Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа (младшая группа)

Желоватых Оксана Николаевна

Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

____________________ Л.И. Мифтахова

Приказ №          от                           2017 г.

                 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

«Детский сад «Медвежонок» г. Надыма

Протокол №      от                           2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

для второй младшей группы «Б»

на основе Примерной общеобразовательной программы

дошкольного образования

с учетом Комплексной образовательной программы

дошкольного образования «Мир открытий»,

научный руководитель Л.Г. Петерсон,

под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

воспитатели:

Желоватых О.Н.

Шевцова О.В.

Надым

2017

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для группы первого младшего возраста МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

Программные задачи:

Человек среди людей

• Формировать, конкретизировать первоначальные представления о себе, своей семье; полярных эмоциональных состояниях людей (веселый –грустный).

• Способствовать проявлению интереса к сверстникам; к различным аспектам жизни взрослых людей.

• Стимулировать проявления эмпатии во взаимоотношениях с людьми разного возраста и пола; подражания социально одобряемым поступкам.

• Содействовать развитию первоначальных умений распознавать человека на картинках, фотографиях, иллюстрациях; включаться в совместную деятельность, выполнять требования к поведению в детском саду и семье.

• Обогащать словарь, необходимый для общения.

• Учить использовать при общении доступные речевые средства.

• Приобщать к использованию простых форм речевого этикета («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»).

• Поощрять доброжелательное общение друг с другом, развивать навыки взаимодействия.

• Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться впечатлениями).

Человек в культуре

• Формировать, конкретизировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской (а также местной национальной) культуры; знакомить детей с их назначением; о народных игрушках (матрешка и др.), о малых формах русского (местного национального) фольклора; о русских (местных национальных) народных праздниках.

• Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора.

• Стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании потешек, пестушек, сказок, при вождении хороводов, исполнении плясок, участии в народных праздниках.

• Формировать элементарные представления о занятиях детей и взрослых (дети ходят в детский сад и в школу, взрослые – на работу).

• Поддерживать интерес к трудовой деятельности людей ближайшего окружения (воспитатель, повар, медсестра, дворник и др.), их профессиональным обязанностям и принадлежностям; учить бережно относиться к результатам труда взрослых и выражать им благодарность за заботу.

• Расширять опыт самообслуживания, продолжать формировать культурно-гигиенические навыки, содействовать появлению интереса к выполнению посильных трудовых поручений (с быстро достижимым результатом).

• Использовать трудовую деятельность для сенсомоторного развития и формирования целостной личности ребенка.

• Формировать культуру безопасного поведения:

- учить различать действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимать, что можно делать и что нельзя (опасно);

- учить безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), природными объектами, предметами быта, игрушками;

- учить безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности;

- подводить к пониманию элементарных наиболее общих правил безопасного поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

- формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения;

- формировать основы мотивационной готовности к соблюдению правил безопасного поведения;

- закладывать основы физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций.

Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Рабочая программа по «Социально-коммуникативному развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема (раздел)

Количество

1.

Развитие ребенка происходит в режимных моментах

Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы

К концу обучения ребенок:

1. Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.

2. Проявляет желание заботиться об объектах живой природы (животных, птицах зимой), проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь.

3. Называет членов своей семьи, их имена.

4. Имеет первичные гендерные представления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые), в играх адекватно отображает семейные отношения (родители заботятся о детях и т.п.).

5. Предпочитает общение со взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью.

6. Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения.

7. Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.

8. Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды.

9. Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.

10. пытается управлять своим поведением: соотносит свои действия с правилами игры.

11. Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью.

12. Умеет занять себя игрой (любой).

13. Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь на протяжении 6-7 минут.

14. При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью.

15. Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся.

16. Имеет представления о некоторых профессиях взрослых (врач, водитель, воспитатель, повар, продавец, строитель и т.д.).

17. Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях (держаться за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывать пальцы в дверные проемы и т.п.), и при напоминании выполняет эти правила.

18. Бережно относится к животным и растениям (не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблюдать за ними).

Содержание рабочей программы по социально-коммуникативному развитию

Человек среди людей

Я – Человек. Человек – живое существо: он питается, дышит, двигается. У каждого человека есть имя. Каждому человеку приятно, когда его называют по имени ласково. Взрослых людей называют не так как детей, к их имени прибавляется имя папы.  Люди бывают разные: большие и маленькие (взрослые и дети), молодые и старые (тети и дяди, бабушки и дедушки). Среди людей есть мальчики и девочки, мужчины и женщины; они отличаются одеждой, прическами. У людей бывает разное настроение: плохое и хорошее. Его можно узнать по лицу, по голосу человека. Когда у человека хорошее настроение – он веселится, поет, смеется; когда плохое – он плачет, уходит от людей.  Каждый человек хочет быть приятным для других людей. Для этого он здоровается при встрече, прощается при расставании, благодарит за помощь, приносит извинения за беспокойство.

Я – мальчик, я – девочка. Все дети разные. Среди них есть мальчики и девочки. Они во многом похожи: и мальчики и девочки любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать; любят своих родителей; ходят в детский сад. Но мальчики и девочки отличаются друг от друга: у них разная одежда, прически. Девочки очень нежные, поэтому им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед. Мальчикам и девочкам нравится, когда о них заботятся: говорят ласковые слова, не обижают, называют по имени, не отбирают игрушки.

Мужчины и женщины. Среди взрослых людей есть мужчины и женщины. Они отличаются одеждой, прическами. Женщины любят укладывать волосы в прически, заплетать в косы, украшать заколками; носят они чаще блузки, юбки, платья.

Моя семья. Человек живет в семье. Папа и дедушка – мужчины, брат –мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка – женщины, сестра –девочка; они носят женские имена. Женщины и девочки в семье носят платья. Женщины и девочки дома наводят красоту и порядок. Мальчики и мужчины делают тяжелую работу: приносят из магазина продукты, выносят мусор. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы у всех в семье было хорошее настроение, нужно стараться никого не огорчать: не шуметь, когда кто-нибудь отдыхает, не использовать без разрешения незнакомые предметы, не уходить с незнакомыми людьми. Дома все заботятся о том, чтобы в нем было чисто и красиво.

Детский сад – мой второй дом. Взрослые люди работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад. В детском саду много детей, заботливых взрослых, интересных занятий. В детском саду хорошо тогда, когда все заботятся друг о друге: приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.

В детском саду есть добрый, умный, заботливый человек – воспитатель, который знает много интересного, может научить лепить, рисовать, читает интересные книжки, играет с детьми. В группе работает заботливый помощник воспитателя, который наводит чистоту, кормит детей. В детском саду есть повар, он готовит для детей вкусную еду. В группе много детей – мальчиков и девочек. С ними интересно вместе играть, рисовать, петь песни, Чтобы всем было хорошо, нужно заботиться друг о друге, называть всех по имени, помогать, не ссориться, не капризничать.

Человек в культуре

Русская традиционная культура. Человека окружает много разных предметов. Одни из них ему щедро дарит природа, другие он делает сам. Для того чтобы человеку было тепло, он строит место для жилья – жилище. Первое жилище, в котором жил русский человек, называлось избой. Ели в избе за столом, сидя на лавках. Еда у людей была очень простая. Ее выращивали в огороде, собирали в лесу, в поле. В огороде росла репа, морковь, капуста, картошка. В лесу собирали разные ягоды: рябину, землянику, чернику. Взрослые люди много работали в поле, в огороде, в доме: сами выращивали и собирали урожай, шили одежду, готовили еду, строили избы, ухаживали за домашними животными. В перерывах между работой они устраивали праздники, отдыхали. Зимой праздновали Новый год; весной – провожали зиму, сжигали Масленицу, встречали птиц. Каждый праздник нес с собой что-то необычное. Во время праздников люди веселились: пели песни, водили хороводы, играли на музыкальных инструментах (рожок, свистулька, бубен, гусли, балалайка). Взрослые очень заботились о детях: делали им игрушки из дерева и кусочков и лоскутков ткани, придумывали для них сказки, песенки, пестушки, потешки.

Развитие игровой деятельности

В младшем дошкольном возрасте происходит становление игры как деятельности. С помощью воспитателя ребенок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, условными, речевыми и т.д.), придумывает простые игровые проблемные ситуации. А к концу четвертого года жизни уже выстраивает их в определенный сюжет.

Игры сопровождают детей в течение всего времени пребывания в детском саду, это сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические), игры со специальными игрушками для экспериментирования, а также дидактические, подвижные, музыкальные, обрядовые, тренинговые, досуговые, празднично-карнавальные.

Взрослый помогает ребенку перейти от «одиночной игры» и «игры рядом» к «ролевой игре», поощряет стремление детей играть рядом со сверстником, что способствует возникновению и укреплению доброжелательных отношений между детьми.

Педагог помогает детям освоить разнообразные предметные способы отображения представлений об окружающем мире, действуя с сюжетно-образными игрушками, предметами-заместителями, используя обозначение и замену предметов и действий словом. Включение в игру предметов-заместителей и воображаемых предметов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его в сокращенной игровой форме.

Сюжетно-ролевые игры

В играх детей четвертого года жизни преобладают бытовые сюжеты, сюжеты игр обогащаются некоторыми профессиональными темами, становятся более разнообразными и динамичными.

В сюжетно-ролевой игре педагог учит детей выбирать и принимать игровую роль, участвовать в небольшом ролевом диалоге, называть свою роль («Я водитель», «Я продавец»), выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить «детей»).

Педагог формирует у детей умение взаимодействовать в рамках простых сюжетов с двумя действующими лицами («водитель – пассажир», «мама – дочка», «врач – больной»), поддерживать ролевой диалог друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Педагог не оставляет без внимания и самодеятельные игры детей, помогая обогатить сюжеты и предлагая возможные варианты: «Мне кажется, твоя дочка заболела...», «Может быть, ты постираешь дочкину одежду?» – или задавая детям вопросы по поводу игры: «Что ты делаешь на кухне?», «Как зовут твою дочку?». С целью демонстрации детям способов ролевого поведения педагог использует обучающие игры, в которых играет как партнер с подгруппами детей или индивидуально с некоторыми детьми. При этом выбирает роль для себя и предлагая те или иные роли детям, включая их в общий сюжет в процессе реального игрового взаимодействия. В течение года педагог обогащает предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек и смены игрового оборудования, поощряет попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

Методы и приемы педагогической поддержки развития игры в младшем дошкольном возрасте включают:

- показ игровых действий воспитателем с привлечением детей; называние предметов, игрушек,

- обыгрывание их; участие воспитателя в игре (на главных и второстепенных ролях); организацию наблюдений за выполнением взрослыми бытовых действий, чтение художественных текстов с последующим игровым воспроизведением, поддержку самостоятельных действий детей по словесной инструкции.

Игры-экспериментирования

 Способствуют становлению детской самостоятельности. Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику неограниченные возможности самостоятельно применять навыки и умения в различных условиях (в группе, на прогулке в разное время года). Своеобразные игры-экспериментирования с игрушкой присущи всему периоду детства.

Игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию

В подобных играх используются калейдоскопы, устройства для выдувания мыльных пузырей, бессюжетные и сюжетные конструкторы и трансформеры («Лего»), волчки, воздушные змеи, игрушки, которые поддаются сборке и разборке.

Игры с природным материалом

Подобные игры разнообразны, интересны, но и требуют особого внимания со стороны взрослых, задача которых состоит в том, чтобы создавать условия для одних игр и предостерегать от других, таящих опасность (например, игры с огнем).

Лучшая форма контроля – это участие в игре, наблюдение за игрой, предложение новых «экспериментальных идей», своевременные и точные ответы на детские вопросы по ходу игры. Наиболее подходящими материалами для детского экспериментирования являются песок, глина, вода, снег и лед.

Игры с водой

«Пускание мыльных пузырей», «Веселые путешественники», «Заводим моторы», «Соревнования моторных лодок», «Катание на лодках», «Ловим рыбу и варим уху», «Осьминожки и рыбки гуляют», «Речные путешествия с пассажирами», «Ловкие пальчики», «Вот какая пена». Можно использовать семена деревьев, кору с бревен, древесные грибы, мох; интересны и познавательны для детей игры с зеркалом, светом, звуком.

Социальные игры-экспериментирования с взрослыми и с другими детьми

Это семейные игры, игры-общения, активизирующие эмоциональный, доверительный, подчас шутливый контакт взрослого с ребенком («Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ку-ку – а вот она!»), нацеленные на воспитание различных типов и способов общения, на получение определенного «эмоционального результата». Дети в младшем дошкольном возрасте чаще играют в них с взрослыми (родителями, воспитателями). Педагогическая поддержка игр-экспериментирований заключается в расширении кругозора ребенка, обогащении содержания его опыта, создании предметных условий для возникновения данных игр, во внимательном отношении к познавательным интересам ребенка, в охране его игры со стороны воспитателя.

Развитие коммуникативных умений

Особое внимание уделяется развитию умения общаться у детей, пришедших из семьи, малоактивным и малоразговорчивым в общении с детьми и педагогом. Очень важно развивать у младших дошкольников инициативную речь, умение поддерживать диалог с взрослыми и детьми (уметь обратиться к взрослому и ребёнку с вопросом, рассказать о себе). Необходимо научить детей называть взрослых по имени и отчеству, сверстников из группы называть по имени. Развивая культурно-гигиенические навыки, знакомить их с правилами элементарного культурного поведения. Надо приучать детей использовать самые простые правила речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить). Развивать невербальные средства общения (жесты, мимику). Нужно учитывать разный речевой и коммуникативный уровень детей, пришедших в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения, как на занятиях, так и особенно вне занятий. Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка.  Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы.  При этом надо шире использовать наглядность: игрушки, картинки (предметные и сюжетные), персонажи кукольного театра.

Формирование культуры безопасности

Базовыми методами формирования навыков безопасного поведения являются показ взрослым (педагогом или родителем) безопасных приемов выполнения определенных действий и их совместное с детьми выполнение. Постепенно осуществляется переход к ознакомлению младших дошкольников с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности, с правилами безопасного поведения. Большое значение имеет не только демонстрация взрослыми образцов действий (поведения), но и оценка действий ребенка.  Основная работа проводится в ходе выполнения детьми гигиенических процедур, во время приема пищи, сбора на прогулку. На утренней и вечерней прогулках педагог знакомит детей с элементарными правилами безопасности в природе, на игровой площадке. Организуя самостоятельную деятельность дошкольников, педагог следит за тем, чтобы она осуществлялась безопасно, дает оценку действий детей, выражает одобрение или неодобрение, поясняет, как действовать правильно.

Таким образом, во второй младшей группе, в условиях, обеспечивающих безопасное пребывание детей в дошкольной образовательной организации, начинается систематизированная работа по формированию у воспитанников основ культуры безопасности. Поскольку обстановка, окружающая ребенка дома и в местах его прогулок с родителями может не отвечать требованиям безопасности, важнейшими направлениями работы педагога в данный период являются обучение  членов семей воспитанников и организация обучения, воспитания и развития детей через семью. В рамках повышения родительской компетентности необходимо проводить работу по формированию представлений о требованиях к безопасности домашней обстановки.

Повышение уровня культуры безопасности у родителей должно находить проявление в возникновении у них самоконтроля, ответственности при выборе отдельных действий, моделей поведения. Это и есть начальный этап формирования необходимых навыков безопасного поведения. Обучение через семью позволяет значительно расширить содержание и объем работы за счет формирования ряда необходимых практических умений в семье. Эффективность педагогического процесса значительно повышается. Известно, что именно в семье формируется мотивация безопасного поведения.                                                  

Природа и безопасность

Педагогами и родителями используется практика запрета действий, которые могут стать причиной попадания ребенка в опасные ситуации. Это связано с тем, что существуют области человеческой деятельности, в частности, взаимодействия с природой, объективно недоступные детям в силу уровня их физического развития и неспособности понимать и выполнять необходимые правила безопасности. Педагог учит детей безопасно для себя и окружающей природы осуществлять рассматривание природных объектов, наблюдение за ними, поясняет, какие природные материалы и как можно использовать для изучения, продуктивной деятельности. Основной задачей воспитателя является показ правильных с точки зрения решаемых образовательных, игровых, творческих, практических задач и с позиций безопасности приемов выполнения действий. Наблюдая за деятельностью воспитанников, педагог дает им оценку, корректирует их.

Педагог знакомит дошкольников с элементарными наиболее общими правилами поведения в природе, при этом акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на необходимость их неукоснительного соблюдения.

Безопасность на улице

Основным источником накопления первичного опыта поведения на улице, становления установок и моделей безопасного поведения для младших дошкольников являются члены их семей. Именно их действия в транспорте, при движении по улице, при переходе дорог оказывают наиболее существенное влияние на формирование у детей культуры безопасности. При этом также используется тактика безусловных запретов, озвучиваемых родителями в форме позитивных и продуктивных инструкций («всегда держи меня за руку, находясь у дороги», «на улице всегда будь рядом со мной»).

Первичное накопление представлений об устройстве улиц, о транспорте, о необходимости соблюдать элементарные правила, также организуется педагогом в ходе бесед, конструирования, рисования, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач.

Безопасность в общении

В ходе общения со сверстниками, старшими детьми, младшие дошкольники приобретают коммуникативный опыт. Задача педагога и родителей демонстрировать позитивные образцы, решительно пресекать недружелюбное, небезопасное поведение по отношению к другим людям, выявлять и по возможности устранять причины подобных проявлений. Также взрослым необходимо правильно реагировать на поведение других людей по отношению к ребенку, обеспечивать ему защиту и психологический комфорт.

Педагог знакомит детей с наиболее общими и понятными им правилами культурного и безопасного взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учит проявлять эмпатию.

Безопасность в помещении

 Рост степени самостоятельности младших дошкольников в данном направлении требует особого внимания педагогов и родителей к формированию соответствующих действий, к своевременному ознакомлению ребенка с правилами безопасности и пониманию детьми необходимости их выполнять. В соответствии с индивидуальными особенностями детей постепенно расширяется зона их самостоятельности. Этот процесс должен подкрепляться формированием навыков безопасного использования предметов быта, выполнения элементарных трудовых действий. Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. С учетом возрастных особенностей, акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на формирование тактики избегания опасных ситуаций. В семье организуется знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Знакомство с трудом взрослых

Воспитатель организует наблюдения детей за работой взрослых в детском саду, рассказывает и обсуждает с ними, что делает помощник воспитателя, повар, медсестра, дворник, водитель. Рассказывает о том, что должны знать и уметь люди разных профессий, чтобы справляться со своими заданиями (как лечить болезни, как водить машину). Подводит к пониманию социальной направленность труда и поясняет, что детям нужно много узнать, прежде чем они смогут начать работать. Объясняет, что за работу платят деньги. Обсуждает вместе с детьми, для чего нужны деньги, на что их тратят. Обогащает содержание сюжетно-ролевых игр детей, разыгрывает на игрушках ситуации «В магазине», «У врача», «В парикмахерской». Педагог расширяет представления детей об особенностях трудовой деятельности на примере нескольких трудовых процессов (стирка белья для игрушек, шитье кукольной одежды, выпечка булочек), связанных с созданием предметов рукотворного мира; поддерживает у детей интерес и желание самим участвовать в трудовой деятельности вместе с взрослыми (педагогом, родителями). Знакомит с материалами и простейшими орудиями труда, необходимыми для людей разных профессий.

Расширение опыта самообслуживания

Педагог особое внимание уделяет формированию культурно-гигиенических навыков, т.к. они составляют основу дальнейшей самостоятельности детей, учит детей заворачивать рукава и самостоятельно мыть руки, намыливая их мылом; причесываться, правильно пользоваться полотенцем, туалетной бумагой, носовым платком; поясняет, почему нужно использовать только свои предметы гигиены и туалета. Дети одеваются и раздеваются в определенной последовательности (с небольшой помощью взрослого); расстегивают и застегивают пуговицы на одежде (спереди), самостоятельно расшнуровывают и расстегивают обувь, обуваются с небольшой помощью взрослого; стараются не пачкать одежду  быть опрятными. Во время приема пищи правильно пользуются столовой и чайной ложками, полощут рот после еды.

Приобщение к труду

Хозяйственно-бытовой труд. 

Педагог постепенно приучает детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить свою посуду с обеденного стола. Приобщает детей к оформлению группы перед праздником. Помогает детям понять смысл действий самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (для здоровья, красоты и порядка, чтобы дети и взрослые радовались).

Труд в природе. 

Педагог вместе с детьми наблюдает за развитием растений в уголке природы, на огороде, предоставляет им возможность полить растения, протереть влажной тряпочкой листья; объясняет, что растения, как и люди, тоже хотят пить, без воды они погибнут. Для наблюдений педагог выбирает привлекательные растения с яркими крупными цветками, листьями, знакомые детям овощи, зелень. Дети участвуют в посадке растений на участке (помогают нести саженцы, рассаду, поливают растения, утрамбовывают при необходимости почву, закапывают лопатками ямку), в изготовлении простых кормушек для птиц зимой. Педагог постоянно поддерживает детей в их стремлении сделать что-то полезное.

Способы проверки обученности воспитанников

   Уровень усвоения образовательной программы детьми проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.

  Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.

Средства обучения

     В МДОУ созданы условия для развития  детей:  смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал,  игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда, уголки ряжения, уголки сюжетно-ролевых игр, уголки труда, природы и т.д.

2. Коррекционная работа  с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.

Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3

3. Работа с родителями по направлению «Социально-коммуникативное развитие»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

 Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ  (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

        Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

        Задачи:

        1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

    2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

         3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

        4.Формировать позитивные формы общения.

        5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

        6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

         2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

 4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

Реализация программы рассчитана для работы  с детьми раннего возраста (дети 3-4 лет). Содержание программы  реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.  Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

В  группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Работа с родителями по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка». Приложение 4.

4. Работа с социальными партнерами по направлению «Социально-коммуникативное  развитие ребенка»

Одним из путей повышения качества дошкольного образования  является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;

• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:

• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

• работу с семьями воспитанников детского сада.

Работа с социальными и партнерами по направлению «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.

Используемая литература

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.

3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию

во второй младшей группе

Месяц  

Неделя

Тема

Формы работы в организованной деятельности

Цель

сентябрь

1.

Мой детский сад  

Беседа «Поведение в детском саду» 

Цель: закрепить основные правила поведения детей в группе и на участке детского сада. Воспитывать привычку безопасного поведения в детском саду.

2.

Осень. Приметы осени

Беседа «Улыбка делает чудеса» 

Цель: развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, учить передавать положительные эмоции.

3.

Овощи. Огород

Беседа «Хорошие манеры» 

Цель: закреплять правила речевого этикета; формировать умения не перебивать говорящего, здороваться; употреблять в речи слова «спасибо»«извините»«пожалуйста».

4.

Сад. Фрукты

Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» 

Цель: формировать умение раскладывать предметы на свои места (игрушки на полку, посуду на стол, одежду в шкаф). Продолжать упражнять в умении группировать предметы по назначению.

октябрь

1.

Грибы. Ягоды

Проблемная ситуация «В детском саду» 

Цель: уточнить представления о правилах безопасного поведения в группе. Закрепить знания детей о назначении предметов ближайшего окружения.

2.

Как зовут тебя, деревце?

Игра «Найди место для игрушки» 

Цель: развивать умение правильно размещать игровой материал и стремление бережно относиться к нему. Воспитывать у детейнавыки партнерского общения в игре.

3.

Домашние животные и их детеныши

Беседа «Домашние животные» 

Цель: развитие эмоционально – положительного отношения к русской традиционной культуре.

4.

Домашние животные и их детеныши

Игра «Загадки – движения» 

Цель: закреплять в простой наглядно – действенной форме знания детей о целевом назначении и функциях предметов окружающего мира.

5.

Я – человек. Части тела

Беседа «Кто я?» 

Цель: формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности.

ноябрь

1.

Одежда

Беседа «Внешние различия мужчин и женщин» 

Цель: формировать у детей умение видеть внешние различия между мужчиной и женщиной; содействовать полоролевой социализации детей.

2.

Обувь

3.

Моя семья

Беседа «Человек среди людей» 

Цель: становление эмоционально - положительного отношения к людям.

4.

Профессии

Беседа «Профессии» .

Цель: расширять представления детей о явлениях и событиях трудовой деятельности человека; активизировать словарь детей

декабрь

1.

Здравствуй, Зимушка -зима!

Игра «Разное настроение» 

Цель: познакомить детей с эмоциональными состояниями: радость, грусть. Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей.

2.

Дикие животные и их детеныши

3.

Зимующие птицы

Беседа с показом иллюстраций «Народное творчество» 

Цель: развитиеэмоционально – положительного отношения к русской народной игрушке.

4.

Новый год у ворот!

Беседа с показом иллюстраций «Народное творчество» 

Цель: развитиеэмоционально – положительного отношения к русской народной игрушке.

январь

2.

Дом

Беседа «Вот эта улица, вот этот дом»

Цель: накомить с понятиями «улица»«адрес». Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

3.

Инструменты

Игра «Кому что нужно для работы» 

Цель: формировать у детей знания об орудиях труда. Воспитывать интерес к труду взрослых; активизировать речь.

4.

Наши помощники. Электроприборы

5.

Мебель

Беседа «Русская кухня» .

Цель: формировать эмоционально положительное отношение к русской традиционной кухне

февраль

1.

Посуда

2.

Продукты питания

Беседа «Профессии» 

Цель: расширять представления детей о явлениях и событиях трудовой деятельности человека; активизировать словарь детей.

3.

День защитника Отечества

Дидактическая игра «Дружба» 

Цель: познакомить детей с понятием «дружба»; формировать навык выстраивания дружеских взаимоотношений. Воспитывать умение эмоционально реагировать на окружающий мир.

4.

Транспорт

Беседа «Транспорт и средства связи» 

Цель: формировать положительное отношение к достижениям человечества; развивать у детей познавательный интерес, разговорную речь.

март

1.

Международный Женский день

Игра – упражнение «Я принёс тебе подарок» .

Цель: выяснить отношение детей к подаркам. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, доброта, уступчивость

2.

Весна

Беседа «Вежливые слова» 

Цель: расширять представления детей об основных правилах этикета; формировать знания о правилах общения друг с другом.

3.

Первые цветы

Беседа «Зачем нужен режим дня» 

Цель: дать детям понятие «режим дня», рассказать о его значении для здоровья детейРазвивать умение рассуждать, делать умозаключения. Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад».

4.

Перелетные птицы

Игра «Мы поссоримся и помиримся» 

Цель: воспитывать умение дружелюбно общаться со сверстниками, пользоваться общими игрушками без ссор и конфликтов.

апрель

1.

Наш друг - книга

Упражнение «Просим извинения» Чтение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились» 

Цель: формировать навык взаимодействия со сверстниками посредством речи; умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

2.

Что мы знаем о космосе?

Игры с разрезными картинками «Специальный транспорт» 

Цель: продолжать знакомить детей с разными видами транспорта специального назначения.

3.

Животные разных стран

Игра «Разное настроение» 

Цель: познакомить детей с эмоциональными состояниями: радость, грусть. Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей.

4.

Насекомые

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»  

Цель: формировать у детей представления о хороших и плохих поступках. Продолжать развивать умение вести диалог.

май

1.

Моя Родина. Мой любимый город  

Беседа «Вот это да, в моём городе такая красота»

Цель: познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному городу.

2.

Праздник Победы

Беседа «Вот эта улица, вот этот дом»

Цель: знакомить с понятиями «улица»«адрес». Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

3.

Подводный мир

Игра «Найди место для игрушки» 

Цель: развивать умение правильно размещать игровой материал и стремление бережно относиться к нему. Воспитывать у детей навыки партнерского общения в игре.

4.

Азбука безопасности  

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» 

Цель: формировать представления детей о хороших и плохих поступках; содействовать нравственному развитию детей.

5.

Скоро лето!    

Проблемная ситуация «Расскажем Чебурашке, как вести себя в детском саду?»

Цель: уточнить представления детей о правилах поведения в группе. Формировать навык взаимодействия со сверстниками посредством речи; развивать умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Приложение 2

Мониторинг обученности детей второй  младшей группы

п/п

ФИ ребенка

1. Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.

2. Проявляет желание заботиться об объектах живой природы, проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь.

3. Называет членов своей семьи, их имена.

4. Имеет первичные гендерные представления.

5. Предпочитает общение со взрослыми, испытывает потребность в сотрудничестве с ним.

6. Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий.

7. Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.

8. Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды.

9. Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.

10. пытается управлять своим поведением: соотносит свои действия с правилами игры.

11. Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью.

12. Умеет занять себя игрой.

13. Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь на протяжении 6-7 минут.

14. При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью.

15. Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся.

16. Имеет представления о некоторых профессиях взрослых.

17. Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании выполняет эти правила.

18. Бережно относится к животным и растениям.

1. Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.

2 балла – проявляет сочувствие к окружающим, действует соответствующим образом по собственной инициативе.

1 балл – откликается на предложение взрослого помочь сверстнику, утешить его и пр.

0 баллов – не выражает сочувствия окружающим, не принимает предложений взрослого поддержать сверстника.

2. Проявляет желание заботиться об объектах живой природы (животных, птицах зимой), проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь.

2 балла – спонтанно выражает сочувствие животным или героям произведений в процессе наблюдения, чтения (плачет, сопереживает, соответствующим образом комментирует ситуацию, предлагает варианты помощи).

1 балл – не выражает самостоятельно желания, но охотно откликается на предложение помочь птичкам, рыбкам (покрошить хлеб, поприсутствовать во время кормления и т.п.), адекватно отвечает на вопросы взрослого о содержании соответствующих произведений («А колобка тебе не жалко или не жалко? Почему?»).

0 баллов – не проявляет сочувствия к объектам живой природы, может причинить вред или проявить жестокость (специально раздавить жука, червяка, оторвать крылья бабочке, прогнать птиц от корма и т.п.).

3. Называет членов своей семьи, их имена.

2 балла – правильно называет членов своей семьи.

1 балл – называет членов своей семьи с подсказками («А бабушка (тетя) у тебя есть?»)

0 баллов – затрудняется с перечислением своей семьи.

4. Имеет первичные гендерные представления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые), в играх адекватно отображает семейные отношения (родители заботятся о детях и т.п.).

2 балла – адекватные представления, которые ребенок самостоятельно формулирует.

1 балл -  адекватные представления, которые выражаются в ответах на наводящие вопросы.

0 баллов – ничего не может сказать или называет случайные признаки, на наводящие вопросы е отвечает.

5. Предпочитает общение со взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью.

2 балла – использует разные поводы, чтобы пообщаться с воспитателем (обсудить что-то, рассказать, спросить), постоять рядом, подержаться за руку и т.п.

1 балл – не инициирует самостоятельно общение со взрослым, но охотно откликается, если такое общение инициирует взрослый.

1 балл – не инициирует самостоятельно общение со взрослым, но охотно откликается, если такое общение инициирует взрослый.

0 баллов – избегает общения со взрослым.

6. Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения.

2 балла – охотно вступает в контакт со сверстниками, имеет друзей в группе, охотно включается в общие игры и занятия, пытается организовать их сам.

1 балл – не инициирует контакты со сверстниками самостоятельно, но с интересом наблюдает за играющими вместе детьми, охотно откликается, когда воспитатель предлагает и помогает присоединиться к играющим или занимающимся чем-то детям.

0 баллов – не участвует в коллективных играх, мешает играющим; когда взрослый организует совместную игру (магазин, поликлиника и т.д.), в которую включены двое детей и сам взрослый, то ребенок в игру не включается, молчит, выражает желание покинуть ситуацию.

7. Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.

2 балла – ребенок легко и адекватно поддерживает ролевой диалог.

1 балл – ребенок испытывает трудности с поддержанием ролевого диалога, но охотно «хватается» за подсказки и использует их.

0 баллов – ребенок отказывается от ролевого диалога.

8. Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды.

2 балла – самостоятельно одевается и раздевается, обращается за помощью в трудных ситуациях (сложная или находящаяся сзади застежка, тугой ворот водолазки и т.п.), правильно ведет себя за столом.

1 балл – при одевании нужна значительная помощь взрослого, но есть стремление делать это самостоятельно, пусть неудачные, но попытки. За столом большей частью ведет себя правильно, прислушивается к замечаниям взрослого.

0 баллов – практически не одевается сам и почти не ест самостоятельно.

9. Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.

2 балла – ведет себя большей частью соответственно правилам, жалуется на других детей.

1 балл – может не выполнять правила, но при напоминании следует им.

0 баллов -  специально нарушает правила. Даже после напоминания может не выполнять их.

10. пытается управлять своим поведением: соотносит свои действия с правилами игры.

2 балла – в подвижной или дидактической игре старается действовать соответственно правилам.

1 балл – при организации соответствующей возрасту игры старается ориентироваться на правила, хотя не всегда их выполняет.

0 баллов – никак не реагирует на правила.

11. Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью.

2 балла – ребенок самостоятельно или при незначительной помощи взрослого выполняет пошаговую инструкцию.

1 балл – ребенок старается придерживаться заданной последовательности действий, но допускает ошибки. С помощью взрослого находит свои ошибки и самостоятельно исправляет их.

0 баллов – ребенок выполняет предложенную последовательность, не обращает внимания на указанные взрослым ошибки.

12. Умеет занять себя игрой (любой).

2 балла – ребенок легко организует игру сам или присоединяется  к игре сверстников.

1 балл -  ребенок включается в игру по приглашению (сверстника  или взрослого).

0 баллов – не включается в игры.

13. Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь на протяжении 6-7 минут.

2 балла – в течение указанного времени сидит и внимательно слушает.

1 балл – в течение указанного времени слушает, может отвлекаться , но при напоминании взрослого опять сосредотачивается на произведении.

0 баллов – практически сразу же отвлекается и не выражает желания слушать дальше.

14. При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью.

2 балла – при возникновении проблем (распределении ролей или игрушек в игре, при сборе дидактической  игрушки, кубиков, пазлов и т.д.) пытается найти выход самостоятельно или просит помощи.

1 балл -  при затруднении сразу теряет интерес, прекращает выполнять действие, демонстрирует отрицательную эмоциональную реакцию, но на предложение помощи ребенок охотно откликается.

0 баллов – затруднения блокируют деятельность: ребенок прекращает выполнять действие и не возвращается к нему, проявляет отрицательную эмоциональную реакцию, предложение помощи игнорирует.

15. Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся.

2 балла – ребенок адекватно отвечает, что дети ходят в садик, школьники учатся, взрослые работают.

1 балл – ребенок испытывает трудности с ответом, но выбирает правильный ответ из двух при наводящем вопросе.

0 баллов – ребенок не может ответить на вопрос.

16. Имеет представления о некоторых профессиях взрослых (врач, водитель, воспитатель, повар, продавец, строитель и т.д.).

2 балла – ребенок самостоятельно называет несколько знакомых профессий и правильно говорит, что делает человек той или иной профессии, называемой воспитателем.

1 балл – ребенок испытывает трудности с ответом, но правильно отвечает на вопрос с подсказкой или выбирает правильный ответ из двух при наводящем вопросе.

0 баллов – ребенок не может ничего сказать о деятельности людей разных профессий.

17. Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях (держаться за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывать пальцы в дверные проемы и т.п.), и при напоминании выполняет эти правила.

2 балла – ребенок самостоятельно дает какие-то из следующих вариантов ответов : «Не разговаривать с незнакомыми людьми», «Не играть с огнем», «Быть осторожным на лестнице», «Не совать пальцы в дверные проемы и ящики», «Быть осторожным с острыми предметами» и т.п.

0 баллов – ошибается при ответах на наводящие и провокационные вопросы больше двух раз. В этом случае с ребенком обязательно обсуждаются все ошибки и даются правильные ответы.

18. Бережно относится к животным и растениям (не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблюдать за ними).

2 балла – на прогулках проявляет интерес к животным и растениям, адекватно ведет себя по отношению к ним.

1 балл -  на прогулках проявляет интерес к животным и растениям, однако может сорвать растение просто так и или долго не давать  свободу насекомому и т.п. После замечания воспитателя прекращает свои действия, а на вопросы дает объяснение, связанное с познавательным интересом ребенка. О том, что он делает плохо, ребенок просто не подумал, обещал больше так не делать.

0 баллов – не проявляет интереса к животным и растениям, может причинить им вред, и на вопрос отвечает «Просто так».

Приложение 3

План коррекционной работы по индивидуальным программам 

по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе

Месяц  

Неделя

Тема

Формы работы в организованной деятельности

Цель

сентябрь

1.

Мой детский сад  

2.

Осень. Приметы осени

3.

Овощи. Огород

4.

Сад. Фрукты

октябрь

1.

Грибы. Ягоды

2.

Как зовут тебя, деревце?

3.

Домашние животные и их детеныши

4.

Домашние животные и их детеныши

5.

Я – человек. Части тела

ноябрь

1.

Одежда

2.

Обувь

3.

Моя семья

4.

Профессии

декабрь

1.

Здравствуй, Зимушка -зима!

2.

Дикие животные и их детеныши

3.

Зимующие птицы

4.

Новый год у ворот!

январь

2.

Дом

3.

Инструменты

4.

Наши помощники. Электроприборы

5.

Мебель

февраль

1.

Посуда

2.

Продукты питания

3.

День защитника Отечества

4.

Транспорт

март

1.

Международный Женский день

2.

Весна

3.

Первые цветы

4.

Перелетные птицы

апрель

1.

Наш друг - книга

2.

Что мы знаем о космосе?

3.

Животные разных стран

4.

Насекомые

май

1.

Моя Родина. Мой любимый город  

2.

Праздник Победы

3.

Подводный мир

4.

Азбука безопасности  

5.

Скоро лето!    

Приложение 4

План работы с родителями по направлению «Социально-коммуникативное  развитие ребенка»

№ п/п

Мероприятие

Тема

Цель

Дата

1.

Индивидуальная консультация

 

«Особенности  адаптации ребенка в  ДОУ»

Осуществить педагогическое просвещение родителей по направлениям: особенности развития детей 4 года жизни, создания оптимальных условий для ребёнка, способствующих обеспечению комфортного пребывание в детском коллективе.

октябрь

2.

Консультация:

«Воспитание стремления к самообслуживанию у детей»

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания.

декабрь

3.

Родительский круглый стол

«Организация выходного дня»

Обмен опытом по организации семейного

отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей.

март

Приложение 5

План работы с социальными партнерами по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка»

№ п/п

Мероприятие

Тема

Цель

Дата

1.

Акция с садом-партнером

«Помоги пожилому человеку»

Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать

Октябрь

2.

Акция с садом-партнером

«Покормим птиц»

Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать

Январь

3.

Акция с садом-партнером

«Поздравим с праздником»

Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...