Программа кружковой деятельности "Воспитываем сказкой"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фихтер Лариса Петровна

Программа кружковой деятельности "Воспитываем сказкой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой деятельности « «Воспитываем сказкой»

Пояснительная записка

         Издавна известно, что сказка - это духовный хлеб. Образы Золушки и Красной Шапочки, доброго молодца и рыцаря побуждают детскую душу «трудиться», обогащают ее добром и мечтами. Иначе говоря, почти каждая сказка оказывает на детей терапевтическое и воспитательное влияние. Однако мир вокруг нас постоянно меняется. Современное искусство, компьютерные игры, так же, как и общество в целом, довольно часто наполнены агрессией. С точки зрения на это, сказки должны вызывать у детей радостные, счастливые чувства и эмоции.   И именно поэтому, воспитание сказкой   особенно актуально на сегодняшний день. А еще сказки развивают речь, воображение и творчество. Именно на это и направлены комплексные занятия кружковой деятельности «Спешите творить добро или «Воспитываем сказкой».

         Содержательной основой программы кружковой деятельности является научное пособие «Воспитываем сказкой» для воспитателей, учителей и родителей Л.Б.Фесюковой, методиста, автора книг «От трех до семи», «Воспитание сказкой», «Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет» и др. Пособие включает  в себя 12 иллюстраций с изображением ситуаций на основе известных всему миру сказок, которые рассматриваются по-новому, с внесением современной жизненной  атрибутики.

       Основная цель программы: духовно-нравственное развитие детей.

       Сопутствующая цель программы: развитие речи, воображения и творчества дошкольников.

       Задачи программы:

  • Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка-дошкольника: доброту, честность, доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие, смелость и др.
  • Развивать речь дошкольника.
  • Способствовать развитию воображения и творчества ребенка-дошкольника.

       Условия реализации программы:

       Данная программа рассчитана на реализацию в старшей группе с детьми 5-6 лет в течение одного года.Включает в себя 12 циклов занятий по сказкам. Каждый цикл состоит из трех занятий по одной сказке. Общее количество занятий - 36. Периодичность проведения – 1 занятие в неделю. Продолжительность занятия: 20-25 мин. Место проведения: групповое помещение. Количество детей, посещающих кружок – 13 человек. Система работы по данной программе может быть использована в других учреждениях.

      Используемые формы работы:

  • Анализ необычной загадки.
  • Чтение и обсуждение сказки.
  • Подбор пословиц и поговорок к сказке.
  • Составление сказки на новый лад.
  • Развивающие игры.
  • Подвижные и малоподвижные игры.
  • Сказочная математика.
  • Составление интересных рассказов.
  • Создание сказочного дизайна.
  • Раскрашивание иллюстраций.
  • Мини-инсценировки и этюды.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Коллективная и индивидуальная продуктивная деятельность.
  • Создание сказочных сюрпризов.

Данная программа предусматривает интеграцию образовательных областей:

  • Физическое развитие: двигательная активность, координация движений и развитие крупной моторики при выполнении этюдов и разыгрывании мини-инсценировок; развитие мелкой моторики обеих рук при раскрашивании, занятиях продуктивной деятельностью.
  • Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, при работе над содержанием сказок; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками при выполнении коллективных работ в продуктивной деятельности, решении проблемных ситуаций; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.  
  • Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (в развивающих играх, при решении проблемных ситуаций, при использовании формы работы «Сказочная математика»)
  • Речевое развитие: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы(  при анализе загадок,  чтении и обсуждении сказок, составлении сказок и интересных рассказов, участии в мини-инсценировках, в решении проблемных ситуаций, при обсуждении выполнения коллективных заданий, в развивающей игре «Вопрос-ответ»).
  • Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (восприятие сказок, загадок, рассматривание иллюстраций, составление сказок на новый лад, создание сказочного дизайна, использование музыки при этюдах, в сказочных сюрпризах).

     Интеграция образовательных областей   реализуется через такие виды детской деятельности, как: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разных материалов, изобразительная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

     Целевые ориентиры:

  • У ребенка сформировано представление о нравственных качествах, а именно: о доброте, гуманности, честности, доброжелательности, отзывчивости, трудолюбии. Ребенок отличает плохой поступок от хорошего, различает добро и зло, лень и трудолюбие, смелость и трусость, честность от лжи, отзывчивость от черствости и равнодушия.
  • У ребенка сформированы предпосылки к коллективным и доброжелательным взаимоотношениям.
  • У ребенка сформировано положительное отношение к труду и трудолюбию.
  • Ребенок умеет сочувствовать, сопереживать; сформированы предпосылки к умению понимать другого, переносить переживания другого на себя.
  • У ребенка созданы предпосылки для развития творчества и воображения: может придумать новую сказку, название к ней, нарисовать придуманных героев, подобрать для них одежду, обустроить жилье, сыграть роль выдуманного персонажа.
  • Ребенок умеет строить диалог и монолог.

Перспективное планирование

1.Цикл занятий по сказке «Колобок»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки «Колобок»

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз ( выпечка родителями необычного сказочного печенья «Колобок» и организация чаепития).

Сентябрь, 1 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3.Малоподвижная игра «Колобок».

4.Сказочная математика.

5. Сериалы о колобке.

Сентябрь, 2 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1.Раскрашивание головного убора для путешествия Колобка на юг.

2.Лепка необычного колобка с использованием разного материала

Сентябрь, 3 неделя.

2.Цикл занятий по сказке «Репка»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки  «Репка»

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз: внезапное появление картонной репки на воздушных шарах.

Сентябрь, 4 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3. Этюд «Мы- герои сказки «Репка».

4.Сказочная математика.

5. Вопрос-ответ.

Октябрь,1 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание «Веселый танец Репки».

2.Коллективная композиция-коллаж «У нас в гостях Репка».

Октябрь, 2 неделя.

3.Цикл занятий по сказке «Волк и семеро козлят»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз: появление героя Цветика-семицветика с написанными на обороте лепестков «сюрпризами-неожиданками», которые затем осуществляются.

октябрь, 3 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3. Этюд «Мы-мимы».

4.Сказочная математика.

5. Вопрос-ответ.

6. Игра «Веселые истории-перевертыши».

октябрь,4 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание «Волк в суде».

2.Коллективная композиция «Кофейня «У матушки козы». Создание вывески и интерьера.

ноябрь, 1 неделя.

4.Цикл занятий по сказке «Колосок»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз: индивидуальное обращение к ребенку с просьбой от имени героев сказки «Колосок».

ноябрь, 2 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3. Этюд «Мы-мимы».

4.Сказочная математика.

5. Вопрос-ответ.

6. Игра «Веселые истории-перевертыши».

ноябрь,3неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание «Подарок Петушка»

2.Лепка и украшение пирожков.

ноябрь, 4 неделя.

5.Цикл занятий по сказке «Хроменькая уточка»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз «Раскрась меня, я хочу стать красивой» (появление контурной бумажной куклы без лица)

декабрь, 1 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3. Игровая ситуация «Загадочные объявления»

4.Сказочная математика.

5. Винегрет из сказок.

декабрь, 2 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание иллюстрации к сказке.

2. Худ. труд. «Добрые колечки для девочки из сказки». Изготовление колечек из разного материала.

декабрь, 3 неделя.

6. Цикл занятий по сказке «Лиса и журавль»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз .Волшебный сундучок.

декабрь, 4 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3.Минутка пантомимы. «Покажем сказку».

4.Сказочная математика.

5.Решение ситуации «Поможем все вместе сказочным героям».

январь,2 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание иллюстрации к сказке.

2. Худ. труд. Необычные сладости для Лисицы и Журавля. Изготовление конфет разной величины и формы из бумажных и полиэтиленовых пакетов.

январь, 3 неделя.

7. Цикл занятий по сказке «Три медведя»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз. Звуковое письмо от трех медведей. Раскрашивание рисунков в подарок медведям.

январь, 4 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3.Инсценировка истории «Медвежонок заболел».

4.Сказочная математика.

5.Загадки-двустишия «Черный ящик».

6.Творческое задание «Чем похожи и чем отличаются герои сказок».

февраль, 1 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Худ. труд. Коллективная ландшафтная композиция «Домик трех медведей».

февраль, 2 неделя.

8. Цикл занятий по сказке «Три поросенка»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз. Неожиданное появление домика( со светящейся лампочкой или свечкой) со сказочными героями.

февраль,3 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3.Этюд «Сельское подворье»

4.Сказочная математика.

5.Конкурс на наивыразительнейший диалог из сказки «Сто волков».

 6.Решение проблемной ситуации «Подарки волка поросятам».

февраль,4 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Найди и раскрась домик Наф-Нафа.

2.. Худ. труд. Коллективная работа. Изготовление стенгазеты «SOS» для поросят.

март, 1 неделя.

9. Цикл занятий по сказке «Красная шапочка»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз. Чаепитие с Красной Шапочкой.

март,2 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3.Этюд «Цветы»

4.Сказочная математика.

5. Чтение, анализ и пересказ варианта сказки мальчика Миши «Красная Шапочка».

март, 3 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание. Нужный подарок для бабушки.

2. Рисование. Украшение картонной шапочки.

март, 4 неделя.

10. Цикл занятий по сказке «Дюймовочка»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз. Леденец от Дюймовочки.

апрель,1 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3. Пантомима «Дюймовочка и Жук».

4.Сказочная математика.

5. Конкурс « Кто больше назовет птиц из известных сказок».

апрель, 2 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание. Свадебное путешествие Дюймовочки.

2. Коллаж. Волшебный сад Дюймовочки.

апрель,3 неделя.

11. Цикл занятий по сказке « Золушка»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз. Золотое колечко от Золушки.

апрель,4 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3. Мини-инсценировка «Мы- на балу у короля».

4.Сказочная математика.

5. Конкурс на лучшего театрального героя.

май,  1 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание. Золушка и мачеха.

2. Раскрашивание контурного изображения кареты для Золушки.

май, 2 неделя.

12. Цикл занятий по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»

№п/п

Содержание

Дата проведения

1.

Работа по содержанию сказки

1.Анализ необычной загадки.

2.Чтение и обсуждение сказки.

3.Подбор пословиц и поговорок к сказке.

4.Сказочный сюрприз. Волшебная палочка от Золотой рыбки. Выполнение трех желаний.

май , 3 неделя

2.

Работа по иллюстрации.

1. Беседа и показ иллюстрации.

2.Составление сказки на новый лад, придумывание новых вариантов названий.

3. Эмоционально-стимулирующая гимнастика «Свидание с Золотой рыбкой».

4.Сказочная математика.

5. Игра «Стол сказочных находок»

май, 4 неделя

3.

 Сказочный дизайн.

1. Раскрашивание. Неспокойное синее море.

2. Худ. труд. Волшебный аквариум «Золотые рыбки».

июнь, 1 неделя.

 Используемая литература:

  1. Фесюкова Л.Б. Воспитываем сказкой. Научное пособие для воспитателей, учителей и родителей.
  2. Терем-теремок. Сказки /Илл. М.Литвиновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 136с.: ил.
  3. Путешествие в страну сказок. – М.: ОЛМА –ПРЕСС, 2005. – 191 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем сказкой

Родительское собрание на тему "Воспитываем сказкой"...

Консультация для родителей Как умеют воспитывать сказки

Как умеют воспитывать сказкиСказочные истории, которые складывались веками в разных мировых культурах, весьма разнообразны, но обладают одним общим свойством - необычайной притягательностью и во...

Воспитываем сказкой или Сказка – неизменный спутник детства.

Данный материал представлен в виде информации о роли сказки в становлении личности дошкольника и авторской сказки о добре. Целью материала является: воспитывать  у родителей интерес к сказкам, сф...

Проект "Воспитываем сказкой"

Цель проекта:Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через сказку....

Консультация для родителей "Воспитываем сказкой"

Консультация для родителей "Воспитываем сказкой"...

Консультация "Воспитываем сказкой!"

Предложенные сказки помогут воспитателям и родителям показать детям нравственные качества....

"Воспитываем сказкой".

quot;Воспитываем сказкой"....