранятся голова и лапы медведя называется - священная., т. к. медведь, это священное животное для коренного жителя.

Т. Аннэ: И на вопрос Николая Рябова получен ответ, поздравляю Вас уважаемые знатоки, вы на все вопросы ответили правильно. Продолжаем дальше игру. (раскручивается волчок)

Т. Аннэ: Конверт под № 5. Этот вопрос прислан из города Ханты- Мансийска, ученицей 7 класса Алена Петрова : «Как называют младенца коренного населения севера, как называется кроватка в которой спит младенец Ханта? Какие виды кроваток вы знаете? (обсуждение команды в течение 1 минуты) .

Ответ: Младенца Ханта называют наврэм, кроватка для младенца –это колыбель, бывает дневная колыбель, где ребенка можно посадить и ночная, где он спит.

Т. Аннэ: Совершенно правильно, 4 -0 выигрывают знатоки. Узнаем какой следующий вопрос (раскручивая волчок узнают номер конверта).

Т. Аннэ: конверт № 4, итак, у нас вновь видеовопрос (запись на ДВД) задает вопрос воспитанник д\ с Родничок из нашего города Лянтор Артем Самойлов, 6 лет.

«Как называются камешки, которыми украшают национальную одежду ханты? »

Ответ: Украшают одежду бисером. Они бывают разного цвета, размера и формы.

Бисером вышивают различные орнаменты и узоры.

Т. Аннэ: Молодцы! ответ получен верный. Продолжаем игру и отвечаем на вопросы жителей нашего округа. (дети раскручивая волчок узнают номер конверта) конверт № 2.

Т Аннэ: Внимание! Черный ящик (выносят черный ящик). Константин Федорович, житель города Нижневартовск, пилот вертолета прислал макеты средств передвижения ханта- охотника и рыбака, назовите их. (обсуждение вопроса детьми в течение 1 минуты)

Ответ : Средство передвижение по воде, это лодка –долбленка, которую они делают из дерева; сани- нарты для охоты, нарты бывают мужские и женские.

Т. Аннэ: (достает из ящика лодку и нарты). Вы дали правильный ответ, 6-0 вы игрывают знатоки. Вновь раскручиваем волчок и узнаем номер конверта (крутится волчок), конверт № 6, в этом конверте фотографии и вопрос от жителя поселка Радужный, Ивана Петровича, пенсионера .(достает фотографии с изображением печи) Иван Петрович просит, назвать какие строят печи ханты, где их строят и для чего они предназначены? (обсуждение знатоков рассматривая фотографии) .

Ответ: Ханты строят хлебную печь на улице, для выпекания хлеба, а печь –чувал строят внутри чума для обогрева жилища и приготовления еды.

Т Аннэ: Молодцы, уважаемые знатоки! На вопросы, которые прислали жители нашего округа Югра ответили правильно, вы много знаете о нашем крае, коренных жителях, об их традиции и быте.А сейчас музыкальная пауза. Вы знаете очень красивую песню «Моя Россия» .Я прошу Вас спеть и отдохнуть (дети поют песню «Моя Россия» Г. Струве, выполняя движения)

Т. Аннэ: Прошу Вас занять свои места ответить на оставшиеся вопросы. (дети занимают места и раскручивают волчок) .Конверт № 8 .В этом конверте кроссворд, прислал житель города Когалым Александр Новоселов, студент института, Ответив на 6 вопросов мы найдем ключевое слово. Итак, блиц – опрос: разгадаем кроссворд и найдем ключевое слово :

1Название страны в которой мы живем.? (Россия)

2. Животное, которое кормит, одевает, перевозит жителей севера? (олень)

3. Хвойное дерево с большими шишками и съедобными орехами (кедр)

4. Бусины для украшения одежды (бисер)

5. Название нашего города? (Лянтор)

6. Средство передвижения (нарты)

РОССИЯ

ОЛЕНЬ

КЕДР

БИСЕР

ЛЯНТОР

НАРТЫ

Т. Аннэ: Кроссворд разгадали, ключевое слово «Родина», послушайте стихотворение «Родина».

Слышишь песенку ручья?

Это- Родина твоя.

Слышишь голос соловья? Это – Родина твоя.

Видишь звездочки Кремля? Это Родина твоя.

Садик, где твои друзья, это Родина твоя.

Руки матери твоей, звон дождей, и шум ветвей.

И в лесу смородина – это тоже Родина!

М. Пляцковский.

Т. Аннэ: Остался на столе последний конверт (открывает конверт). Марина Устинова ученица школы № 7 из города Сургут предлагает поиграть игру-загадку «Угадай сказку». Слушаем вопросы –загадки:

-Она красивая, но злая и ленивая поэтому превратилась в водоплавующую птицу.

Ответ: «Айога»

-Его били прутьями и появились красивые полоски на его чешуе.

Ответ: «Как появились у окуня полоски? ».

- Ее не слушались и она превратилась в маленькую птицу и улетела от них.

Ответ: «Кукушка».

Т. Аннэ: Уважаемые знатоки! На все вопросы вы ответили правильно. Подошла к концу игра «Что, где, когда? » о нашем красивом, богатом, удивительном, интересном крае и я хочу подарить вам альбом «Наш дом –Югра», созданный из ваших рисунков .

(вручается капитану команды) и медали с изображением капли нефти (вручаются всем участникам игры).

В отличие от традиционных занятий игра-КВН, викторины оставляют у детей не забываемые, яркие впечатления. Появление на игре хозяйки тайги- тетушки Аннэ с письмами от жителей Югры было для детей приятным сюрпризом. Отвечая на вопросы дети находили нужные фотографии, использовали модели, схемы, рассказывали по картинам; вспоминали и называли слова на хантыйском языке, такие как, ребенок – наврэм, хлебная печь – нянкэр, одежда из оленьей шкуры- сах. Ребята с удовольствием разгадывали кроссворд, в результате которого появилось ключевое слово – Родина. Знания сказок народов Севера помогло угадать героев по коротким отрывкам. Особый восторг вызвали вопросы, которые звучали с экрана телевизора от жителей Югры. И хотя многие вопросы были сложны для детей возраста 6 лет, но знатоки игры справились, так как имеющиеся знания о родном крае, о коренных жителях ханты, об их традициях, быте, промысле помогли найти правильные ответы. По окончании игры детьми был создан альбом «Моя Родина - Югра», в котором были использованы рисунки детей. Данный альбом является гордостью нашей группы. А все почетные гости получают копию этого альбома. И каждый воспитанник произнося «Моя Родина –Югра! » вкладывает свою любовь, уважение к родному краю и его жителям.






КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 
для подготовительной группы 
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЮГРУ» .
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширить представления детей об особенностях нашего края, истории родного города. Проявлять интерес к народной культуре народов ханты и манси. Освоить элементарные представления о национальной одежде этих народов, их типичных занятиях. Воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт. Формировать чувство любви к малой Родине. 
ХОД ЗАНЯТИЯ: 
Показ глобуса. 
Воспитатель: Дети, скажите, что это? (Глобус). Правильно, это наша планета - Земля. 
- Как вы думаете, какого цвета больше на нашей планете? (Голубого, синего) - А что обозначается синим цветом? (Моря, реки, океаны, озёра) 
Воспитатель: На нашей планете Земля много различных стран. Показать и назвать (Англия, Франция, Африка и т. д.) 
- А как называется наша страна? (Россия) 
- На каком языке мы говорим? (На русском) 
- Как называется наш край, где мы живём? (Ханты - Мансийский) 
- Наш край можно назвать по - другому, Югра, или ласково и нежно - Югория. А для нас с вами Югория стала Родиной, где мы родились и живём. 
Я Родины себе не выбирал 
Она, как жизнь даётся от рождения 
Мне стала вьюжная, суровая Югра, 
Откуда в жизнь шагнул и где иду я... 
-Ребята, а мы с вами в каком городе живём? 
-Ребята, я предлагаю вам, отправится в путешествие на машине времени. Сейчас включим кнопку, и мы очутимся в прошлом, узнаем, как раньше жили древние народы Ханты и Манси. 
Включить космическую музыку. 
Выходит кукла Окси. 
- Дети, нас встречает девочка Окси, она хантыйка и хочет рассказать вам о своём народе. 
ВКЛЮЧИТЬ ФОНОГРАММУ. 
Окси. - Вуша удант! (Здравствуйте мои дорогие друзья) 
Дети: Здравствуй, Окси! 
Окси: Югра, родная - заветный край России! 
Земля легенд и сказок старины. 
В твои просторы, зори молодые 
Мы с детских лет всем сердцем влюблены. 
Как добрый друг, хозяйка той земли 
Я вам в пути поддержку обещаю 
И в край Югорский всех вас приглашаю! 
- Кому как не мне, хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов хантов и манси. 
Давно это было когда пришли в этот старинный край ханты и манси. Леса здесь были непроходимые, болота топкие. Суров был край, но богат очень: кедра было - видимо невидимо, болота были сплошь заняты утками, а зверья всякого полным - полно. Людям здесь тоже жилось привольно: охотились, рыбачили, разводили оленей. Зимой шили из оленьих шкур одежду, а женщины расшивали её бисером. Посуду мастерили из бересты, коры. В основном ханты и манси жили охотой и рыбной ловлей. Народ ханты и манси вели кочевой образ жизни. Они переезжали с одного места на другое. Чум - так называется у них дом. Много воды утекло с тех пор в реках. Пришли сюда первые русские люди - самоходы. Ханты и манси научились говорить на русском языке. Много изменилось с тех пор, а народ весёлый да 
умелый остался. Хантыйские женщины искусные мастерицы. 
- Посмотрите, какие узоры они выполнили своими руками. (Показ картинок) 
- Каждый узор северянки называли своим названием: (показать узоры) 
«Бегущая собака», «Медвежьи ушки», «След медведя», «Кости щуки», 
«Большие рога оленя», «Ворон», «Крылья гуся» Такими узорами северянки украшали пояса, шубы, сумочки, сапоги, платья. 
ФИЗМИНУТКА «Снежинки» 
Закружились, завертелись. Покружиться на месте. 
Белые снежинки 
Вверх взлетели белой стаей. Поднять руки. 
Лёгкие пушинки Покружиться на носках. 
Чуть затихла злая вьюга Присесть, руки к полу- 
Улеглись повсюду Опустить руки, встать прямо. 
Заблистали, словно жемчуг Встать, руки вперёд. 
Все дивятся чуду Развести руки в стороны 
Заискрились, засверкали Руками выполнить 
движение «Ножницы» 
Заспешили на прогулку Шаги на месте. 
Дети и старушки 
- А теперь отгадайте загадку Окси. 
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко рога раскинув широко. 
Кто это? (Олень) (показ картинки) 
Ханты и манси живут в тайге, в чуме. Чум это такое жилище, которое в любое время можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников-оленеводов. Северный олень это животное, которое кормит и одевает северян. Ребята, посмотрите на картинку и опишите какой олень? 
Олень очень красивое животное. Бежит он легко, красиво, гордо подняв голову. Ноги у него сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес. Основным кормом оленей являются листья деревьев и кустарников, а зимой их ветки и кора. 
Северный олень. 
М. Шульгин. 
Для колес, копыт и ног много сделано дорог, 
Ну, а если снег и сопки, перевалы на пути? 
Там всегда в метель и стужу, 
Без дорог и ночь, и день, 
Человеку честно служит быстрый, северный олень. 
-А теперь, ребята машина времени перенесла нас в настоящее время, (включить фонограмму). Тишину леса нарушили звон пилы и стук топора. Это приехали сюда в северные края геологи, строители, нефтяники, лесозаготовители. Начали они строить себе дома. Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается. Города Югории росли и мужали, появилась железная дорога, пошли сюда поезда. О нашем крае композиторы сочинили песню «ЮГОРСКАЯ ДОЛИНА» 
В Москве январь, в Москве зима 
И слякоть под ногами 
А там, где ты - снега, снега 
Метели между нами 
Там далеко, там далеко 
Мое осталось сердце 
И опять ищу легко 
На карте это место 
Югорская долина, скучаю без тебя 
Югорская долина, к тебе приеду я 
Осталось мое сердце среди твоих снегов 
Югорская долина - там, где живет любовь 
А звезды плыли надо мной 
В узоре белоснежном 
Ты был со мной, ты был со мной 
И преданным и нежным 
И наша встреча каждый час 
Становится все ближе 
И не найти счастливей нас 
Когда тебя увижу 
Югорская долина, скучаю без тебя 
Югорская долина, к тебе приеду я 
Осталось мое сердце среди твоих снегов 
Югорская долина - там, где живет любовь 

«Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Цель:  Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».

Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

Словарь:  ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

Ход занятия:

  1. Предварительная работа.

Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

-  В какой стране мы с вами живем?

-  Как вы думаете, какая Россия по величине?

-  Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна.  Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане  этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

-  Какие города России вы знаете?

-  В России много рек. Давайте их найдем на карте.

-  Что такое Родина.

-  Правильно! Там, где вы родились.

-  Как называется поселок, в котором вы живете?

Салым – это Родина многих из вас.

  1. Природа нашего края.

Природа Салыма очень красивая и разнообразная.

-  Кто из вас был в лесу?

-  Кто знает, как называется густой дремучий лес?

-  Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? В тайге растут высокие ели, сосны, пихты.

-  Какие ягоды вы собираете в лесу?

(черника, брусника, голубика, морошка, клюква).

-  Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому здесь растут.

-  Какие животные живут в наших лесах?

(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, хорек, соболь и т.д.)

  1. Коренные жители.  

-  Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Повторите за мной – ХАНТЫ и МАНСИ.

Поселение хантов называется – Стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты  делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах.

Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.

-  Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, чебак, язь, сорожка).

-  Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

Посуду  Ханты изготавливают из бересты, дерева.

Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают  своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Давайте посмотрим на детей - Хантов.

-  Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).

-  Почему вы решили, что не холодно?

(на них теплая одежда).

-  Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.

На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.

-  Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и являются для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах.

Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д.

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам расскажу одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА.

  1. Чтение сказки.
  2. Беседа о прочитанном.

-  Чему учит эта сказка?

-  О чем северный народ хотел предупредить своих  детей?

(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

  1. Итог занятия.

-  Как называется наша страна?

-  Поселок, в котором мы живем?

-  Как называют коренных жителей?

                       

     

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                           КУКУШКА

          Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

        И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»

      Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.

-  Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

-  Мама, мы тебе водички принесли.

-  Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

        Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

        Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.

        

                                                                                                       


«Промыслы коренных народов севера».

Цель:

Познакомить детей  с   промыслами    народов севера.

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой” родине, ее истории, настоящему и будущему.

Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;

активизация словаря: оленевод, малица, чум, нарты. 

Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю

 Предварительная работа:

Чтение произведений Р.Ругина «Молитва рыбака», «Молитва охотника», «Молитва пастуха», «Песни трудовые» в записи и литературной обработке Е.Г.Сусой,Леонид Лапцуй «Сказка о ерше прыгунке и засоне карасе»,П.Явтысый «Как пастух рыбаком стал»

Разучивание игры – «Ловкий оленевод»,

Цикл бесед на тему «Моя родина- Югра».

Рассматривание иллюстраций ,сюжетных картинок по теме «Народы севера земли»

Наглядный материал:

Экспозиции мини-музея «МОЯ РОДИНА-ЮГРА»,

Развивающая игра “Сложи картинку” (6 видов картинок квадратной формы с изображением  охотника и рыболова)

Кольцеброс, вырезанная фигура «Оленя»

 

Ход занятия:

Воспитатель:   - У мудрого филина всегда для нас есть загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто сегодня пришел к нам в гости.

Все говорят,
Что похож я на папу –
Такой же весь белый
Такой косолапый.
Но только и папа 
Похож на меня –
Такой же охотник рыбалки

Как я!

Правильно!                            Это белый медвежонок.

 Сегодня медвежонок  хочет   пригласить вас в мини-музей и рассказать  о жизни коренных народов севера  

 Послушайте легенду …

“Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”

Эти счастливые люди — ханты и манси.

Рассматривание музейной экспозиции.

 Воспитатель::  - Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?

Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?

Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.

Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.

 Воспитатель:: Народная мудрость гласит:

 Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.

  В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый.

Воспитатель::   : Северные народы уважают и любят - оленей. Заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага - овода. Охраняют от хищника - волка

«Подвижная игра - Ловкий оленевод» .       

Воспитатель:: Но это не единственное занятие народов севера. Чем же они еще занимались? Вы знаете, медвежонок мне говорит, что он принес вам …(воспитатель достает конверты с игрой).  

Что же это? Здесь игра. Медвежонок любит игры. Предлагает и вам поиграть. Хотите? Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее. (Дети выполняют задание)

 “Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку собирать”.  

1. Картинка «Охотник»

 Традиционные занятия  северных народов  тесно связаны с животным миром  Ханты-мансийского национального округа . Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведя

  «Живая пантомима»(ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ)

 Воспитатель - Вам необходимо проявить творчество, артистизм с помощью только движений, жестов и мимики, показать  животных и птиц обитающих в нашем лесу.

 

-Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.

2.Картинка «Рыбалов»

А еще занимаются   - Рыболовством.

: А какие рыбы водятся в наших реках?

 - Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь…

 Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод.  

 3.Творческое задание на дом от Мишутки:

Придумайте свою загадку про северную рыбу ,  и нарисуй к ней отгадку.

Идея! Сделайте в группе  сборник загадок о родном крае!  

Подведение итога:

Вот сколько мишутка рассказал нам о Севере.  

- А в заключение ответьте на некоторые вопросы:

- Назовите основные занятия  хантов и манси?

- Какую рыбу ловят в наших реках и озёрах?

- На чём вывозят ханты и манси свою добычу?

Удивительная природа Севера- во все времена лес был  домом для северного человека .Но только при бережном отношении он  будет и нашим другом.

Человек должен жить так, чтобы  не исчезали   ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину

Литература:

Л.В.Федоров. Северные родники.Тюмень,2001г.

Здравствуй,Югра.ХМАО,1998 г.

Арктика –мой дом.Москва.2001г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!

Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Актуальность:Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный....