Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи"
консультация (младшая группа)

Цуканова Татьяна Николаевна

Консультация для родителей 

" Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx763.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Болоховский центр образования №2»

муниципального образования Киреевский район

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики

и ее влияние на воспитание у детей правильной речи»

                                                                                                         Подготовила :воспитаталь

Цуканова Т.Н.

Истоки способностей и дарований у детей - на кончиках их пальцев.

                                                                                            В. А. Сухомлинский  

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развития сознания и личности. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь. Исследованиями сотрудников лаборатории ВНД ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН России установлено, что уровень развития речей детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Именно поэтому мой выбор остановился на проблеме "Развития мелкой моторики и ее влияния на воспитание у детей правильной речи". Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики; Собрать практический материал по играм с пальчиками ;Изготовить практический материал на развитие мелкой моторики рук .Для решения этих задач был составлен перспективный план по играм с пальчиками, используя основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав (т. е. количество упражнений и степень их сложности) варьировались в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Все упражнения начинали делать в медленном темпе, сопровождая показом и четким произнесением текста. Каждую игру проводили в течение нескольких минут, 2 -3 раза в день.

  • Нанизывание  колец на тесьму;
  • Игры с мозаикой;
  • Игры с конструктором;
  • Шнуровки.

Хотелось бы отметить, что вся работа велась совместно с родителями. С ними дополнительно проводились консультации, индивидуальные беседы, где говорилось о влиянии мелкой моторики на развитие речи детей. В конце года результаты  порадовали. Если в начале я наблюдала, что у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп упражнений замедленный, то в процессе регулярных игр и упражнений движения пальчиков стали более точные, координированные, исчезло напряжение не только с самих рук, но и с губ. Улучшалось произношение многих звуков, обогатился словарный запас детей. Проанализировав результаты, пришла к выводу, что работу по развитию мелкой моторики необходимо продолжать и дальше. В следующем учебном году поставила перед собой задачи : Организовать кружок "Оригами" с целью развития мелкой моторики; Продолжать пополнять "Копилку игр с пальчиками".После этого разработала перспективный план кружка "Оригами", руководствуясь принципом: от простого - к сложному, а также возможностями детей. Сначала моим воспитанникам было трудно овладевать различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократные складывания, им приходилось постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. Отношение детей к оригами существенным образом изменилось, когда им стало ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки, различных животных, птиц и т. д. Чтобы вызвать у детей интерес и эмоционально настроить их деятельность, использовала художественную литературу. Прежде чем перейти от одного изделия к другому, убеждалась, хорошо ли дети овладели тем или иным приемом складывания, научились ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.

Занятия в кружке вызвали у детей огромный интерес, а игрушки, которые они мастерили, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, становились им особенно дороги.

Мы организовывали выставки поделок в группе. Участвовали в республиканском конкурсе "Зеркало природы" в номинации "Лучшая сова года". Выставляли семейство совушки - совы, сделанное в технике оригами. Дети были отмечены благодарностями за участие. Ежегодно принимаем участие в городском смотре - конкурсе "Зимняя фантазия".Не забывала и про игры с пальчиками: занималась с детьми индивидуально, а также со всей группой в свободное от занятий время. Практиковала использование пальчиковых игр вместо физкультминуток. В конце года я пришла к выводу, что эти занятия очень полезны именно для развития мелких и точных движений рук, для установления координации в работе глаза и руки. Выполняя различные действия с бумагой, ребенок упражняет свою руку. Вот почему очень важно и необходимо заниматься с детьми именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами .Это интересное, приятное и полезное занятие развивает усидчивость, наблюдательность, память и, что не менее важно, мелкую мускулатуру пальцев рук. Так как анализ работы по развитию речи прошлых лет показал хорошие результаты - я решила не останавливаться на достигнутом и в этом году, когда дети стали воспитанниками средней группы, продолжить работу над развитием мелкой мускулатуры и воспитанием правильной речи у детей.

  • Использовать пальчиковые игры в соответствии с лексическими темами;
  • Изготовить дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Сотрудничество с родителями.

Для решения этих задач были составлены перспективные планы:

Игр с пальчиками по принципу концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем; По проблеме "Взаимодействие с семьей по вопросам развития речи детей".

Строя  работу с детьми 4 лет, включаю пальчиковые игры, массаж или самомассаж  пальцев и ладоней в каждое занятие. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры с пальчиками откладывается в памяти, запоминается без напряжения, тем самым закрепляется представление детей о слове, его звучании.

                                Компот

                   Будем мы варить компот,

                  Фруктов нужно много. Вот.

                  Будем яблоки крошить,

                  Грушу будем мы рубить.

                  Отожмем лимонный сок,

                  Слив положим и песок.

                  Варим, варим мы компот,

                  Угостим честной народ.

                                             Н. Нищева

 

Во время занятий учитывать  индивидуальные особенности ребенка, его возможности, настроения.Для систематичности в работе по применению пальчиковых игр использую перспективный план, составленный с учетом лексических темы: Для развития мелкой мускулатуры рук приобрела настольные игры. Например, "Умная шнуровка", "Пазлы" (сначала использовала крупные, затем мельче и мельче), "Мозаика" (различные варианты). Это увлекательные, развивающие игры. Во время игры у детей развиваются координация и моторика движений рук, творческие способности, воображение. Изготовила дидактические игры. Очень нравится детям сортировать, например: горох и фасоль (игра "Золушка"); макаронные изделия разные по форме и величине (игра "Любимые макароны"); гречку и рис (игра "Зернышко к зернышку"). Из них можно складывать и причудливые узоры. Можно "рисовать" с помощью пуговиц (игра "Выложи узор") и веревочки (игра "Раз веревка, два веревка…"). Все эти предметы помогут не только развивать мелкую мускулатуру пальчиков рук, но и воображение, память, глазомер, сформулировать простые мыслительные операции, помогут научить детей сравнивать предметы Сложнее дело обстояло с заданиями, требующими выложить зернышки по контуру какого-либо предмета (игра "Попробуй выложить"), т.к. мелкая моторика еще не развита на столько, чтобы свободно действовать с мелким материалом. Однако эта игра увлекла многих терпеливых ребят. Особый интерес у детей вызвал массаж ладоней и пальчиков рук, для этого были изготовлены нетрадиционные игры "Колючие иголочки" - ребенок катает круглую щетку для волос между ладонями, приговаривая, например:

  • У сосны, у пихты, елки

             Очень колкие иголки

             Но еще сильней, чем ельник,

             Вас уколет можжевельник.

Игра - массаж "Чудо - прищепки" - ребенок поочередно на каждое слово стиха "кусает" прищепкой ногтевые фаланги. Например:

  • Кусается сильно котенок - глупыш,

       Он думает: это не палец, а мышь.

       Ноя же играю с тобою, малыш,

             А будешь кусаться,

              Скажу тебе: кыш!

Можно использовать любое другое стихотворение: "Орешки для белочки", "Волшебные карандаши", "Лапки - царапки".

Игры на развитие точных движений пальцев вызывали у детей некоторые затруднения и нежелания использовать их в своей игровой деятельности ("Колодец", "Не урони").Для развития мелкой моторики у детей использую

самые разные приемы штриховки, закрепляя навыки проведения линии с соблюдением контуров предметов. Заинтересовала детей работа с

"раскрасками". Кропотливая, упорная работа над "раскрасками" - один из главных способов подготовки руки ребенка к письму, развития мелкой мускулатуры рук, усидчивости, внимания. Непередаваемую заинтересованность вызывал у детей "сухой бассейн". Работа по развитию мелкой моторики продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности: на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе дидактических игр и игр – драматизаций. Составила перспективный план, куда включила как коллективные формы работы (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, выставки совместных работ родителей и детей), так и индивидуальные (беседы и консультации), а также наглядно - информационные формы работы (выставки детских работ, реклама книг, статей из журналов, выставки игр, информация о жизни детей в группе). Изготовила папки - передвижки по проблеме развития речи детей, подготовила ряд консультаций. Полезны для родителей и Дни открытых дверей с просмотром занятий и режимных моментов. Подсказываю, как и чем можно заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получил знания, выработал определенные и умения, но и испытал интерес к занятиям .В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье рекомендовала некоторый практический материал - массаж ладоней и пальчиков рук, пальчиковые игры, загадки, пословицы, считалки, стихи. Советовала, какие книги следует читать детям. К беседам организовывала выставки книг, игр, статей из журналов. Пальчиковые игры и упражнения - развлекательное и развивающее занятие. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего детства.

C:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\Света\детский сад\фото\группа мультяшки\мелкая моторика рук\чудо-дерево.JPG 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста"

"Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста» Воспитатель: Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»Воспитатель: Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Предлагаю вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Предлагаю вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....