Музейная педагогика в ДОУ, как средство патриотического воспитания дошкольников
статья

Cкулганова Елена Николаевна

Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_gruppe.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Скулганова Елена Николаевна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области"

Мини – музей « Удивительная роспись», как средство патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.  Учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Мини-музей – результат  совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

Его  должны отличать не только научная достоверность, но и удачно найденная образная форма, чтобы информация была для ребенка запоминающейся.

Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.  

     В нашем дошкольном образовательном учреждении также ведётся внедрение музейной педагогики: создан  мини-музей «Удивительная роспись».               

Создание мини – музея проходила в  три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

 Мини-музей в группе родился с  небольшого уголка, затем выставки, посвященной народным промыслам. И в результате он стал самым излюбленным  местом нашей группы. И не случайно ведь там можно и играть,  и рисовать и рассматривать экспонаты,  переставляя их местами.

Целью  создания данного мини–музея стала: воспитание патриотизма   дошкольников  через музейную педагогику.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика, он  приобщает  детей к истокам  культуры своей страны, способствует сохранению народных традиций, развивает у детей способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Заключительный этап предусматривал  подведение итогов работы, открытие мини-музея «Удивительная роспись» в группе, организацию выставки для родителей и гостей.

Музейные экспонаты меняются в соответствии с возрастом детей. Для детей  младшей группы была организована выставка «Дымковская игрушка», «Филимоновские свистульки»;   в средней группе действовала экспозиция– «Народные промыслы» ; в старшей группе «Золотая хохлома», «Голубое чудо – гжель», «Мастера  - умельцы». Эта выставка особенно запомнилась и детям и родителям, и сотрудникам ДОУ. Дети представили себя мастерами  - умельцами народных промыслов. В своей мастерской они сначала вырезали силуэты дымковских игрушек, филимоновских свистулек, хохломской и гжельской посуды, а также вылепили их из глины,  затем подобрали материал, который им нужен для выполнения работы и приступили к росписи. Затем в приемной комнате устроили выставку, которую так и назвали «Мастера – умельцы». Выставку посетили, родители детей, сотрудники и дети ДОУ. Экскурсовод познакомил всех с работами мастеров. После выставки в приемной , работы детей разместили в мини – музее группы.

В 2018-2019  учебном году, учитывая возрастные особенности детей группы, экспонатом нашего мини-музея стала русская народная игрушка, символ России - матрешка. Общими усилиями педагогов и родителей мини-музей был пополнен новыми матрешками: деревянными, вязанными, выполненными аппликацией на ткани, изготовлен макет Матрешки, дидактические игры, выбран новый дизайн оформления.

Разделы экспозиции мини-музея «Матрешка» включают:

Раздел «Путешествие в историю» (конспекты ОД, бесед, экскурсий).

Задачи раздела: пробуждать интерес к жизни наших предков; знакомить с историей возникновения Матрешки; воспитывать уважение к своему народу.

Раздел «Такие разные Матрешки.

Задачи раздела: познакомить детей с разнообразием Матрешек, использованием разной росписи.

Раздел «Рукотворные Матрешки».

Задачи раздела: познакомить с Матрешками, выполненными своими руками.

        Музей обогатился дидактическими играми: «Укрась матрешку», «Построй матрешек в ряд», «Сложи матрешку», которые прививают любовь не только к декоративно – прикладному искусству, но и развивают математические способности.

Экспонаты музея пополняются и создаются совместно с родителями и детьми. В результате совместной творческой деятельности в мини-музее появились самодельные  расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов, дидактические игры.

 Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные, в том числе и редкие экспонаты. Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

          Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Были организованы  такие выставки как «Мастера – умельцы» (2 младшая группа), «Дымковская слобода» (средняя группа),  «Удивительная хохлома» (старшая группа),  «Гжельская посуда» (старшая группа), и др. Большое внимание мы уделяем подготовке  экскурсоводов в старшей группе, которые учатся  проводить экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
     Мы, педагоги МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г.Шебекино Белгородской области", стремимся наполнить детские сердца чувством любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству посредством мини-музея «Удивительная роспись».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»

Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка

План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...

Музейная педагогика как элемент системы нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Музейная  педагогика является инновационной технологией личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- развивающую пространственную сре...